CityDog.by поговорил с минчанами, которые учились за границей, но решили вернуться домой. Зачем они так с собой?
Минск – Варшава – Минск: Тимофей
университет имени кардинала Стефана Вышинского, искусствоведение
В Варшаву я ехал получать степень магистра. Должен был продолжать учиться экономике, но очень не хотелось. На свой страх и риск на собеседовании сказал, что хотел бы написать работу о незаслуженно забытых деятелях белорусской культуры. Меня взяли. Вообще, этот университет – довольно интересное место: раньше в нем учились исключительно духовные лица, но после смерти Папы финансирование сократилось и они стали брать светских студентов. И довольно быстро адаптировались. Мой лучший друг, например, которого я там завел, писал научную работу. Когда я узнал, о чем, сразу захотел с ним познакомиться. Работа по ритуальной зоофилии. Они морщились, но сделать ничего не могли. Я там познакомился с Катей, сиротой из Жодино, она афробелоруска. В Беларуси у нее не было родителей, в детдоме она была чужаком из-за цвета кожи. Сейчас живет в Антверпене. У нее крутейший чернокожий парень и куча темнокожих знакомых. Именно в Европе она узнала, что она красивая, что ее есть за что любить. Когда у нее спрашивают, скучает ли она по родине, она отвечает: «Вы шутите?» И ее можно понять. А мое место здесь. Там тебе могут предоставить только какие-то формальные возможности. Тебе нужно провести там огромное количество времени – лучшие годы на акклиматизацию – для того, чтобы получить доступ к неформальным возможностям, тем, которые появляются, когда у тебя есть реальный контакт с окружающими людьми. Но на этот контакт нужны годы. Языковой барьер, культурный барьер. У меня была подружка, которая через 9 лет жизни во Франции наконец сказала, что она там счастлива. Я приехал посмотреть на нее и увидел, что она полностью изменилась, просто стала другим человеком. Я говорю ей: «Может, тебе в следующий раз привезти чего-нибудь нашего, что-нибудь вкусненькое?» – «Нет, спасибо тебе, но уже не вкусно». Когда вернулся в Минск, понял, что здесь я всемогущ. Просто могу решить любую проблему, потому что знаю, куда мне обратиться, как бороться с системой, если это нужно. Только здесь я могу реализовать такой проект – построить корабль для путешествий. Мы его уже строим. Здесь это возможно, там – нет. |
Минск – Тяньцзинь – Минск: Сергей
университет традиционной китайской медицины
Я жил в городе с 13-миллионным населением, в маленькой комнате общежития в кампусе. Вспоминаются характерные утренние звуки: гомон гудков, которые тебя будят, часов в 8 утра кто-нибудь может зажечь трехтысячную ленту петард (кто-то открывает новый магазин, празднует). Китай сейчас очень сильно боготворит все иностранное и в целом западную культуру. Они все там в Микки-Маусах, Винни-Пухах и «Адидасах». У меня это вызывало отвращение, а мой одногруппник из Техаса, наоборот, очень радовался этому факту. У нас вообще не совпадало с ним мировоззрение: я, например, списывал на контрольной, и это вызвало его праведный гнев. Зато потом мы посчитали (он единственный, кто платил за учебу), что его платы хватает как раз нам всем на стипендии. Мне как-то от этого стало теплее на душе. А китайцы старались произвести на нас, иностранцев, хорошее впечатление – и у них получилось. Кампус живет своей жизнью: например, поесть можно в маленьких ресторанчиках сразу за оградой. И тебе не надо отходить от университетского городка дальше, чем на 200 метров. Первые полгода я так и делал. Во-первых, потому что я никогда в своей жизни так много не учился – кстати, я это перенял у китайцев и сейчас учусь много, потому что понравилось там. Во-вторых, все-таки очень хотелось домой – Китай стал первой страной, которую мне хотелось покинуть. Во время 1,5-месячного празднования китайского Нового года мы не учились. Я купил велосипед и стал выбираться в Китай. Много снимал, бродил и ездил по городу. Я был в китайской рубашке, в соломенной шляпе, на дорогом велосипеде с пленочным фотоаппаратом – пару раз меня чуть не побили. Снимал на рынке продажу орехов – китайцы восприняли это как вторжение. Однажды влез в окно ресторана на первом этаже, чтобы поснимать, и повар запустил в меня какой-то ботвой. Когда вернулся в Минск и захотел сделать выставку фотографий, ее завернули: мой Китай был недостаточно красив. Я как врач был очень впечатлен китайскими аптеками традиционной медицины. Это что-то среднее между лавкой садо-мазо и магазинчиком ведьмы – иглы с ладонь длиной, предметы для кровопускания, все блестит и сверкает отточенными концами, вызывая тихий ужас. А травяная часть прекрасна: огромные шкафы с ящичками, иероглифами и витиеватыми ручками, целая стена, к которой нужно приставить лестницу и достать нужную травку. Один рецепт, например, состоит из 20 трав. Тут же рядом стенд с морскими коньками, морскими звездами, змеями. Выглядит и пахнет это не очень. Твои травки загружают в специальный аппарат, и ты через два часа получаешь пакет зеленой жижи – вкус у нее непереносимый. Ближе к концу учебы я провожал самолеты взглядом. Можно было остаться в Китае аж на три года, и они были в этом заинтересованы, но мне очень хотелось домой. |
