Вместе с Samsung Galaxy S21+ мы продолжаем рубрику «Скарбы» об уникальных музеях Беларуси. Сегодня отправляемся в деревню Стойлы Пружанского района – знакомиться с деревянным народом, чья жизнь до невозможного похожа на жизнь белорусского селянина.
Чтобы попасть в музей «Успамiны Бацькаўшчыны», придется проехать по неровной сельской дороге сквозь поля мха: с одной стороны они уходят в бесконечность, а с другой ограждены стеной леса. Но не самая легкая дорога того стоит: это уникальное место, в котором можно увидеть жизнь белорусского селянина от его рождения до смерти.
Вся эта жизнь умещается в крохотном деревянном доме, выкрашенном в яркий голубой цвет. Внутри дома – царство деревянного народа, придуманного и созданного мастером Николаем Тарасюком.
Долгие годы Николай был фактически единственным жителем деревни, и именно благодаря ему деревня не только не забыта, но и не заброшена. Сейчас здесь есть музей, сюда приезжают туристы, а часть домов, когда-то покинутых и забытых, обрела новую жизнь и новых хозяев.
Жизнь деревянного народа, придуманного Николаем, мало чем отличается от жизни белорусского селянина. Какие-то композиции автор наделил глубоким смыслом и ироничными подписями, в какие-то не вкладывал никакого смысла – просто изображал то, что всю жизнь видел вокруг. Крохотные фигурки женятся, работают, полют грядки, собирают урожай, выпивают, грустят, веселятся – и наконец умирают.
С музеем и его необычными экспонатами нас знакомит Сергей, внук мастера. Важно: музей работает по запросу, так что, прежде чем ехать, стоит заранее позвонить: +375 29 822 46 68.
1. Гаспадыня драўлянага народа Маруся
Маруся – единственная большая скульптура авторства Николая Тарасюка. Он шутил, что это его «деревянная жена». Именно она встречает всех гостей музея прямо у входа и именно она, как говорил сам Николай, следит в музее за порядком, «каб народ працаваў драўляны, не бунтаваўся».
– Дед, как и все мастаки, был человеком оригинальным, – рассказывает нам Сергей. – Когда бабуля умерла, он сказал: «Вот, я себе жену сплел, Маруся назвал». Он ездил с ней на выставки, на ярмарки для интереса, или, как бы сейчас сказали, «по приколу».
Хозяйка местной агроусадьбы Лариса, с которой мы встретимся после музея, добавит смешную историю:
– Как-то мы вместе с Николаем и Марусей поехали в Польшу. Маруся сидела на переднем сиденье, и таможенники шутили: «А у пани есть виза?»
2. Самые первые работы Тарасюка
Одним из первых сюжетов, воплощенных мастером в дереве, стала история, знакомая любому, кто вырос на старых народных сказках. Баба-яга, темный лес, похищенные дети – сложно найти человека, который не слышал бы эти рассказы.
Начинал художник, к слову, с фигурок из глины – но они таяли от дождя, потому что он их не обжигал. Работать с деревом Николаю посоветовал отец, и творец начал как раз с таких маленьких фигурок, а дальше переключился на более масштабные сюжеты.
3. Сцены сельской жизни
Часть работ вместе формирует целые зарисовки о сельской жизни – эта тема очень занимала Николая и была ему хорошо знакома. Кого-то раскулачивают, кто-то женится, кто-то мелет муку, кто-то строит дом, кто-то чинит сарай – дел у деревянного народа много.
Некоторые картины в точности повторяют истории из жизни. Так, Сергей рассказывает, что Николай долгое время присматривал за пожилым односельчанином, который жил один в старом обветшалом доме. На следующий день после смерти старика крыша его дома обвалилась, и вынести его наружу через дверь не получилось. Пришлось доламывать крышу – и вытаскивать через нее.
Тема раскулачивания тоже знакома Николаю не понаслышке: его семью хотели раскулачить и вывезти в Сибирь, но началась война – и Тарасюки остались дома.
