«Вообще-то комики – самая суицидальная профессия». Известный стендап-комик о том, про что сейчас можно и нельзя шутить в Беларуси

«Вообще-то комики – самая суицидальная профессия». Известный стендап-комик о том, про что сейчас можно и...
Сегодня для белорусов юмор – в том числе один из способов отдохнуть от новостей. Только где его послушать в Минске? А как стать стендап-комиком? Узнали у Дмитрия Нарышкина, стендап-комика и сооснователя StandUp Comedy Hall.

Сегодня для белорусов юмор – в том числе один из способов отдохнуть от новостей. Только где его послушать в Минске? А как стать стендап-комиком? Узнали у Дмитрия Нарышкина, стендап-комика и сооснователя StandUp Comedy Hall.

Кто приходит на белорусский стендап: «Раньше среди нашей аудитории было как минимум 30% работников IT»

В Беларуси стендап, по словам Дмитрия, еще на стадии зарождения. И многие зачастую не понимают его отличие от других жанров комедии.

Дмитрий нарышкин

сооснователь StandUp Comedy Hall

Иногда люди на входе спрашивают: «А будет смешно?» – рассказывает Дмитрий. – Я же у хирурга прямо перед операцией не спрашиваю: «А вы оперировать умеете?»

Ошибка людей в том, что они идут на шутки. А стендап – это комедия наблюдений, тут всегда есть мысль. Многие же почему-то воспринимают стендап как наследие КВН и Comedy Club – хотя и там всегда была мысль.

Сейчас на стендап, по словам Дмитрия, приходят люди 25–40 лет: это и госслужащие, и врачи, и ипэшники, представители разных сфер и социальных слоев. Раньше среди аудитории StandUp Comedy Hall было как минимум 30% работников IT, сейчас – около 10%.

В своем клубе комик выстраивает «демократическую аудиторию». Говорит, что ему все равно, кто приходит: главное, чтобы это были думающие люди.

– В основном приходят больше девушки или пары, потому что комик – это такой «альфа-самец». А женщины чаще выбирают мужчину по юмору. Поэтому у мужчин срабатывает триггер, хотя и мужчины-постояльцы у нас есть.

«В Минске и регионах проблемы отличаются. Там тема БЧБ-флага не так актуальна, как вопрос, чем накормить детей»

– Белорусы – хорошие комики. Я думаю, что причина – в образованности и начитанности нации. Думаю, наши ребята – одни из лучших творцов, большая белорусская диаспора работает на развлекательном телевидении России и Украины. А еще мы думающая нация, так что зрители хорошо понимают многие темы.

Только надо помнить, что в Минске и регионах проблемы отличаются. У нас тут зарплаты 1000 рублей и больше, а там – гораздо меньше. Так что для них тема БЧБ-флага не так актуальна, как вопросы работы и чем накормить детей. Это важно помнить комикам при выступлении. Я сам из Бобруйска и всегда себе это напоминаю, давлю «‎минского царя»‎.

Из современных стендап-комиков Беларуси Дмитрий советует обратить внимания на новые имена. Среди таких есть ребята, с которыми он работает сам.

– Последние три месяца я работаю с девочками. Они очень выросли. Например, это Саша Борсук, у нее уникальная и непосредственная подача. Еще Саша Пашкевич, Даша Пуня и Надя Кулик. Надя недавно отсняла один монолог для «Женского стендапа» в Москве.

Есть необычный парень, который выделяется на фоне всех, – Миша Калгин. У него специфическая подача. Миша в вечной конфронтации с собой и обществом. Если есть понятие андеграунд-комика, то он наиболее близко к нему подобрался. Миша в любом вопросе пойдет с оппозицией. Публика долго не могла его принять, но со временем он нашел аудиторию.

О чем шутят комики в Беларуси: «Мы лакмусовая бумажка того, что происходит в обществе»

В 2020 StandUp Comedy Hall закрывался несколько раз. Сначала весной из-за пандемии, потом – в августе, тогда шутить было невозможно. В этом году зрителей стало больше. Дмитрий замечает, что люди будто бы обновились.

– Белорусы стали больше потреблять свое. Для меня есть вот такой маркер: Чалый заводит канал, выпускает промо – у него сразу 7-8 тысяч подписчиков, а сейчас и вовсе 42 тысячи.

Из-за ковида и ограниченного количества концертов появился спрос и на нас. Этим надо пользоваться, поднять планку. Всем комикам сейчас советую уходить в YouTube или на постоянке публиковаться в Instagram. Но не знаю, насколько этого интереса хватит. Белорусы тяжело меняются. Может, в постковидную эпоху внимания станет меньше.

Про политику стендап-комики продолжают шутить, но весь монолог на ней не строят. Дмитрий замечает: люди приходят к ним отдохнуть, поэтому нужды в чисто политическом выступлении нет.

– Мы все начинаем день одинаково: с просмотра новостей. И кривая настроения сразу идет вниз. Конечно, мы такие же люди, мы тоже переживаем эти темы. Но, если полтора часа будет идти одна политика, человек устанет. А мы говорим, что тут они могут расслабиться.

– А не боитесь шутить на такие острые темы?

– Еще не было ни одного прецедента, когда к комикам приехали и сказали: «Завязывайте». Думаю, потому что у нас нет миллионной аудитории. Когда она есть и ты шутишь в России – может, кому-то и станет обидно. А так я не слышал про какие-то санкции.

