Поговорили с экспертами по стрит-арту, почему мурал на Могилевской вызывает такие противоречивые чувства. И что с ним можно сделать, чтобы все получилось.
На стенах домов по улице Могилевской почти закончили делать мурал про дружбу Минска и Москвы: мальчик в вышиванке (Минск) и девочка в легкомысленном платьице (Москва) смотрят друг на друга. А нам ними в цветах флагов выложено сердечко.
Что значит этот мурал, кто его заказал и стоит ли вообще такое называть стрит-артом – внятные ответы на эти вопросы висят в воздухе. Автор – Артур Кошак из Ярославля – уклончиво поясняет, что эту работу ему заказала компания «Новотек Арт» к Дням Москвы в Минске.
Активисты в соцсетях вовсю обсуждают и почти что осуждают минские власти за этот «подарок». Мы же решили поговорить со специалистами по стрит-арту, в чьих компетенциях и вкусе у нас не возникает вопросов. И задали им один вопрос: что не так с этой картинкой?
Алег Ларычаў
куратар стрыт-арт-праекта Urban Myths
– Калі апусціць аналіз тэхнікі і якасці, то мяне бянтэжыць вяртанне манументальнай дзяржаўнай прапаганды. Праз прымітыўныя вобразы гледачу навязваецца адзіная правільная думка, неабходная заказчыку твора.
Ну, і сам факт стварэння мурала да “Дня Расіі”... Штосьці мне падказвае, што аналагічных падарункаў да дзён незалежнасці іншых краінаў-суседзяў не будзе. Тут прысутнічаюць яўныя палітычныя сімвалы – гербы Мінска і Масквы, сцягі Беларусі і РФ. А каб яшчэ больш яўны быў сюжэт – і надпіс.
Дарэчы, у Маскве даўно ўжо шчыруюць выканаўцы “патрыятычных графіці”. Узяць хаця б знакамітыя роспісы, прысвечаныя “Крымнаш”. Гэта банальная дзяржаўная замова. Згаджаюцца на такое звычайна не самыя лепшыя аўтары, ды і выконваюць, мяркуючы па якасці, без душы. Я крыху здзіўлены, што Артур Кашак узяўся за гэту замову, бо ён умее рабіць вельмі якасныя рэчы, а тут яўна эскіз ствараўся чыноўнікамі. Я не веру, што “Новатэк Арт”, дзе працуе Кашак, магла сама такое прыдумаць.
Дый увогуле: гэта не стрыт-арт і не графіці – што тут са мной абмяркоўваць? Манументальны прапагандысцкі роспіс з выкарыстаннем графіці-тэхнікі. Нават не сказаў бы, што мастацкі.
Тарас Пащенко
художник, соавтор инсталляций Resign, «Красные зонтики в Свислочи»
– Мне такой стиль не близок. Напоминает унылую раскраску для пятилетних ребят. Я видел другие работы автора, среди них есть клевые. А эта не клевая. Отдельно мне не нравится шапка пацана. Такой зеленый с таким красным в подобных пропорциях, на мой вкус, сочетаются плохо.
Идея мне кажется натужной, в ней не чувствуется спонтанности и радости. Все эти элементы – вышиванка, шапка-флаг, герб, цветы – бездушный набор символов, спорящих друг с другом.
Но, думаю, затею можно спасти, добавив один небольшой элемент, который сразу сделает стиль органичным, добавит иронию и самоиронию, осветит новые горизонты смыслов. Я о том, что нужно дорисовать усы.
Митя Писляк
художник, автор многочисленных стрит-арт-работ в Минске
– Рисунок этот не плохой, он скорее не актуальный для сегодняшнего дня. Напоминает роспись в детском саду девяностых годов. Хотя белорусов, наверное, так и воспринимают – как последних потомков советского режима.
В целом мое мнение таково: работа сделана качественно (перенос эскиза на стену), а сюжет и конечный результат портят вкус современного человека.
Евгений Cowek
художник, автор многочисленных стрит-арт-работ в Минске
– Работу такого рода нужно делать с осторожностью. Не каждый эскиз, выполненный на бумаге, может так же хорошо смотреться на объекте в 9 этажей. В данной ситуации этот момент не был учтен, и поэтому можно заметить большие пустоты, которые бросаются в глаза: кажется, чего-то не хватает.
