Места
CityDog.io

«Что было бы с нами, если бы бабушка пошла учиться?» Смотрите, какую крутую выставку иллюстраций одной книги открыли в Минске

«Что было бы с нами, если бы бабушка пошла учиться?» Смотрите, какую крутую выставку иллюстраций одной к...
В Центре современных искусств до 9 ноября можно увидеть работы шведской художницы Сары Лундберг. Их она сделала для своей книги «Птушка ўва мне ляціць, куды захоча», которая вышла в издательстве Koska в 2019 году. CityDog.by встретился с Сарой, чтобы получить автограф и вместе прогуляться по выставке.

В Центре современных искусств до 9 ноября можно увидеть работы шведской художницы Сары Лундберг. Их она сделала для своей книги «Птушка ўва мне ляціць, куды захоча», которая вышла в издательстве Koska в 2019 году. CityDog.by встретился с Сарой, чтобы получить автограф и вместе прогуляться по выставке.

В Минске Сара Лундберг уже не первый раз: в нашем городе она бывала в 2011 и 2015 годах. И книга «Птушка ўва мне ляціць, куды захоча» не первая из переведенных на белорусский язык – но именно за нее в 2017 году авторка получила престижную шведскую премию Августа.

Книга Сары Лундберг была напечатана в Швеции в 2017 году. А в 2019-м она вышла в Беларуси в переводе Надежды Кондрусевич.

Книга о том, на что готов пойти ребенок ради своей мечты. Девочка Берта несмотря на запреты отца и общества решила уйти из дома и стала-таки известной художницей.

Эта выставка сделана из иллюстраций для одной книги

– На книгу вас вдохновила история художницы Берты Хансон. Почему именно ее? Вы нашли в ней что-то близкое для себя?

– Мы с Дженни, директоркой небольшого шведского издательства Mirando, уже давно задумали вместе сделать какую-нибудь книгу – много лет шло обсуждение на эту тему. Но у меня самой не было никаких идей, – говорит Сара. – Как-то раз Дженни сходила на одну из выставок, на которой увидела картины Берты Хансон, – и предложила сделать книгу на основе ее жизни. В Швеции эта художница была известна с 1950-х по 1990-е годы, но я о ней раньше ничего не слышала.

Сара Лундберг и переводчица Надежда Кондрусевич.

Тогда я стала изучать биографию Берты, много читать о ее жизни и в итоге поняла, что смогу написать о ней книгу. При этом история художницы затронула меня лично: моя бабушка родилась в том же году, что и Берта, – 1910-м.

– У них была похожая судьба?

– Берта родилась на севере Швеции в крестьянской семье, и с самого ее детства все ожидали, что она будет заниматься хозяйством, помогать по дому, ухаживать за животными – такая традиционная женская роль. Но сама Берта с малых лет хотела быть художницей.

В то время мечты женщины пойти учиться в Швеции были просто недопустимы. И меня впечатлило то, какой отважной была Берта: она решила идти за своей мечтой и в итоге стала учительницей рисования.

А вот моя бабушка как раз была домохозяйкой, заботилась о детях, семье и животных. При этом она никогда не жаловалась на свою жизнь – я думаю, она была всем довольна. Когда я была маленькой, мама часто повторяла: «Что было бы с нами, если бы бабушка пошла учиться, если бы захотела работать или пойти за своей мечтой?»

Конечно, стать художником – это всегда тяжело. Для меня было очень интересно побольше узнать о тех препятствиях, с которыми сталкивалась Берта на пути к своей мечте, и понять ее отвагу: как ей хватило смелости противостоять нормам и обществу.

Иллюстраторка не имитировала стиль картин героини

– И вы, и Берта – художницы. Делая иллюстрации для своей книги, вы старались подражать стилю героини?

– Некоторые мои картины выполнены в стиле реализма, другие работы более абстрактные – то есть это такая смесь нескольких стилей.

Я работала над книгой два года, но почти сразу поняла, что не буду копировать стиль Берты, что все иллюстрации будут исключительно моими. При этом я дала себе свободу и решила, что не буду ничего менять, если где-то в этих работах будут просачиваться и мотивы самой художницы.

В книге более ста моих иллюстраций. Все они были запланированы именно для книги. Но на выставке представлено около 30 из них. Я выбрала их потому, что, считаю, они смотрятся на стене лучше всего.

– На тех иллюстрациях, которые вы выбрали для выставки, чаще всего встречается девочка с каштановыми волосами – это главная героиня книги. Вы с кого-то срисовали этот образ или это импровизация?

– Да, это главная героиня моей книги – прототип художницы Берты Хансон. При создании ее образа в иллюстрациях я использовала фотографии своей дочки Эллы.

Ей 16 лет, и она с удовольствием позировала мне. При этом я не срисовывала один в один, а лишь делала наброски.

– Текст написали тоже вы. Эта история основана на биографии художницы? Или взята из ее дневниковых записей?

– Все, что написано в книге, – это не биографический материал, а мои фантазии. Но она написана от третьего лица, как будто это я – Берта Хансон, которая рассказывает эту историю. То есть я отражаю себя в образе моей героини, а она при этом тоже отображает мои чувства.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Павал Хадзінскі для CityDog.by.

поделиться
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ

Редакция: editor@citydog.io
Афиша: editor@citydog.io
Реклама: editor@citydog.io

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции.
Подробности здесь.

Нашли ошибку? Ctrl+Enter