Я сам в юморе около 15 лет и стараюсь правильно подбирать слова. Оскорбить человека со сцены – слишком просто. Шутка должна быть тонкой и ироничной, чтобы оставалось послевкусие. Вот у меня сейчас разлетелась по пабликам шутка про Бабарико. Она такая банальная, но я никого не оскорбил. Каждый додумал свое, хотя понятно, на что намек.

Сейчас юмор для белорусов чуть ли не отдушина. И, если кого-то прижмут за юмор, это приведет к эффекту Стрейзанд, когда человека выведут из меньшинства в популярность. Вот «закроют» за шутку на 25 лет – и человек получит 100 тысяч аудитории.

Кстати, в комедии вообще нет запрета на темы. Шутят и про похороны, насилие или инцест. Но, если я шучу про педофилию, я не смеюсь над этим – я поднимаю проблему. Если ты вообще комик с именем, ты можешь поднять тему и пустить ее в люди.

Недавно кто-то из российских комиков пошутил про дороги одного региона – и туда сразу прилетели. Вот в чем важность комика. Мы триггеры, лакмусовая бумажка того, что происходит в обществе.

Как построить карьеру в стендапе: «Все насмотрелись историй Вани Усовича и Славы Комиссаренко и думают, что могут пойти этим же путем»

Тем, кто хочет в стендап, Дмитрий советует начинать с выступлений гуру комедии: Луиса Си Кея, Джо Рогана, Эдди Иззарда, Эдди Мерфи. Смотреть их лучше в оригинале с субтитрами: анализировать монологи, смотреть, как строится бит (тема), какие ходы делает комик.

Часто стендап-комик выступает в формате сторителлинга. Бывают и другие варианты: музыкальный стендап, онлайнер (много коротких шуток) и т.д. Главное – помнить: люди приходят не за шутками, а за эмоциями.

– В стендапе нет шутки в привычном понимании. Это переживания и эмоции, которые близки зрителю. Я сам комик животного юмора. До этого я был сценаристом, поэтому прекрасно понимаю, что будет смешно, а что – нет.

Я говорю о том, что меня беспокоит или что я переживаю. Как правило, люди хотят услышать то, что ты не хочешь озвучивать. Всегда ищите глупость – свою или человеческую. Для комика важна и самоирония. Люди будут узнавать в историях себя, знакомых или просто глупых людей.

Раскручивайте парадоксы и шутки. Нельзя сказать со сцены: «Илон Маск – п*****с». Но можно сказать, что вот я вложил деньги в Instagram, а Илон Маск написал Clubhouse – и я из-за этого п*****са пострадал. Тогда будет шутка. Нужно держать баланс и, конечно, полагаться на внутреннего редактора.

Кстати, стендап для выступающих может быть как профессией, так и хобби или психотерапией. Материал тестировать надо сразу на публике, поэтому семья и друзья не вариант.

Винить аудиторию в провале не надо. Но и к критике стоит подготовиться. Если же вам мешают неадекватные зрители, поговорите с ними и помните: микрофон у вас, всегда можно отшутиться.

– Есть такое ощущение, что все насмотрелись историй Вани Усовича, Славы Комиссаренко и думают, что могут пойти этим же путем. Но стендап – это индивидуальный жанр. Успех не повторяется, у каждого свой путь.

Я не люблю этого персонажа – Артемия Лебедева, – но у него лучшее мотивационное изречение: «Ничего не делайте – оставайтесь в г**не». Вы можете попробовать, а можете остаться на месте.

А еще надо помнить, что комики – самая суицидальная профессия. Все они переживают алкоголизм, наркозависимость, депрессию, другие психологические проблемы. Хотя если разобраться, то все творческие люди больные. Тот же Ван Гог или Пикассо. Миром правят безумцы – в том числе и номер один (смеется).

Кстати, уверяю, его победят более безумные люди. Это как в комедии. Вы приходите – видите Руслана Белого. Чтобы перебить этот восторг, либо Руслану надо себя перерасти, либо вам увидеть Криса Рока. А он куда более упоротый шизик, чем Белый.

Где послушать стендап в Минске и выступить самому?

Раньше тут был и открытый микрофон, а сейчас – закрытый. Так что новичкам сюда не попасть – только более опытным стендап-комикам. А если вы хотите просто послушать выступления, то вот программа.

Каждую пятницу в 20:00 тут проходит открытый микрофон. А каждый вторник можете послушать монологи на английском.

Стендап-комики тут выступают по пятницам, субботам и воскресеньям в 21:00 и 19:00 – открытый микрофон и бесплатный вход. Можно оставить донат, если вам понравилось. Правда, за вход на выступления привозных комиков придется платить.

Открытый микрофон каждую среду в 20:00. Вход свободный.

Стендап-монологи тут можете послушать по вторникам, четвергам и субботам.

Каждый понедельник в 20:00 можно попасть на открытый микрофон. Вход свободный.

Можете попасть на стендап бесплатно – каждую среду в 20:00.

По средам тут устраивают открытый микрофон. За вход платить не надо.

  • Buchalter Suchowlański Bar, Зыбицкая, 6

По четвергам тут проходят стендап-выступления. Вход свободный.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: из соцсетей StandUp Comedy Hall.

поделиться