«Снимите трейлер на Камасутру»: жюри фестиваля Smartfilm о том, как сделать хороший буктрейлер

«Снимите трейлер на Камасутру»: жюри фестиваля Smartfilm о том, как сделать хороший буктрейлер
Расспросили жюри кинофестиваля velcom Smartfilm о том, какие буктрейлеры они ожидают увидеть, как будут их оценивать и почему не стоит пересказывать сюжет.

Расспросили жюри кинофестиваля velcom Smartfilm о том, какие буктрейлеры они ожидают увидеть, как будут их оценивать и почему не стоит пересказывать сюжет.

Фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm проходит уже в пятый раз. Тема этого года – буктрейлеры, то есть трейлеры по выбранной книге. Главное условие конкурса  ролик хронометражем до трех минут должен быть снят на камеру смартфона. Успеть прислать свой буктрейлер нужно до 31 января (23:59).

Сергей Лебедев

Режиссер, оператор, сценарист. Автор нескольких книг. Участник международного кинофестиваля «Лiстапад».


– Уместить в небольшой хронометраж трейлера все свои впечатления от книги довольно непросто. Но все зависит от мастерства того, кто над этим трейлером работает. Конечно, невозможно полностью передать историю книги, это и не каждому полнометражному фильму под силу. Лучше взять за основу какие-то отдельные яркие моменты повествования, но обязательно оставить интригу.

Трейлер тем не менее не должен быть слишком уж абстрактным. Обязательно должны присутствовать какие-то ключевые моменты из сюжета и, конечно, основные герои. Нужно хоть немного раскрыть характер основных действующих лиц. Как правило, книга имеет «скелет» или каркас, вокруг которого обрастает описаниями, подробностями и деталями. И именно этот каркас лучше вынести в эти 1,5–2 минуты трейлера.

Но важно понимать, что полностью пересказывать историю нет смысла. Зачем тогда человеку это читать, если он все понял за две минуты? Важно передать атмосферу, драматургию, характеры. Задача трейлера – заинтересовать, а не кратко изложить. Зритель, просматривая трейлер, хочет понять, стоит ли это смотреть или в нашем случае – читать. И нужно показать, что именно читатель получит от книги: какие эмоции и впечатления она ему подарит.

Для трейлеров уже давно существуют свои каноны: они сформированы годами, если не десятилетиями. И, как ни крути, от них не уйдешь. Но даже в этих рамках можно создавать отличные работы. В кино нужно брать зрелищностью, эмоциональным накалом, а значит, из книги нужно «выжать» самое яркое, то, что вызовет у зрителя эмоциональную реакцию. И нужно понимать: картинка будет привлекать зрителя в лучшем случае 30 секунд, остальное должен сделать чувственный посыл.

Сам бы я взялся снимать трейлер для любой из книг Марио Пьюзо. Это американский писатель с итальянскими корнями. Он пишет про мафию и ее грязные делишки, но в книгах «цепляет» как раз другое: он поднимает вечные вопросы человеческой сущности. Читая его книги, начинаешь чуть иначе воспринимать людей вокруг себя. Даже в самых совершенных есть изъяны. Близкие предают, а посторонние неожиданно помогают изо всех сил. Это просто кладезь показательных историй. И я бы с удовольствием снял очень драматичный эмоциональный трейлер. Отдалился бы от темы мафии, но погрузился в жизненные истории.

Игорь Сукманов

Киновед, журналист, доцент кафедры литературно-художественной критики. Автор и организатор «Канномании» и других программ о кино. Программный директор международного фестиваля «Лiстапад».

– У участников есть два пути: быть иллюстратором и идти буква к букве с сюжетом или быть автором, создавая нечто новое на основе литературного произведения. И то, и другое в целом будет неплохо. Только нужно понимать, что трейлер – это по сути рекламый ролик, он должен мотивировать к просмотру, а в нашем случае – к прочтению.

Можно устроить невероятный авторский сюр, но важно понимать специфику трейлера. Он должен быть понятным большинству зрителей, должен производить впечатление. Я буду приветствовать изощренные выдумки, люблю дерзкие решения. Но важно и не удариться в такую оригинальность, чтобы никто, кроме самого автора, не мог понять, что происходит на экране. С другой стороны, я бы обходил стороной все эти клише, которых полно в киноиндустрии. Они уже никому не интересны, и глаз их просто пропускает.
Книга – это тоже сценарий для фильма, поэтому принцип работы с ней точно такой же. Вот только трейлер для кино составляется из уже отснятого для картины материала, а буктрейлер придется ставить с нуля. Но в этом и есть свобода авторского «я».

