Не забывайте, что «Теарт» будет идти до самого 16 октября: на несколько классных спектаклей еще есть билеты, а на бесплатные образовательные ивенты – места для регистрации. Мы попросили специалистов посоветовать, куда стоит обязательно попасть.
елена мальчевская
театральный критик
– Авиньонский фестиваль – один из старейших мировых театральных фестивалей. Каждый год на него съезжается огромная аудитория, чтобы посмотреть на самые значительные мировые театральные достижения. Благодаря «Теарту» чуть-чуть Авиньона можно увидеть и в Минске. В международной программе этого года два авиньонских спектакля: «Арктика» (четверг, 11 октября, 19:00, Дворец культуры МАЗ) и «Сайгон» (понедельник, 15 октября, 19:00, Дворец культуры МАЗ).
Мне кажется, что их можно объединить в диптих и тематически – это истории о том, как человек сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами, которые изменяют его жизнь. В «Арктике» странный лайнер плывет к берегам Гренландии и везет на своем борту политический заговор. А в «Сайгоне» рассказаны истории французских вьетнамцев, которые вынуждены были оставить родину и начать новую жизнь в другой стране.
анжелика крашевская
директор Форума
– Посмотреть спектакль Czterdzieści (понедельник, 8 октября, 19:00, Центральный дом офицеров) необходимо прежде всего потому, что его создал Джо Стремгрен – известнейший норвежский режиссер и хореограф. В истории международной программы «Теарта» будет это первая постановка норвежского хореографа.
Особенность второго спектакля Польского театра танца «Жатва» (вторник, 9 октября, 19:00, Центральный дом офицеров) заключается в том, что, помимо танца и мотива обрядовости, в этой постановке звучит текст Станислава Выспяньского – культовой фигуры польской культуры. Это танец-ритуал.
Таня Артимович
кураторка Школы «Теарта» в 2018 году
Встреча с Мариной Давыдовой. Театр «Без границ», 5 октября, 19:00, Ок16 (ул. Октябрьская, 16)
– Марина – главный редактор журнала «Театр», арт-директор фестиваля NET (Новый европейский театр) в Москве, колумнист портала Colta.ru. Ее выступления слушать можно бесконечно, и в эти моменты понимаешь, что театр – это то, что обращается к «тут и теперь», помогает понимать и описывать свою идентичность, артикулировать гражданскую позицию. Марина Давыдова говорит о том, что поле театра сегодня политично, активно, провокационно, оно отзывается на все самые злободневные темы современного общества, оставаясь чутким барометром ко всем социальным трансформациям.
Встреча с труппой спектакля «Три сестры», 8 октября, 17:00, Галерея «Ў» (ул. Октябрьская, 19)
Инклюзию и работу с этой темой в поле искусства в последние годы обсуждают широко. И кажется, что единственным способом для этого является репрезентация инклюзии как социального феномена. Спектакль «Три сестры» предлагает иную перспективу. И хотя режиссер Тимофей Кулябин говорит, что такой задачи в принципе перед собой не ставил и жестовый язык в спектакле для него – это концептуальное решение, тем не менее он понимает, что такое измерение возникнет. Во время встречи есть уникальная возможность узнать «кухню» спектакля от его создателей и участников, а также поговорить о «безбарьерной» среде в более широкой перспективе.
Встреча с Доротой Масловской, 13 октября, 19:00, Лаборатория социального театра ECLAB (ул. Куйбышева, 22)
Дорота Масловская – один из лидеров современной польской драматургии, чьи тексты бескомпромиссны и провокационны. Она известна также как авторка нескольких романов, пишет тексты для музыкального проекта, который объединяет элементы рэпа, панка и танцевальной музыки. Вот так о ней написали в Gazeta Wyborcza: «Трудно не заметить, что Масловская срывает маски там, где они уже давно сорваны… Дружба через Facebook, видеоигры, секс на веб-камеру, воспитание детей при помощи Skype – да, это бич нашего постмодерного времени и болезнь общества потребления, но о боги, разве это еще кому-то неизвестно?»
Встреча с Марком Ламмертом. «Художник как сценограф», 12 октября, 19:00, «Арт-Беларусь». ZAL #2 (ул. Козлова, 3)
Марк Ламмерт активно работает в живописи, графике, создает арт-книги. Этот опыт он использует во время работы над спектаклями как художник-сценограф. Когда смотришь на фотографии и эскизы к спектаклям, становится ясно, что одно из важнейших мест в его творчестве занимает осмысление пространства. Эта бесплатная встреча будет интересна художникам, архитекторам, дизайнерам, сценографам и режиссерам.
Дискуссия «Зачем – театр?». 14 октября, 11:00, рестобар «Буфет» (ул. Зыбицкая, 2)
Подобная дискуссия в рамках «Теарта» проходит каждый год. Кажется, что от такого формата устали уже и сами спикеры, и зрители. Поэтому в этом году диалоги о театре будут проходить «между прочим», а главной интригой станет то, что спикеры будут готовить и чем угощать публику. Потому что а вдруг театр вообще нам сегодня не нужен? Может, это абсолютно устаревший формат, не отвечающий запросам современного человека? Нарезая хлеб и сыр, нанизывая оливки на шпажки, мы попробуем отправить театр в «музей». Или – нет?
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: teart.by, из архива героинь.