Фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm продолжается – в самом разгаре мастер-классы для тех, кто хочет попытать удачу. Мы побывали на двух, записали самое важное и делимся полученной информацией: что и как снимать, чтобы получить за видео 30 миллионов.
МАКСИМ ЖБАНКОВ
культуролог, киноаналитик, журналист (жюри velcom Smartfilm)
– Что такое буктрейлер? Это попытка привлечь читателей к литературному тексту, адаптировать его к новой визуальной культуре. Буктрейлер сопрягает литературное поле и новую генерацию видеохулиганов, возникает визуальная литература или вербальный видеоарт. Спорный текст – отлично. Вы не обязаны интересничать и влюблять зрителя в текст. Найдите узнаваемый портрет текста: образы и ассоциации.
Буктрейлер – это 50 на 50: импрессия (впечатления) от литературного текста и личный авторский драйв режиссера. Это не экранизация, а набор впечатлений, игра эмоций, система визуальных сигналов.
Это очень короткий фильм – от 1,5 до 3 минут.
Focus – drive – fun: если вам не в кайф – ничего не будет. Это ваш продукт! Не обязательно утверждать сценарий у автора, не обязательно зависеть от литератора. Может быть буктрейлер без слов. Главное, не пересказывайте сюжет – выберите в тексте моменты, которые вас задели. Мало того, чтобы сделать буктрейлер, не обязательно прочитать книжку до конца: ауру текста можно получить на основании сэмпла, избранного момента.
Главная ошибка – представить трейлер как рекламный ролик книжки или набор личных глюков автора. Реклама всегда врет, а вы можете сделать буктрейлер по поводу книжки, которая вам не понравилась.
ДМИТРИЙ ВОЙНОВСКИЙ
режиссер, рекламист, автор первого белорусского буктрейлера
– Выбрали книгу? Теперь представьте, что говорите лучшему другу: «Ты обязательно должен прочитать эту книжку…» И объясняете, почему. Буктрейлер – это всегда про тебя.
Буктрейлер может быть рекламой, если у него есть заказчик.
Как собрать команду: будь честен, дорабатывай, делай хорошо. Никто не пойдет бесплатно работать для абстрактной идеи. Люди тебе должны верить. Тебе не нужны профессиональные актеры, потому что не нужны лишние соавторы.
Не старайтесь увлечь любого читателя, если аудитория продукта небольшая. Лучше 100 человек из целевой аудитории, чем 1000 безразличных просмотров (как в случае с первым белорусским буктрейлером «Смаленне вепрука»).
Чтобы снять буктрейлер, нужно:
1. Сформулировать идею в трех предложениях.
2. Заинтересовать группу людей.
3. Определить цель (понять, для чего вы это делаете). На этот вопрос вам постоянно придется отвечать, когда будете собирать команду.
4. Определиться с аудиторией. Имейте в виду, что книги вообще не все читают.
5. «Разложить на столе» инструменты. Поймите, чем располагаете: у вас есть офигенный иллюстратор? Звуковик? Чего не хватает, чтобы добраться до цели?
4. Процесс не должен быть разрушительным. Если ты пришел к цели уставшим, результат никогда тебя не удовлетворит.
5. Тебе больше всех нужно (если ты продюсер или режиссер ролика). Если нет человека, которому больше всех надо, то все развалится. Придется следить и участвовать во всем –процесс должен тебе нравиться. Определяя цель, надо понимать, что придется дойти до конца и что тебе больше всех надо. На сколько тебя лично хватит?
НИКИТА ЛАВРЕЦКИЙ
режиссер, автор фильма «Белорусский психопат», лауреат национального конкурса кинофестиваля «Лістапад-2015»
Где черпать вдохновение. У нас в сфере кино стоит информационная тишина, поэтому каждый звук слышен – стать молодым режиссером в Беларуси просто, на «Лістапад» в программу попадает каждый третий фильм. Но процесс идет, и в этом году у нас рекордное количество конкурсов: «Лістапад», Cinema Perpetuum Mobile, Bulbamovie.