Советовать я никому и ничего не буду. Делай так или не делай эдак – это не тот подход. Какими-то намеками или пожеланиями можно только ограничить фантазию творцов. Приводить примеры стоящих трейлеров или указывать на то, какую литературу любит жюри, тоже не стоит. Знаю, что бывают любители подольститься и сделать работу, основываясь на предпочтениях жюри. Но не надо так. Это не добавит баллов, да и интереса, прямо скажем.

Совершенно не важно, какую книгу выберут участники фестиваля для своего буктрейлера. Оценивают ведь не автора книги, а режиссерскую работу создателя трейлера. Глупо полагаться на то, что вас «вытянет» на себе Шекспир. Важно то, какие режиссерские решения найдут для того, чтобы передать замысел автора, а еще лучше – свое личное восприятие. Ведь необязательно снимать трейлер по хрестоматийным канонам, как написано в учебниках или статьях критиков. Пожалуйста, вступайте с автором в полемику, находите иной смысл написанного, адаптируйте под свои современные взгляды. Можете раскритиковать Пруста или хвалить Чергинца – полная свобода.

Единственное, что стоит порекомендовать участникам фестиваля,  перечитайте заново ту книгу, которую собрались брать за основу. Дело в том, что прочитанное несколько лет назад сегодня может показаться совсем иным. Посмотрите фильмы, снятые по книгам, и трейлеры к ним – возможно, что-то почерпнете для вдохновения. Но не нужно заниматься копированием.

Я люблю нестандартные подходы. Я ничуть не побрезгую буктрейлером на какую-нибудь второсортную литературу. Пожалуйста – снимайте хоть по Дарье Донцовой, хоть по Юлии Шиловой, книжки которых продают за 15 тысяч в «Белсоюзпечати». Покажите в трейлере кондовость этого стиля, желтизну сюжета, посмейтесь, в конце концов. Или наоборот, докажите, что мы не видим глубокого сакрального смысла в этих произведениях. Может, это мы глупцы, не замечаем бриллиант под собственным носом?

А можно пойти и в совсем иное русло. К примеру, почему бы не снять трейлер на «Камасутру» или даже на «Библию»? Можно снять трейлер к «Капиталу» Карла Маркса и сделать его захватывающим. Или сделать шедевр из нужной исторической хроники – все возможно, было бы желание и творческое мышление.

Не спорю, жюри может быть и будет предвзятым. У каждого из нас свой бэкграунд, который позволяет нам судить о качестве той или иной работы. Не удивлюсь, если будут случаи, когда кому-то из жюри трейлер очень понравится, а другие сочтут его бездарным. Конечно, выбрать придется то, что понравится всем по ряду критериев. Личные симпатии и предпочтения – это лишь одна из составляющих оценки. Остальное – это профессиональный подход, качество работы, ясность авторского замысла, четкость режиссерских решений и работа всей команды.

В прошлом году я тоже попал в состав жюри фестиваля. Поэтому в этом году ожидаю роста общего уровня. Тогда было несколько таких работ, которые я бы принял за профессиональные – хоть сразу на большой экран. Были и сделанные «под линеечку» по школьной программе, доморощенные, крайне простенькие – даже не творчество, а какая-то самодеятельность.

По мне, самое важное в этом конкурсе – это чтобы участники получили удовольствие от съемочного процесса, от создания произведения. Конечно, оценка жюри – это важно, главный приз – это отлично, но как же круто чувствовать драйв от того, что делаешь.

Андрэй Куціла

Рэжысер неiгравога кiно. Прызёр мiжнародных кiнафестываляў.

– Я чакаю сапраўдных аўтарскіх праяваў. Спадзяюся, што ўсе ўдзельнікі зразумеюць, што творы не трэба пераказваць, упіхваючы ў дзве хвіліны ўвесь сюжэт. Больш значна перадаць сваё асабістае ўспрыманне твора, эмацыйны стан, задуму, мабыць нейкі пасыл. Я разлічваю ўбачыць яркія арыгінальныя работы, творчы падыход, цікавыя рашэнні і прыёмы.

Асноўны крытэр ацэнкі асабіста для мяне – гэта аўтарская работа. Усё ж такі гэта фестываль фільмаў. Хацелася б убачыць работы творцаў, сапраўдных асоб. І не вельмі важна, якая кніга будзе абрана для асновы. Нават з таго, што ўжо даволі вядома і нават усім надакучыла, можна зрабіць захапляльны матэрыял.

Якасць відэа асаблівую ролю адыгрываць не будзе. Усе мы разумеем, што здымаць будуць на мабільныя тэлефоны, таму HD ніхто не чакае. Аднак важна, якія музычныя прыёмы выкарыстаюць, як зрэжысуюць, як падбяруць акцёраў. У сукупнасці ўсё гэта павінна стварыць такое ўражанне, што журы не стрымаецца і пачне чытаць. А я, сказаць па праўдзе, часцей гляджу фільмы, чым чытаю, – часу звычайна не хапае.

