На фестивале мобильного кино velcom Smartfilm завершились мастер-классы, на которых известные режиссеры, клипмейкеры и продюсеры давали ценные советы начинающим авторам.
Записали самые полезные лайфхаки на двух недавних мастер-классах Smartfilm. Кстати, работы на фестиваль принимаются до 31 января, и у вас еще есть время снять собственный буктрейлер.
Алексей Сатолин
совладелец и генеральный продюсер крупнейшей в стране продакшн-студии Partizan, снимает клипы для группы «Ленинград»
Если мы говорим о локальном клипмейкерстве, то начать нужно с того, что вы должны из себя выбросить, забыть о таком понятии как местечковость. Стараться быть в контексте чуть более широком, чем Минск или Беларусь.
Последние 10 лет занимаюсь рекламными произведениями, которые умещаются в 30 секунд. Три минуты – это очень много.
Общая беда начинающих режиссеров – сценарий на 24 страницы, где 162 кадра. Будьте лаконичны и доступны. Не нужно стараться впихнуть в один фильм все то, что вы хотите сказать миру. Идея должна быть кристально ясной.
Может ли видео продать книгу? Книга – удивительная форма, которая позволяет представить каждому читателю свою трактовку. И трактовок этих у одного произведения может быть множество. Когда вы снимаете буктрейлер и начинаете уходить в конкретику – вы можете навредить. Главное – задать вопрос, который пытался задать автор. Задать его зрителю. С минимальным вашим соавторством. Абсолютно не важно –завершено ваше высказывание или нет. Важно поднять проблему. И чтобы была идея. Все.
Максим Сирый
клипмейкер (группы RockerJoker, Naka, The UNB, имиджевый клип «Беларусь — страна для жизни»), обладатель гран-при фестиваля альтернативного кино KinoVarka
Придумать и сделать ролик – полдела. Важно понимать, что потом вы с ним будете делать, где, на каких медиаресурсах будете распространять? На какие фестивали посылать?
Если хотите победить на фестивале, должны понимать его конъюнктуру. Изучить, как он проходил в прошлые годы, какие работы в нем побеждали, как проходит отбор, какова система подсчета голосов. Например, я как-то был в жюри. И там все было так: чтобы победить, нужно было снять среднее добротное кино. Вы получали свои семь баллов от всех членов жюри и брали главный приз. А если шли на риск и делали что-то действительно интересное, то одни судьи вам ставили «10», а другие «1». И вы оказывались позади добротных семерок.
О вирусном видео имело смысл говорить лет пять назад. Зачем сегодня придумывать, как сделать вирусное видео, если можно поискать выход на ведущие интернет-порталы, которые гарантированно дадут тебе больше просмотров.
Очень важно иметь базис. Если вы не владеете техническими знаниями, вам будет сложно. Если снимаете на смартфон, у вас должно быть максимально знаний о том, как это работает.
Дмитрий Левковский
оператор, режиссер-энтузиаст (представляет тандем DVA video, известный своими совместными работами с такими белорусскими коллективами как «Серебряная свадьба», «Navi», «HURMA», «Nizkiz» и др.)
Как сделать работу успешной? По нашей практике самые успешные клипы — те, где группы принимали наименьшее участие в формировании идеи.
Когда группа вмешивается в клип, это не всегда хорошо. Когда я поступал в Академию искусств и учился там, думал, что смогу все сделать сам. Боялся доверить камеру оператору, потому что был уверен, что никто не снимет то, что я придумал, лучше, чем я. А потом ты растешь и понимаешь, что тебе нужен оператор и гример. Нужна команда, без которой – никак.
Алексей Терехов
клипмейкер (клипы на песни «Ляписа Трубецкого», в том числе легендарный «Капитал», групп Gogol Bordello, Brutto, Бой Джорджа), медиа-художник
Нельзя идти на поводу у публики, у музыкантов, аудитории. Важна прежде всего идея. Остальное – инструменты.
Музыкальный клип – рекламный ролик песни или исполнителя. Это коммерческая задача. Автор решает свои художественные задачи, но функция остается прежней – продавать.
Мой первый клип на песню «Ау ау ау» «Ляписа Трубецкого» был снят на фотоаппарат «Зенит» на черно-белую пленку. Фотографии напечатали и отсканировали. А потом все это смонтировали в какой-то простой монтажной программе. Клип некоторое время был самым ротируемым на канале MTV Russia.
Денис Зосик
победитель фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm 2014 в номинации «Лучший комедийный трейлер» («БЕЛлионеры»), режиссер «Битвы экстрасенсов»
Хороший старт дает фестиваль. Это конкуренция, гонка, список новых контактов. Фестивалей на один фильм может быть несколько. Если нет инвестора, рассчитывать можно на соцсети. На посты и перепосты. Наша практика показала: больше всего денег дают друзья и друзья друзей, которые прочитали про тебя на Facebook или увидели в новостях. Это очень большая работа. При этом проект не должен быть сырым. «Привет, мы просто ребята, которые собрались снимать кино» – это уже давно не работает.
Начинающим не надо брать денег ни у кого. Это может их испортить. Учись сначала делать все бесплатно. И только тогда, когда что-то умеешь, есть сценарий и идея – в путь.
«Плюшки» для мотивации могут быть символическими: бесплатные билеты на премьеру, постер по почте, что-то еще.
Нам нужно пользоваться ситуацией, которая сложилась в Беларуси. Тут нет «большого» кино, и сами съемки для многих белорусов – в новинку. В Москве народ пресытился, а у нас владельцы бильярдных и магазинов могут просто бескорыстно помогать и разрешать снимать в своих помещениях, потому что им любопытно поучаствовать в кинопроцессе.
Влада Сенькова
режиссер драмы о подростках «Граф в апельсинах».
Не думаю, что можно собрать деньги на проект на белорусской краудфандинговой платформе. Наши люди к этому пока не готовы –отдавать.
Мы провели очень много работы по продвижению фильма «Граф в апельсинах». Если ты просто выложишь трейлер, тебе никто не поможет. Надо мотивировать. Скажу точно: в Беларуси работает только нахрапистый агрессивный пиар. Я написала очень агрессивный пост на Kyky.org, и только это сработало. Именно после этого поста к нам пошли деньги и поддержка.
Как мотивировать актеров? Я просто увезла всех на дачу, где ни у кого не было шанса сбежать. А если серьезно, главное, чтобы актеру была близка и интересна роль. На съемках «Граф в апельсинах» все работали «за еду». И еще у нас было понятие «воздушный процент» – процент с возможной прибыли.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: headmade.by, из личных архивов героев.