Самые познавательные выходные весны продолжаются! CityDog.by публикует текст и фотографии экскурсии о стеклянной архитектуре Минска 1960-х, где архитектор Галина Левина показывает знакомые объекты с необычного ракурса.
НВЦ «БелЭкспо» – Если посмотреть на здания, которые проектировались до ВДНХ, то видно, что это такой сбой в системе развития города и архитектуры: после маленьких окон и пышных колонн появляется ультрасовременная постройка. Что появилось в 1960-е? Это завод «Луч», музей ВОВ, Горисполком. Стеклянный кубик действительно «взорвал» жизнь города, нарушил все правила. Архитекторов (Сергей Ботковский, Юрий Градов, Леонид Левин) обвиняли во всех грехах и в неэкономном расходовании электроэнергии, даже предлагали с позором выгнать из профессионального сообщества. Ближе всего к мировым трендам мы были в 1930-е и 1960-е: авторы проекта ВДНХ опередили время, как и Лангбард когда-то. Сейчас здание затемнили с помощью специальной пленки, а раньше его можно было видеть насквозь. Если зайти сзади и посмотреть издали от Свислочи, то видно колонны и противоположную сторону, монастырь. Стеклянное здание хорошо вписано в ландшафт – оно перекликается с рекой и «Журавинкой» (которая 50 лет назад была совсем другой), хорошо смотрится с монастырем и оперным. Но откуда бы вы эту красоту ни разглядывали, то точно увидите еще и дом у Троицкого, который превратил архитектуру в болтологию и разрушил целостность. Если пойти к реке, можно поиграть с домом на Троицком в прятки – иногда он почти полностью прячется за БелЭкспо. В Минске сохранилось мало интерьеров 1960-х, а в выставочном центре еще можно застать элементы того времени: обмотанные пластиковым шнуром колонны или туалеты из модных тогда стеклоблоков. Вообще, туалеты – это показатель отношения архитектора к людям. Здание в плане чистый квадрат, и эта «квадратность» появляется в некоторых элементах. Вот, например, что особенного архитектор может сделать с лестницей? А здесь этот момент досконально проработан: крепления выполнены в стиле карниза, но с квадратным сечением. Внимание к таким деталям – это то, что делает архитектора архитектором, а город – городом. Горожанам необходимы вещи, которыми можно гордиться. Внутри по периметру продолжаются такие же элементы, которые образуют своеобразный карниз на фасаде – в последнее время такие формы снова стали очень модными. Эта работа над деталями, лаконичность, черный и белый цвета как появление черного квадрата, только в архитектуре!
По дороге – Купаловский сквер – Архитекторы Градов и Левин работали также над памятником Янке Купале. Первоначально это место выглядело иначе: фонари-восьмигранники с мотивом папоротника давали очень красивый свет. Суть таких элементов в символических привязках. Вот дети ползают по памятнику и бронзовым листьям папоротника, и в их сознании понятия «Купала» и «папараць-кветка» откладываются где-то рядом.
Планетарий – Планетарий и обсерватория в парке Горького – типовой проект, над ним работали архитекторы Усова и Афанасьева. Усова ушла в декрет, а Афанасьева, моя мама, тогда была беременна мной. Так что к планетарию у меня особенное отношение. Такие проекты можно увидеть и в Вильнюсе, и в Москве, но там вход в обсерваторию находится на земле, а в Минске архитекторы подняли обсерваторию выше и добавили лестницу. Афанасьева задумала еще цветные ступени, но в реализации оставили лаконичный вариант. Неизвестно, когда здесь будет ремонт и как все изменится, но пока у нас есть возможность видеть оригинальные светильники и членение окон – этих деталей обсерватория может лишиться, как планетарий лишился шрифтовой вывески. Купол вам ничего не напоминает? Такой же, как на цирке! В каждом городе есть «элита архитектуры» – здания, которые показывают во всех экскурсиях. Нужно выходить из этого порочного круга и показывать горожанам и туристам другие объекты, не лишенные очарования и значимости. Мы еще будем публиковать самые «вкусные» экскурсии этих выходных, но и вы можете успеть увидеть интересное своими глазами. Расписание «Феста экскурсоводов» смотрите здесь. |
Фото CityDog.by.