4. Сельская свадьба
Какая сельская жизнь без свадьбы? В музее есть несколько композиций, посвященных сельскому гулянию, на одной даже изображена свадьба самого художника.
В книге «Сялянская энцыклапедыя ў творах Мікалая Тарасюка» искусствоведки Ольги Лобачевской свадьба описывается так: «Дзве рэчкі пераехалі, а на трэцяй захраслі коні, скачуць, не вылезуць. Тады павылазілі ў раку з павозкі. Хто ў чым адзеты, лепш ці горш, чаравікаў не разувалі, пайшлі на бераг. Мая маладуха ў вэлюме пайшла ўплаў, о. Мы ад ракі ўжо ішлі ўсе абмоклыя, у гразі, пешаком. Але тут ужо моя нявеста мяне лаяла: “Куды ты мяне прывёз?!”»
Есть и свадебный сюжет с беременной невестой: такие случаи в деревнях тоже были.
6. Фигурки, высмеивающие алкоголиков и показывающие смерть
Еще одна тема, которая проскальзывает во многих работах, – алкоголь и вред его употребления. «Гэй, Мішутка, алкоголь – не шутка!» – такие надписи можно заметить под работами. Сергей объясняет, что так Николай высмеивал беспробудное пьянство.
Тема, которая неразрывно связана с алкоголем, – смерть. Ей тоже посвящено много работ.
6. Работы, посвященные Беловежской пуще
Близость Беловежской пущи сказалась на работах Николая: есть зарисовки на тему жизни в лесу и разные изображения животных.
Фигурка, сделанная из черепа дикого кабана, – карикатурное изображение людей, которые убивают диких животных и уничтожают природу. Подставка, переплетенная синтетической ниткой, указывает на то, что эта работа из числа последних: в старости Николай уже ленился переплетать подставки сосновым корнем.
7. Миниатюра, осуждающая ядерное оружие
Привлекает внимание даже не сама работа, а подпись под ней: «Зрабілі атамную бомбу, а каго яны збіраюцца забіваць? Усіх ці па выбару?» Ее, как и все остальные, придумал сам Николай, которого очень беспокоила эта тема. Художник осуждал ядерное оружие и разрушение, которое оно несет миру.
8. Искусственные цветы
В музее обилие не только фигурок, но и цветов – тоже, конечно же, работы Тарасюка. Художник, рассказывает Сергей, очень любил живые цветы и всю жизнь выращивал их рядом с домом – а еще мастерил искусственные, которыми теперь украшен музей.
9. Шляпы – для Николая и для Маруси
Шляпы – аксессуар, который первым делом бросается в глаза, когда рассматриваешь старые фотографии мастера. Их он тоже делал сам и носил на выставки или важные мероприятия: какие-то носил сам, какие-то надевал на Марусю.
Что еще посмотреть в Стойлах?
Попасть в музей, не проехав мимо деревянных ворот, украшенных резными фигурками, просто невозможно. Это агроусадьба «Стулы», и она заслуживает внимания не меньше, чем сам музей.
Принадлежит усадьба Ларисе и Александру. Сперва, в 2012 году, они купили дом для себя, а уже в 2014 году Лариса придумала проект «Вясковы рэнесанс» и праздник «Я родом со Стойлов». На праздник приехало примерно 500 человек, среди которых около 80 артистов. Последних нужно было где-то разместить и кормить – так родилась идея открыть в деревне культурное пространство и агроусадьбу.
Когда умер Николай Тарасюк, Лариса задумалась, как можно о нем рассказать. И поняла, что весь музей «Успамiны Бацькаўшчыны» – это батлейка. Так было решено поставить спектакль о жизни мастера. Пьесу «Прытулак памяцi» написал Николай Прокопович, и с ней Лариса и Саша выступают не только в агроусадьбе, но и ездят в другие города и даже страны.
Помимо спектакля, посвященного Тарасюку, есть и колядная батлейка, и батлейка о животных Беловежской пущи – короче, безусловный маст си!
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Андрей Кот. Видео: Андрей Кот.
ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910