Спадзяюся, што будуць і трэйлеры на беларускую літаратуру. Я маю на ўвазе нават не тое, што напісана на беларускай мове, а ўвогуле творы суайчыннікаў. Мне здаецца, сёння трэба нагадваць, які скарб ёсць у нашай літаратуры. Да, людзі пачалі часцей цікавіцца беларускай літаратурай, але я ўпэўнены, што яшчэ шмат чаго засталося ў цені.

Чакаю, што хто-небудзь абавязкова паспрабуе зняць трэйлер на творы Алексіевіч. І гэта будзе зразумела, улічваючы тое, як у гэтым годзе вырасла яе папулярнасць. Аднак я б хацеў папярэдзіць тых, хто вырашыў гэта рабіць: гэта будзе вельмі складана, нават цяжка. Добра адлюстраваць такія дакументальныя творы – гэта такая велізарная задача, што не кожны прафесіянал з ёй справіцца.

Сам бы я здымаў трэйлер на штосьці з твораў Васіля Быкава. Лічу яго актуальным і невычарпаным. Мне здаецца, было б цікава здымаць трэйлер на яго невялікі аповед “Труба”. Для трэйлера амаль нічога не патрэбна: знайдзі трубу і добрага акцёра – вось табе і трэйлер. Мне здаецца, што лепей шукаць простыя для пастановы творы, каб гэта магчыма было рэалізаваць ва ўмовах абмежаваных сродкаў і бюджэту. Ніхто не чакае галівудскай якасці ад трэйлераў, якія здымаліся на мабільны тэлефон. Галоўнае – перадаць ідэю і нечым зачапіць.

Максим Жбанков

Белорусский культуролог, киноаналитик, колумнист. Кандидат философских наук. Один из создателей проекта «Киноклуб».


– Буктрейлер – один из возможных форматов, инструментов продвижения какого-либо культурного продукта. Обычно посредством трейлеров привлекают внимание к фильмам, предлагая нарезку «ударных» моментов и представляя главных героев. Трейлер, в принципе, призван притянуть возможного потребителя, дав ему возможность ощутить «вкус текста» и продегустировать его перед просмотром полной версии. Буктрейлер – это аудиовизуальная презентация книги, способ привлечь к ней внимание и обозначить личный опыт ее прочтения режиссером.

Буктрейлер – естественное порождение современного информационного общества, посредник между традиционной письменной культурой и новым сетевым потребителем. Его актуальность и востребованность – как и в любом другом случае – определяется не жанром и не форматом, а качеством исполнения.

Главное понять: буктрейлер  не экранизация, а коллаж из ваших впечатлений по поводу текста. А значит, сюжет вторичен. Первична способность режиссера превратить свои читательские эмоции в эффективное экранное высказывание. Это встреча двух авторов: писателя и клипмейкера. Оба одинаково важны. Буктрейлер не пересказывает книгу. Он призван задать верный тон, точно настроить на встречу с текстом. 

Стоит ли делать трейлеры к общеизвестным произведениям? Это как спросить: а стоит ли играть Баха? Свой взгляд возможен и по отношению к известному. Другое дело, что классика в рекламе не нуждается. А вот менее раскрученных – но не менее талантливых – авторов стоит поддержать. Прежде всего, это касается актуальной белорусской литературы, которой остро не хватает яркой раскрутки.

Я сам в режиме буктрейлера постоянно: когда читаю книгу, а после о ней пишу в журнал или рассказываю знакомым. Но все же я – автор впечатлений, а не экранных текстов. Поэтому буктрейлеры предпочитаю смотреть. Или, если повезет, в них сниматься.

мастер-классы для создателей буктрейлеров

09.01.2016 в 19:00, место уточняется

Воркшоп: Кинопрорыв. От сценария к буктрейлеру за два дня. На базе студии дизайна «Руки».

14.01.2016 в 19:00, Imaguru

Ток-шоу: Клиповое мышление: закончить мысль за 3 минуты.
Воркшоп: Стиль рождается в трио: режиссер – оператор – монтажер.

21.01.2016 в 19:00, Imaguru

Ток-шоу: Кино будет. Где взять денег на фильм.
Воркшоп: Главная роль второго плана: грим, костюм, декор.


Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: архив героев, chargetech.com .

ООО "ТДИ ПРОМИВЕНТ", УНП 190771520

Еще по этой теме:
Как получить 30 млн, совмещая приятное с полезным, – советуют режиссеры, кинокритики и писатели
Фестиваль velcom Smartfilm: как победить в конкурсе буктрейлеров и получить 30 миллионов
Увидеть Микеланджело и Рафаэля за 100 000 руб.: в Минске покажут 3D-фильм о Флоренции
поделиться