Минские театры постепенно стали отказываться от яркого грима – мол, это прошлый век. Но найти загримированных актеров еще можно.
ДЕНИС НЕМЦОВ (38 ЛЕТ)
Белорусский государственный академический музыкальный театр
– Я играю в спектакле «Бабий бунт» шустрого маленького деда Захара, старого казака, который любит похулиганить, девчонок пощипать, выпить на халяву, он везде сует свой нос. Роль старика я играл на заре творческой карьеры в Новосибирске в спектакле «Дамы и гусары»: мэтры отказывались брать роли стариков, нам с другом в шутку предложили сыграть, а мы с большим удовольствием согласились. Я рисовал себе бородавки, клеил усы, замазывал брови мылом и рисовал новые.
Однажды после спектакля попросил гримеров оставить парик на день, так и пошел домой, не смывая грима, хромая и кряхтя. По дороге пристал к старушке: «Мать, дай трешку на пиво – трубы горят». А она мне в ответ: «Нет, милок, я тебя не знаю, ты не из нашего подъезда». Даже собака меня дома не узнала (смеется).
Я тогда был просто повернут на гриме и перевоплощении. В университете много наблюдал за людьми на улице, искал новые голоса, походки. Мне это очень пригодилось: например, в спектакле «В джазе только девушки» я играю Дафну.
Спектакль «Бабий бунт» в следующий раз дают в Белорусском государственном академическом музыкальном театре 15 апреля.
МАРИЯ ПЕТРОВИЧ (30 ЛЕТ)
Республиканский театр белорусской драматургии
– В спектакле «Тры Жызэлi» я играю дочку главной героини, она алкоголичка. Я играю небольшой, но яркий эпизод с необычным гримом: коробочка коричнево-бордовой краски – и через 15 минут грим готов. Чтобы загримироваться под бабушку, нужно около получаса, грим наносится в несколько слоев. Молодое лицо рисуется быстро – нужно подкраситься немного ярче, чем в жизни.
Настроиться на роль очень просто – нужно погрузиться в обстоятельства и представить, что ты – это твой персонаж. Хотя иногда бывает, что роль не сразу идет. Грим и костюм помогают четко увидеть своего персонажа. Костюмы актерам придумывает художник, но какие-то предложения могут исходить и от нас. Например, недавно в спектакле «Дожить до премьеры», где я играла продавщицу, художник по костюмам придумал мне красный халат. А у меня в голове изначально был образ такой советской продавщицы с большим бюстом, золотыми зубами, выбеленными волосами и начесом. Без костюма роль у меня не шла ни в какую, но, когда я все-таки оделась так, как представляла, все получилось.
Я всегда получаю такие яркие и неоднозначные роли. Профессия тем и интересна, что сегодня ты дива и поешь в шикарном костюме, а завтра алкоголичка, бабка или продавщица. Поэтому люди и становятся актерами – чтобы «прикидываться» разными. А еще знаете, что хорошо? Сегодня я отыграю обездоленную алкоголичку, потом сниму с себя грим, пойму, что я очень даже ничего, и буду продолжать жить и радоваться, что у меня все здорово.
Спектакль «Тры Жызэлi» можно увидеть в Республиканском театре белорусской драматургии 11 апреля.
БАЖЕНА ЗУБАРИК (21 ГОД)
Национальный академический Большой театр оперы и балета
– В «Спящей красавице» я играю придворную даму. Роль второго плана, но мне кажется, что маленьких ролей не бывает, поэтому все равно думаю о том, как обыграть мизансцену.
Когда пришла в театр, старалась копировать движения более опытных артистов. Но со временем начала понимать, как нужно играть и при этом чувствовать себя комфортно. Сегодня на мне довольно удобный костюм, который не сковывает движения. Хотя мой персонаж – сдержанная женщина, и жестикулировать мне не придется. Что касается грима, обычно я наношу его около 30 минут. Из-за него кожа становится сухой, поэтому ее нужно постоянно увлажнять кремами.
ЕЛЕНА (23 ГОДА)
Национальный академический Большой театр оперы и балета
– Я играю в «Спящей красавице» сразу четыре роли. Первый мой выход – в костюме феи. Грим мы наносим самостоятельно, но если нужно сделать что-то сложное, то помогают гримеры. В колледже был урок грима, где мы учились делать классический сценический макияж. Он должен быть ярче, чем в жизни, чтобы зрители даже с последнего ряда могли увидеть наши глаза.
После первого выхода в роли феи настраиваться на другого персонажа нет времени – забегаешь в гримерку, переодеваешься за пару минут и бежишь обратно на сцену. Для меня костюм играет большую роль: ты входишь в образ, как только переодеваешься.
Балет «Спящая красавица» можно увидеть в Национальном академическом Большом театре оперы и балета 25 мая.
ПАВЕЛ (27 ЛЕТ)
Национальный академический драматический театр им. М. Горького
– Спектакль «Viva Commedia!» – это традиционный итальянский театр, комедия дель арте. Этот жанр требует очень яркой характеристики персонажа – и речевой, и пластической, и внешней. Большая часть актеров вообще работает в масках, только Коломбина, Влюбленная и Влюбленный (его я и играю) в гриме.
Грим должен быть преувеличенно ярким. Гримируюсь я сам. Сначала наношу общий тон под цвет кожи, потом полностью покрываю лицо белилами. На щеки – румяна, на глаза – стрелки, губы – ярко-красным, над верхней губой рисую родинку. По канонам комедии дель арте у Влюбленного обязательно должна быть родинка над губой. А вот прическу мне делают гримеры.
Пластика у актера комедии дель арте тоже не совсем обычная. Жестикуляция преувеличена, все эмоции подчеркиваются движением – ведь маска на лице почти полностью исключает мимику. Надо много бегать, прыгать, падать, даже драться – и не только на шпагах. Я и на «мостик» становлюсь.
Костюм очень помогает вжиться в роль. Рукава с буфами, узкие чулки, пышные панталоны не просто меняют походку и жесты – они дают возможность как бы окунуться в другую эпоху. Пришлось учиться ходить на каблуках – во время репетиций я даже ногу вывихнул.
Стилистика комедии дель арте непривычна и для актеров, и для зрителей, спектакль всегда идет с аншлагом.
Спектакль «Viva Commedia!» можно посмотреть в Национальном академическом драматическом театре им. М. Горького 24 апреля.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.