До 31 марта в ZAL #2 во Дворце искусств идет выставка HOME. Мы попросили Ташу, ту самую необычную героиню «Гардероба», рассказать о том, как и зачем создавались работы, а заодно и провести для нас небольшую экскурсию.
Кто эта девушка
В октябре 2019 года художница Таша Коцуба стала одной из победительниц выставки «Осенний салон», которую в пятый раз организовывал «Белгазпромбанк». Ее творчество оценивало международное жюри, в составе которого были словацкий художник Яро Варга, искусствовед из Украины Ольга Балашова, искусствовед из России Владимир Назанский и критик из Литвы Эгле Юоцевичюте.
– Выставка посвящена родителям и называется «Дом», – начинает экскурсию Таша. – Дом как не просто место, где человек живет или жил, а как то место, где он себя чувствует как дома. И мой дом – внутри меня. Выставка – своего рода автопортрет.
Мой дом – это искусство. Это то, что я всегда пытаюсь объяснить родителям. Я постоянно искала место, где я смогу почувствовать себя как дома, но на самом деле он всегда был со мной.
На выставке ко мне подошла женщина и не то чтобы агрессивно, но с напором начала расспрашивать: «С какого момента у вас начался конфликт с родителями? Принимают ли они ваше творчество? Вы этим зарабатываете деньги? А где работаете? А откуда у вас деньги?»
Я ответила, что я обычный человек, художница-преподавательница по специальности, работаю на обычной работе и рисую в свое удовольствие. И она такая: «Так это хобби у вас!» Я бы не сказала, что это хобби. Это смысл моей жизни.
Семья
И я бы не сказала, что у меня конфликт с родителями. Я погружаюсь в искусство, а у них другие заботы, семья, дом. Я считаю, они большие молодцы, просто у нас разные взгляды на жизнь, как и у большинства разных поколений.
Я делаю свое дело, и мои родители видят, уважают и ценят это. Они занимают большое место в моей жизни, я их люблю и ценю, но у меня есть еще и творчество.
Я никогда не ставила себе цель завести семью, родить детей, найти работу, потому что с рождения знала, чем хочу заниматься и что хочу делать. У меня не было выбора, я была уверена, что мне нужно заниматься творчеством. И уже потом, возможно, семья, дети и муж.
Конечно, я бы хотела завести семью. Хотела бы, чтобы муж поддерживал меня во всем, чтобы мы смотрели в одном направлении, а не просто друг на друга. И дети – это тоже супер. Я понимаю, что лучшее, что можно создать за свою жизнь, – это ребенок. Это же человек, живой человек! Это просто что-то невообразимое.
Пока я к этому не готова, но, даже если у меня появится семья, я не смогу оставить искусство. Я все равно буду заниматься творчеством. Возможно, в какие-то периоды меньше, но точно знаю, что не смогу без этого.
Снаружи и внутри
Выставка планировалась еще с лета. Тогда мой куратор, Елена Наборовская, самый замечательный человек, который терпит и продвигает меня, сказала, что мы будем делать персональную выставку, и попросила подумать над темой и концепцией.
Уже в сентябре я четко знала, что я хочу изобразить. Мне показали зал, и я ориентировалась на него: что там должно быть, где я хочу разместить работы, где – инсталляцию, где – видео.
Большие холсты я рисовала с лета, на одну работу уходило пару месяцев. Все это – автопортреты. Один – то, как я воспринимаю себя снаружи, остальные – то, как я чувствую себя внутри. Их должно было быть больше, я планировала девять работ, но не хватило времени.
Красный
Забавно, что так получилось: и афиша с красным, и свет мы выставили красный. Мы этого не планировали, но, думаю, в этом что-то есть. Во многих моих работах присутствует красный цвет и красная нить.
Помню, я была совсем маленькая и сделала работу для своего друга. Там было небо, а из него – красные нити. И я рассказала историю, которую сама же придумала: эти красные нити видят не все, и, если ты их увидишь, обязательно хватайся – и мир заиграет новыми красками.
Я уже и забыла про это, но, когда монтировали выставку, поняла, что у меня много работ с этой нитью. Может, это связь между всеми работами? Это все на таком подсознательном уровне идет, что у меня даже нет слов для описания.
Послание
Мне бы очень хотелось, чтобы любой человек, чем бы он ни занимался, посмотрев фильм и работы, послушав мою историю, вдохновился. Вдохновился на то, чтобы что-то создать или просто погулять, встретиться с любимыми, друзьями, знакомыми. Чтобы он совершил какое-то действие.