Если интересуетесь созданием кино без бюджета, то нелишним будет узнать про движения «Догма 95» (режиссеры Ларс фон Триер, Томас Винтерберг, Кристиан Левринг, Серен Краг-Якобсен), «Мамблкор» (режиссеры Эндрю Буджальски, Линн Шелтон, Марк и Джей Дюпласс, Аарон Катц, Джо Сванберг и Ри Руссо-Янг).
Что важнее – техника или сюжет. Техника и стилистика менее важны и интересны зрителям, чем сюжет и персонажи: не надо тратить бюджет на актеров, можно позвать друзей, поговорить про актуальные проблемы – и кино будет интересным. Оператор фильма учится в БГАИ, остальные совсем без кинематографического образования. Я потратил на свой фильм 400 000 руб. (они ушли на курицу и гречку для друзей, которых беспощадно эксплуатировал).
Самое главное – то, какой эстетический выбор делает режиссер. В каждой сцене он должен сделать сознательный выбор, и для него не должно быть никакого источника, кроме его внутреннего эстетического компаса.
МИТРИЙ СЕМЕНОВ-АЛЕЙНИКОВ
режиссер, автор фильма «Одной крови», гран-при Венского кинофестиваля Let's Cee, лауреат фестиваля Alter-Native (Румыния), обладатель гран-при фестиваля белорусского кино Bulbamovie, призер фестиваля velcom Smartfilm
– Я начал заниматься режиссурой с первого Smartfilm, победил уже дважды. Моя работа «Одной крови» сделана параллельным монтажом. Этот навык я получил во ВГИКе: там нужно выполнить около 50 заданий-этюдов по критериям, которые задает мастер. Когда выполняешь их, то приобретаешь навык, который даст тебе возможность легко выбирать из вариантов реализации.
У меня не было истории, которую хотелось рассказать, – просто придумал ее. И понял, насколько это кайфово: создавать, понимать, что хочу этим заниматься, нахожусь на правильном пути.
Главное не быть ремесленником, не замкнуться в предложенных инструментах, найти золотую середину между ремесленником и творцом. Зритель приходит в кино за впечатлениями, и самое главное – чтобы он не остался равнодушным.
Фестивали полезны: там можно познакомиться с другими режиссерами, посмотреть фильмы со всего мира. Социальных драм в стиле реализма сейчас слишком много, поэтому в Таллинне победил фильм, который просто стебет молодых режиссеров. В общем потоке социальных драм он выстрелил потому, что не такой, как все.
АНДРЕЙ КУРЕЙЧИК
сценарист, режиссер, один из создателей фильма «Выше неба», автор сценариев «Любовь-морковь», «Юленька», «Елки»
– Точка отсчета белорусского независимого кино – фильм «Оккупация. Мистерии». У независимых белорусских режиссеров практически нет другого пути – только малобюджетное кино.
Небольшой бюджет, известные лица, странная тема, необычный жанр, но ясная цель – вот мой рецепт. Мы показали «ГараШ», фильм про Шабаны, в Совете Европы – евродепутатам тоже было смешно, хоть они не поняли про тунеядцев.
ВЛАДИМИР КОЗЛОВ
белорусско-российский писатель, сценарист и режиссер, автор фильма «Десятка», книг «СССР: Дневник пацана с окраины», «Домой», «1986»
1. Надо забыть слово «трейлер», это сбивает с толку – нужно думать скорее об эстетике, близкой к рекламному ролику или музыкальному видео. Ни в коем случае не о трейлере несуществующей экранизации.
2. Я не рекомендовал бы показывать героев – читателю интереснее самому их представить, создать в своей голове. Снимите что-то бессюжетное, набор образов.
3. Главные компоненты: сюжет, стиль, настроение. Сюжет в книге не расскажешь. Стиль тоже не получится передать, если не дать закадровый текст. Все, что нам остается, – впечатление.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: The Verge.
ООО "ТДИ ПРОМИВЕНТ", УНП 190771520