Вместе с Samsung Galaxy S21+ мы продолжаем рубрику «Скарбы» об уникальных музеях Беларуси. Очередная подборка впечатляющих артефактов – из Ветки, маленького городка в Гомельской области. Когда-то тут был большой центр старообрядчества, а сегодня следы той богатой культуры можно увидеть разве что в музее.
Ветковский музей старообрядчества и народных традиций имени Ф. Г. Шклярова открылся в конце 70-х годов прошлого века в дореволюционном доме купца Грошикова. Основу экспозиции составила частная коллекция раритетов Федора Шклярова. С тех пор музей сильно развился, открыл филиал в Гомеле и продолжает активно исследовать регион.
Директор музея Петр Цалка не только показал нам самые крутые экспонаты, но и рассказал фантастические истории о том, как они попали в музей.
1. «Кратчайшее начертанїє исторїи Вѣтковскїѧ церквє»
Как вы наверняка помните из уроков истории, после реформ патриарха Никона и раскола русской православной церкви в середине XVII века в царской России начались серьезные преследования тех, кто эти самые реформы не принял. Староверы (еще их называют старообрядцы) были вынуждены бежать. Многие из них нашли дом в Речи Посполитой, где к разным религиям относились более толерантно и где переселенцы основали Ветку в 1685 году. Менее чем через сто лет тут жило около 40 000 человек (сегодня в Ветке чуть больше 8000 жителей).
«Кратчайшее начертанїє» – одна из пяти известных сегодня копий книги, оригинал которой написан в XIX веке и, к сожалению, утерян или пока не открыт для истории. В начале книги кратко рассказывается о крещении Руси и расколе в православии, а далее центр повествования перемещается в Ветку: в каком году основана, какие были церкви и монастыри, как дважды Ветку жгли по приказу царя.
– Са спіса мы даведваемся, што першы насельнік Веткі – поп Касьма з «царквы всех святых, што на Кулішках», – рассказывает Петр. – Гэта царква ў 10 хвілінах ад Чырвонай плошчы. Чаму да гэтага часу ў Ветцы ёсць вуліца Чырвоная плошча? Таму што стараверы прыйшлі і стварылі «малую ветку Масквы». Гэта адна з версій паходжання назвы горада, – рассказывает наш гид.
2. «Апостол» Ивана Федорова
По словам Петра, это дораскольное издание первой печатной книги в России 1574 года. Вряд ли оно дошло бы до наших дней, если бы осталось на территории царской России: там такую литературу активно сжигали. Но благодаря ветковским староверам, а после – музею ценное издание дошло до нас.
– Кнігу знайшлі ў 1984 годзе ў адной з веткаўскіх слабод падчас музейнай экспедыцыі. Фёдар Рыгоравіч Шкляраў бачыць яе і разумее, што гэта Фёдараў. Уладальніца кнігі адмаўляецца прадаць яе за любыя грошы. Пасля шэрагу паездак жанчына ўрэшце кажа: «Калі вам гэта кніга патрэбна, я вам яе аддам проста так. Вы мне прывязіце такую ж, толькі з вялікімі літарамі і моцным пераплётам». Тады супрацоўнікі ўзялі новую кнігу, загарнулі ў яе паўлава-пасадскі платок, каб хоць нейкі падарунак быў. Калі жанчыну спыталі, чаму яна адмовілася браць грошы, яна адказала: «Дзеткі мае, гэта ж не кніга мне належыць, а я гэтай кнізе», – рассказывает директор музея.
3. Архитектурная «фишка» Гомельщины – оконные наличники
– Гэта Ветка, канец XIX стагоддзя. Стараверы былі добрымі будаўнікамі, ездзілі будаваць і Рыгу, і Маскву, і Кіеў, і Пецярбург. Менавіта гэты экспанат цікавы тым, што тут не проста вясковы стыль, а зроблена пад каменную архітэктуру: класіцыстычны порцік, калоны. Бачыце, а вось сляды ад шрапнэлі, – показывает Петр.
Наш гид говорит, что историки спорят о том, являются ли эти архитектурные элементы изобретением именно староверов или были характерны для домов всех жителей региона.
– Колькі б мы ні вялі асветніцкай работы, сучасны чалавек мысліць прагматычна: гэта прасцей зняць і зашыць сайдынгам, чым даглядаць. Таму мы хутка рэагуем, калі нам паведамляюць, што нешта здымаецца з хат. У райсавеце бяром абноўленыя спісы дамоў пад знос, у прысутнасці старшыні сельсавета трапляем у дом і забіраем каштоўнае ў фонды музея, – рассказывает Петр.
4. Коллекция безменов
– Стараверы, якія перасяліліся сюды, у асноўным былі купцамі, а не сялянамі. Для іх было важна, што Сож – судаходная рака, а значыць ідэальны гандлёвы шлях. Да рэвалюцыі на Чырвонай плошчы, засаджанай сёння паркам, былі гандлёвыя рады. Цікава, што, калі страабрадзец вёў справы са страабрадцам, распісак не браў, а калі з яўрэем, то быў вексель, – говорит экскурсовод.
5. Самовар
Все эти самовары использовались жителями Ветки и говорят о том, какое место занимало чаепитипе в дореволюционной культуре.