Еще хотелось бы, чтобы каждый задумался о том, что приносит радость и удовлетворение именно ему. Я знаю, что есть люди, которые еще не определились, чем бы они хотели заниматься в жизни. Я не могу их понять, потому что всегда знала, что буду делать, но мне бы хотелось как-то помочь им, воодушевить, заставить задуматься о том, кто они и чего хотят.
И наконец, хотелось показать, что это нормально – когда в вас сочетаются разные качества: и плохие, и хорошие. В концепции все написано, и я надеюсь, что каждый найдет там что-то для себя.
Вдохновение
Фильм – о творчестве, семье, каких-то переживаниях, фрагментах из детства. Хотелось рассказать свою историю, но не сухо, а, скорее, передать настроение.
Фильм снимала Марина Колесник, это ее первая работа в таком формате. Она до сих пор говорит, что фильм получился недостаточно хорошим, но, думаю, она довольна им. Марина постоянно благодарит меня, а я безмерно благодарна ей.
Музыку написал мой близкий друг Саша, и она очень подошла под атмосферу.
Родители
Эти работы я сделала еще в 2017 году. Нигде не выставляла и даже забыла про них, а потом вспомнила и подумала, что они хорошо впишутся в концепцию выставки. Они будто бы ждали своего звездного часа: три года лежали в подвале у моего друга, а я все никак не могла их забрать.
Груз
Эти три стены и кровать – попытка передать атмосферу, в которой я жила, творила и рисовала. А еще это собирательный образ того, что со мной происходило последние семь лет.
Мне хотелось максимально нагрузить пространство вещами, потому что обычно в таких условиях я и живу. Где бы я ни жила, я всегда постепенно обрастаю кучей вещей: много разных бумажек, рисунков, картин, книг, материалов – всего.
Периодически я от них избавляюсь, но их все равно достаточно много. Я будто бы заполняю ими одиночество и собираю вокруг себя воспоминания.
Под кроватью – фото с пленки, фото людей, которые меня окружали. Все люди, которых я встречала, в какой-то мере на меня повлияли и сделали меня такой, какая я есть.
В основании кровати – книги, записки, фотографии. Обычно все это лежит у меня на полках, на столе, возле кровати, и мне хотелось, чтобы каждый человек мог погрузиться в это и почувствовать себя на моем месте.
Раньше я свозила все вещи домой, но недавно приехала туда и выбросила все свои учебные работы и другие вещи. Раньше мне казалось, что все они очень важны. А вдруг я пойду преподавать и мне понадобится эта работа для наглядного примера? А вдруг мне будет нужна эта книга? А вдруг?..
Нет, не понадобится. Мне это все не нужно, это груз. И выставка – избавление от этого груза. Такая точка, после которой будет новый этап.
Отражения
Мы долго думали про эту стену: я не хотела ничего туда вешать, но Лена настояла. Подумали, что зеркало будет хорошо вписываться: человек, взглянув в него, увидит за собой автопортреты – то есть, по сути, мои отражения.
Зеркала вообще больная для меня тема. Дома я их все спрятала. Я не люблю свое отражение в зеркале, мне не нравится, как я выгляжу. Я иногда много нервничаю, начинаются проблемы со здоровьем, и я будто бы старею и не узнаю себя в зеркале. Не могу принять себя, не вижу себя целиком.
Помню, в университете нужно было слепить свой автопортрет из глины. Мы мерили все пропорции, расстояния, величину, я слепила себя, а преподавательница подходит и говорит: «Таша, что ты сделала!»
Я увеличила себе нос, глаза уменьшила в два раза, губы странные слепила… Я не представляю, как я выгляжу.
Автопортрет
Это то, как я себя вижу и воспринимаю. Тут есть фотографии, которые я делала на паспорт и визы. На многих фотографиях я совсем другой человек. Я постоянно менялась и не всегда узнаю себя на фотографиях и в зеркале.
Если присмотреться, на работе можно увидеть несколько глаз, небольшие слезы, ватную палочку, мои же состриженные волосы. Это такой собирательный образ, созданный на эмоциях и показывающий то, что меня беспокоит.
Кстати, я всегда изображаю себя с длинными волосами. Наверное, мечтаю отрастить.
Свобода
Это – внутренний автопортрет. Есть еще картина «Одиночество», и я называю два этих состояния двумя сестрами, которые идут рука об руку. Потому что одиночество – это полная свобода, когда ты отдан самому себе.
Когда эту работу увидел мой друг, он не понял, почему она про свободу: «У тебя странное понятие свободы. Мотылек будто бы заключен в этом круге». Возможно он прав: вроде я и чувствую себя свободно, но все равно все время сижу в каких-то рамках.