Сама стилистика рисунка не совсем правильно подобрана и портит городской ансамбль. Уверен, что автор рисунка владеет техническими навыками и у него есть опыт в подобных росписях. Но в данный момент это не спасло ситуацию.
Подборка цвета имеет немалое значение. Тут мы видим приглушенные тона, которые навевают грусть. За счет этого рисунок кажется выцветшим, а кожа чересчур загоревшей, орнаменты и геральдика вызывают много вопросов.
Такого рода графика напоминает мне дешевые буклеты или плакаты в поликлинике.
Еще меня огорчило то, что этот объект был забронирован для другого художника с мировым именем, который должен был приехать в рамках фестиваля Urban Myths: его работа, выполненная на этой стене, вызвала бы больше положительных эмоций и смысловой эстетики.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.
А на самом то деле за всей этой шумихой, можно не заметить, что художник контрабандой протащил на официально! утвержденный эскиз, всю правду об отношениях стран-сестер. Вся дружба которых поддерживается нефте-газовой трубой, которую и держит в руках девочка олицетворяющая Эрефию, и что дружба это не больше чем раздутый мыльный пузырь, который может в одночасье лопнуть. Да и не дружба это, а сырьевое рабство о чем свидетельствуют кровавые кандалы на руках мальчонки. В общем то, пусть все эти эксперты и дальше ставят свои зонты или что то там, и пытаются выдать себя за профессионалов, но мы то с вами что такое настоящий стрит-арт.
Попробую быть чуть-чуть объективней:
а) Кепка на мальчике выглядит убого и абсолютно не попадает в стиль рисунка. Если уж так хотелось, то и девочке нужно было присобачить элемент одежды в цвет флага. Ну, для эквивалентности убожества.
б) Мне не нравится, что дети выглядят абсолютно одинаково. Белорусы и русские - конечно, славяне, но все же разные. Я бы это подчеркнул, а то можно неправильный подтекст найти.
в) К этому самому подтексту: а почему в Минске мальчика (Минск) рисуют на девятиэтажке, а девочку (Москва) - на одиннадцатиэтажке? Кроме того, Минск и Москва - даже не города-побратимы. Зачем их выносить в название для меня остается загадкой.
Итог: Гос.заказ плохо, мутный подтекст - плохо. Надеюсь, этот рисунок провисит недолго.
"– Ну, Киса, – заметил Остап, – придется с утра сесть за работу. Надеюсь, что вы сможете разводить краски. А потом вот что: я художник, окончил ВХУТЕМАС, а вы мой помощник. Если вы думаете, что это не так, то скорее бегите назад, на берег."
А по поводу рисунка, очень белорусский стиль. Топорно, уродливо, символика брсм какая-то
или человека с капющоном
или украница - скажем Тарас Бульба бы подошел
Шта?
не обязательно переться от чуваков в капюшонах, чтобы иметь художественный вкус.
даже, если опустить пропагандистскую составляющую, обратите внимание на безжизненность детских лиц, алогичность композиции избитых символов и стилистику "а-ля фреска в спортзале детского сада 90-ых"
Невзирая на художественные качества рисунка.
Думаю, что добрая половина противником данного "творчества" являются не ярыми оппозиционерами, а просто интеллектуально развитыми людьми.
А об уровне интеллектуального развития анонимных комментаторов судить сложно ;)
А рисунок - просто кошмар.
На фоне серого чела в байке со свечкой вместо головы, который наводит страх и ужас на жителей противоположного дома (хотя раньше и я считал что нормально сделано, но потом увидел, как это выглядит непосредственно из окон жителей - передумал), здесь хоть какие-то светлые и яркие краски присутствуют.
И второе, если индивидуум своими рассуждениями демонстрирует слабо развитую эстетическую подготовку, и пытается сравнивать теплое с мягким, то это многое говорит о самом индивидууме, хотя первый пукт уже все объясняет. Хотя вы правы, к ним ни каких вопросов нету, я уверен, что из вашего окна прекрасно видно как ходит 18 автобус.
p.s. А из моих окон наблюдается Слепянский канал с густо посаженными деревьями и ни одной мапидовской панелькой рядом.
8WVWP !
Так на цибя я малюсь!
К тому же, какое отношение имеет Минск к российскому празднику? Неужели россияне День Независимости РБ почтят ответным рисунком на стенах одного из городов миллионников?
Я считаю, что пропоганда неуместна в данном случае.