«У нас недостаточно здорового театрального хулиганства». Почему вам надо сходить на премьеру «ИнЖеста»

«У нас недостаточно здорового театрального хулиганства». Почему вам надо сходить на премьеру «ИнЖеста»
Уже в воскресенье в ОК16 пройдет премьерный показ сайт-специфик перформанса «Генезис# или Происхождение видов» легендарного пластического театра «ИнЖест». Что такое сайт-специфик и почему это важно для Минска? Отвечают урбанистка, исследовательница театра,  театральный критик и режиссер.

Уже в воскресенье в ОК16 пройдет премьерный показ сайт-специфик перформанса «Генезис# или Происхождение видов» легендарного пластического театра «ИнЖест». Что такое сайт-специфик и почему это важно для Минска? Отвечают урбанистка, исследовательница театра,  театральный критик и режиссер.

Для site-specific театра пространство является главным организующим принципом: игра актеров не может существовать вне той или иной площадки, в отличие от сценических работ, поскольку само место задает определенную форму и наполняет ее содержанием – в силу того, что обладает своим архитектурным, историческим, социальным или природным контекстом. Пространство в site-specific постановках самодостаточно, обладает художественным статусом наравне с актерами, ведет режиссера за собой и, таким образом, формирует действие.

 

ксения дубовская

исследовательница театра

– Театральные проекты, в которых пространство работает на идею, вызывают большой интерес: история здания, его атмосфера и элементы задействуются в спектакле и начинают нести дополнительные смыслы.

Иначе работает восприятие: вы располагаетесь в одном пространстве с исполнителем, он не возвышается над вами, как на классической сцене. Возникает особенная связь: вы находитесь рядом с актерами, смотрите им в глаза, ощущаете все чувства и эмоции не опосредованно, а непосредственно. В едином поле стирается иерархия – у зрителя выстраиваются «демократические» отношения с произведением, исчезает диктат: что̒ мыслить и что̒ переживать.

Аудитория сайт-специфик театра очень отличается от, скажем, Горьковского: интерес к подобному искусству выдает неординарное мышление и «продвинутый» вкус. Этот жанр дает толчок к развитию театра, и, если вы хотите увидеть его движение, а не стагнацию, надо ходить на такие работы – к тому же, у нас их очень мало.

 

агния асанович

урбанистка (Минская урбанистическая платформа)

– Очень важно уметь осваивать пространство не только визуально, в смысловой интеллектуальной плоскости, но и телесно. Мы вообще редко прислушиваемся к телу – а ведь, если человеку некомфортно в городской среде, первые сигналы будут поступать именно от тела. Поэтому сайт-специфик искусство очень ценно – и особенно пластический театр, потому что он работает непосредственно с телом, осваивающим пространство. Художники, работая в бывших цехах и на других не конвенциональных площадках, наполняют их новыми смыслами и помогают зрителям устанавливать эмоциональную связь с городом, «телесно» его обживать.

Кроме того, художники являются исследователями – визуализируют актуальные проблемы и находят решения. Например, некоторое здание имеет историческую ценность и культурный потенциал. Но, чтобы с ним начали работать, необходимо привлечь внимание. Это можно сделать по-разному: журналисты расскажут его историю, урбанисты составят карту «неиспользуемого потенциала», активисты распространят петицию, а социологи и антропологи исследуют его место в коллективной памяти.

Но есть еще и язык искусства – и он гораздо более доступен, чем сухие тексты, и имеет самую сильную эмоциональную составляющую. Художник исходит от конкретного места и связанных с ним людей, он проживает некоторую историю и рассказывает о своем опыте – через танец, выставку, инсталляцию. Это всё является сайт-специфик: художник провел свое локальное «исследование», прочувствовал пространство и создал историю места, которая может не только вызвать чувство сопричастности у горожан через эмоциональный отклик, но и заинтересовать инвестора намного быстрее, чем питчинг. Так арт-проект становится эффективным социальным действием.

 

алексей стрельников

театральный критик

– Для театра пространство – один из основных эстетических параметров, достаточно вспомнить знаменитую триаду Брука: актер-зритель-пространство. Нестандартные помещения очень сильно влияют на эстетику театра. Например, спектакли в «ОК16» выглядят «альтернативно» – сказывается сама специфичность пространства, зрители и актеры вступают с ним во взаимодействие, они зависимы от него. Было бы глупо со стороны зрителей идти в ОК16 и требовать классический театр переживаний: там он должен быть «грязный», с ненормативной лексикой, экспрессивной телесной пластикой.

Наши заводы совершенно недавно начали «одомашнивать», поэтому, к сожалению, здорового театрального хулиганства, частью которого является сайт-специфик, у нас недостаточно. Но зрители, которые приходят на такие проекты, уже вырваны из автоматизированного театрального потребления.

 

вячеслав иноземцев

режиссер театра «ИнЖест»

– Главное для меня в сайт-специфик перформансе или, как я раньше называл это дело –Пространственная Драматургия – не вытаскивание идей и ассоциаций из пространства (что отчасти тоже может присутствовать), а реальное подчинение-сопротивление Физического Тела Актера – Реальному Пространству, чтобы по возможности убрать все наши «умные идеи» из Игры. Идеи появляются, исчезают, устаревают, забываются, Игра остается. Иногда думаю, что деревья, камни, здания – умнее, чем наши временные идеи.

 

Пластический театр «ИнЖест» – независимый арт-проект, созданный в 1980 г., который работает в направлении современной пантомимы, уличного театра, site-specific перформанса и танца Буто. Отличительной чертой театра является то, что он мастерски экспериментирует со сценическим пространством. В постановках «ИнЖеста» были задействованы купол малого зала Театра юного зрителя («Ёлка У»), пожарный занавес («После»), заводской цех («Прывiды Тахелеса») и даже зрительный зал («Ремонт»).

Премьерные показы спектакля сайт-специфик перформанса «Генезис# или Происхождение видов» пройдут 2 и 3 сентября в пространстве «Ок16» (ул. Октябрьская, 16).

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

поделиться