– Для старавераў піццё гарбаты, менавіта гарбаты (іван-чая ці зёлак), а не чая, – гэта ў першую чаргу духоўныя размовы. Працэс быў вельмі рытуалізваны. Да гарбаты падавалі варэнне, на плечы клалі рушнікі – п’еш, пацееш, выціраешся, – рассказывает Петр.
Один из экспонатов сделан очень известным в царской России «Товариществом паровой самоварной фабрики наследников Василия Баташева в Туле». Фабрика была уникальна тем, что на ней впервые установили паровой двигатель и смогли нарастить большие объемы производства.
6. Икона Богородицы Огневидной
В ветковском музее хранятся уникальные иконы, у некоторых из них еще и невероятная история.
– У Грэцыі такая ікона называецца Кафрэпціс – «зерцала» – і вядома яшчэ з часоў іканаборства ў Грэцыі ў IX стагоддзі. Жонка імператара, які загадваў паліць іконы, пайшла на хітрык: схавала ікону Багародзіцы за люстэркам. Кожны дзень, калі яна сядзела за люстэркам, муж думаў, жонка харошыцца, а яна ў гэты час малілася. Калі ён даведаўся, то кінуў ікону ў агонь. Ікона абгарэла, а лік застаўся; з-за аліфы, якой пакрываецца ікона, яна пачырванела. Арыгінал іконы захоўваецца ў Афонскіх манастырах. Стараабрадцы былі вельмі адукаваныя, ведалі гэту гісторыю і пачалі пісаць ікону. У мясцовай традыцыі яна называецца Агнявідная. Гэты экспанат гарэў у пажары, быў увесь чорны, пра што рэстаўратары пакінулі маркер. У нас у музеі Багародзіца Агнявідная ёсць яшчэ ў бісерным акладзе і разная, – говорит Петр.
7. Оклад с иконой Никиты-воина
Латунные элементы оклада иконы в 1991 году музейные работники случайно заметили у мужчин, которые несли сдавать цветной металл, и, конечно, купили артефакт. В музее, насколько это было возможно, восстановили оклад и выставили в экспозицию.
В 2020 году музейщики поехали в Могилев к частному коллекционеру, который в какой-то момент вынес доску и говорит: «У меня ощущение, что это с вашего оклада». Петр говорит, что он и его коллеги не могли дождаться утра, когда можно будет снять сигнализацию, чтобы попасть в музей и приложить оклад к иконе. Можно только представить их счастье, когда стало понятно, что оклад и икона – один артефакт.
В центре иконы, судя по всему, располагается изображение святого, а по краям – сюжеты из его жития. Доска была очень грязная, испачкана куриным пометом. Сегодня икона в реставрационной и после восстановления будет возвращена в свой оклад.
8. Икона Иоанна Богослова
«Написаше сей святый образ Рогаткиным Григорием 1929 года апреля шестаго дня», – гласит надпись на обороте иконе. Наш гид говорит, что этот экземпляр очень символичен для Ветки:
– Ікона лічыцца адной з апошніх ікон Веткі, бо ў 1920-х савецкая ўлада змагалася з царквой і ўсім, што з ёй звязана. І вось у чым сімвалізм. Ян Багаслоў – адзіны, хто ўбачыў канец свету, і адна з пячатак, якая яму адкрылася: «…і упала палын-звезда і огорчіла треть рек і треть земель». Многія даследчыкі звязваюць гэту ікону і Чарнобыль, бо пасля аварыі ўсе стараверскія слобады вакол Веткі былі выселены, – говорит Петр.
Сегодня от огромного еще сто лет назад староверского сообщества в Ветке и окрестностях не осталось и следа, не уцелела ни одна церковь. Экспозиция в Ветке – уникальная возможность дотронуться до исчезнувшей культуры.
9. Неглюбские рушники
Кроме артефактов о старообрядцах в Ветке можно увидеть крутую коллекцию народного ткачества из деревни Неглюбка. Вот, например, самый старый рушник. Вышитый на нем элемент «крюча» – ромб с крюками – известен еще на керамике эпохи неолита.
10. Погребальная рубаха
– Такую кашулю шылі абавязкова з цэльнага палатна, каб душы было прасцей выйсці з цела. У неглюбчан было некалькі пахавальных кашуль: колькі нявестак – столькі кашуль. Паводле мясцовай традыцыі, першы падарунак нявесткі свякрові – пахавальная кашуля. І гэта ўспрымалася з павагай, таму што значыла, што нявестка клапоціцца пра вечнае жыццё свякрові. Насіць такія кашулі пачынаюць, калі ажэняць апошняга сына. Калі мы просім неглюбчан прадаць нам кашулю з вузла, яны кажуць: «Як жа мы на тым свеце адзін аднаго пазнаваць будзем?» – рассказывает Петр.
Что еще посмотреть по дороге?
В трех километрах от Ветки находится агрогородок Хальч, тихое зеленое место со шляхетской усадьбой и парком. Еще совсем недалеко от Ветки расположен Добруш, тот самый, где была сделана ваша школьная тетрадь. В городке есть краеведческий музей, а еще сохранилась историческая застройка и старое здание бумажной фабрики. Если вы любите большие города, отправляйтесь в Гомель. В известном парке около дворца Паскевичей находится филиал ветковского музея, куда тоже стоит заглянуть.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Андрей Кот. Видео: Андрей Кот.
ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910