Однако этим большим пространством я хотела передать другое. Когда меня спрашивают, что такое свобода, я представлю огромное чистое поле, солнце и ветер. Пространство вокруг мотылька и есть это чувство.
Одиночество
Чуть ниже центра – маленький ребенок, он один. От него идет небольшая линия, а выше изображено лезвие. Там, где встречаются линия и лезвие, капают капли. Это образ оторванности от мира. Есть человек – и он один такой во всем мире.
Тут сшиты вместе штаны, пиджак, футболка. Это вещи, которыми мы окружаем себя в одиночестве. Не знаю, как у других, но я обычно, если мне одиноко и грустно, иду и что-то себе покупаю. Это может быть еда, одежда, книга – что угодно. И мне становится менее одиноко. Здорово, что так можно делать.
Хотелось показать, что есть такой вот человечек, который укутался во все эти вещи, он совсем один, оторванный от мира. Именно так я чувствую одиночество.
Женщина
Красный цвет – и физическая, и психологическая боль, с которой сталкиваются женщины. Важно не видеть в этой картине что-то ужасное и не воспринимать, скажем, нож и кровь буквально.
Должна была быть еще работа «Мужчина», но я ее не доделала, она пока стоит в моей комнате. Это должен был быть образ сильного художника, сильная сторона. Я замечаю, что всегда представляюсь именно как художник, а не художница: во мне сидит именно художник-мужчина.
Первым я хотела закончить именно мужчину, это более близкая мне тема. Но так случилось, что я очень сильно влюбилась – и мне было легче изобразить женщину. Слабую, со своими проблемами.
Если присмотреться, вверху есть я и образ мужчины, мы держимся за руки. Я – в цвете, мужчина – черно-белый. Я всегда представляла себе отношения серыми: опыт предыдущих отношений показал, что мне не очень комфортно находиться в отношениях. Я будто бы теряю себя, теряю своего художника и теряюсь в любимом человеке.
Это, по сути, портрет слабости. Сейчас я изобразила бы женщину иначе, потому что сейчас я очень счастлива и мне очень хорошо.
Любовь
Это последняя моя работа, она еще даже не высохла. Надеюсь, никто не додумается ее потрогать, потому что она в одном месте даже немного течет.
Здесь я постаралась собрать фотографии максимального количества людей. Тех, кого я встречала в своей жизни и кто мне очень дорог. Не каждый найдет себя, но я просто знаю, что они там есть. Было жалко закрашивать, потому что хотелось показать, что я всех очень люблю, но хотелось и сделать так, чтобы работа не дробилась.
По краям, где больше тумана, – те люди, которыми я восхищаюсь. Не близкие друзья, но хорошие знакомые. Ближе к центру – близкий круг моих друзей. В центре – мои родители. Огромное розовое пятно – мама, рядом – сестра, мой отец, выше – я, а еще выше – Костя, моя любовь.
Две красные слезы – два моих друга, Егор и Аня. Так сложилось, что мы перестали общаться с Егором, но мне от этого очень больно, я до сих пор вспоминаю, как с ним было классно. А Аня сейчас в Бресте, мы с ней недавно виделись, но все равно прервали нашу дружбу. Она мне очень дорога. Слезы – знак того, что я по ним очень скучаю.
Эго
Мне кажется, это суперчитабельная работа, мой самый простой автопортрет. Образ пришел ко мне сразу: это и человек, который открыто себя показывает, и человек, который слишком много о себе говорит.
Работу я сделала буквально за два дня, но она не сохла несколько недель. Я сдирала краску по несколько раз, опять заливала, опять сдирала – и поняла, что так и должно было случиться.
Вначале картина получилась слишком аккуратной, слишком декоративной. Но после того, как она через все это прошла, стала немного гнилой. Такое загнившее человеческое нутро.
Противоположность этой работы – «Любовь». Я думала, что же противоположно эго? Что-то чистое, искреннее, доброе. Это же любовь! Это все люди, которые меня окружают, уважают, любят и ценят. Даже удивляюсь тому, насколько хорошо ко мне относятся: я будто бы не делаю ничего хорошего, но все равно находятся люди, которые отдаются мне.
Хотелось бы делать больше добрых поступков и больше помогать, но мой художник – эгоист. Иногда мне кажется, что я самый эгоистичный человек в мире. Я делаю то, что мне нравится, и то, что я хочу.
С одной стороны, я делаю это для себя, а с другой – мне бы очень хотелось изменить чью-то жизнь в лучшую сторону. Меня радует, когда люди, рассматривая мои мрачные работы, задумываются о светлом. Значит, я делаю все не зря.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Виктория Мехович для CityDog.by.
От картины "Одиночество" аж жутко стало - вся эта кожа.. как из хоррор-игры какой-то.