Минск – Познань – Минск: Татьяна
университет имени Адама Мицкевича, юрфак, европейское право
Почему я не осталась? Этот вопрос задают все. Хочет остаться за границей тот, кто там мало бывал. Рано или поздно тебе приходится выбирать: либо возможность путешествовать по Евросоюзу и получать хорошую зарплату, либо родные стены, которые помогают дома. Семья моя здесь. А там любая проблема – и ты один, вообще один, никому не нужен. И потом, я разведена, найти второй раз мужа и так сложно, а найти мужа-поляка оказалось еще сложнее. Хотя за мной там парни ухаживали: и поляки, и французы, и наши. Но когда ты приехал туда всего на год и остальные тоже, никто не стремится заводить серьезные отношения. Поляки вообще в этом смысле пассивны. У нас девушка выбирает – девушки здесь ведь красивые, а там парни красивее. И девочки все очень хотят схватить их, поджать под себя и обручить. Очень над ними трясутся. У них распространен тип частных вечеринок – «прыватки», где собираются в основном обрученные или уже женатые. Девочки готовят что-то на таких вечеринках, а мальчики пьют пиво и обсуждают футбол. Однажды я попала на такую «прыватку»: девочки на кухне меня давай расспрашивать, как же там у нас в Беларуси. Я была как обезьянка из зоопарка. А когда мы вернулись к парням, за первые полчаса поняла, что девочки так из-за меня напрягаются, что просто караул. Нас все там очень жалеют, конечно: «загнэнбены наруд». Но все равно ты постоянно ощущаешь свою провинциальность рядом с ними. Этот вопрос на протяжении всего года «А почему ты не хочешь остаться в Польше?» к концу обучения меня уже начал злить. А почему я должна хотеть там остаться?! Я все время вспоминаю анекдот. Человеку на выбор предложили рай и ад. Показали ад, где все тусили, прекрасно проводили время. И скучный рай. Он и захотел в ад – его туда отправили и заковали в кандалы. «Как же так?» – «То была экскурсия, а это жизнь». Съездить на экскурсию, поучиться, отдохнуть – это совсем другое, чем если ты едешь один и пытаешься в их обществе укорениться. 10–15 первых лет – это время «поднятия целины». В Минске я работаю в сфере IT, тестирую программное обеспечение и еще преподаю польский. Если меня через работу в Польшу позовут – это совсем другое. А просто поехать клубнику собирать – это не мое. |
Фото из архивов героев.
Последняя героиня крайне неприятна, хотела, чтобы и поляки за ней бегали и замуж звали, и работу сразу чтоб непыльную предложили.
Сергей пусть не расстраивается, скоро половина Китая к нам приедет :)
Как понятно из статьи, в Польше и Китае люди не захотели оставаться. А в других странах?
Так во Франции и правда вкуснее)) Не зря французская кухня так популярна
Так что, мифы о золушке и импортных прынцах можно спокойно оставить профессиональным сказочникам и не отбирать у них кусок серого хлеба.
конечно, наверное, многих временами накрывает желание уехать из наших реалий. но туризм и эммиграция - рзные вещи.
Понятное дело, что у Яуропе ты нахер никому не сдалась, но можно же оторвать свой зад от дивана и что-то сделать
Немало тех, кто уезжает не столько ради достатка, сколько от раздражения. Один из источников раздражения - это тучи людей вокруг, которые совершенно точно знают, как и где должен жить белорус, чего хотеть, за что бороться и как сетевым журналам правильно его воспитывать.
p.s. Да я и сам такой. Только история немного другая.
:)
Я и не уезжал никуда. Я всегда был здесь (в РБ), но так ничего и не смог изменить в своей жизни. И дело даже не в лени или страхе, просто если человек мыслит как неудачник то он им и будет всегда.
:)
Может и поймете что к чему
Белорусок так воспитали, что они самые красивые, самые-самые, но потом оказывается, что полно красивых европеек, умных, с престижным образованием, с европейским паспортом.
Я думала в Польшу едут диплом получать европейского образца, чтобы потом по специальности работать.
1. рынком. Мужчин меньше (а нормальных так и еще меньше), чем женщин.
2. наши женщины себя не только не любят, но даже не уважают. Если бы они хоть немного себя любили, то мужчины бы к ним по-другому относились
3. утверждение о том, что женщина обязательно должна выйти замуж, этот пунктик в мозгах многих заставляет женщин унижаться, а мужчин исправно пользоваться плодами такого унижения ;))
Так что "мужчин меньше" - это прям вот не совсем правда. В возрасте среднестатистического создания семьи мужчин больше, чем женщин.
Не нужно путать качество с количеством) С качеством и правда беда)
То же общество вовсю пропагандирует идею того, что женщина должна "посвятить себя детям", причём больше всего об этом говорят мужчины. Вот женщины и "посвящают", хотя это по-моему совсем не то, что должен делать родитель.
Воспитать настоящего мужчину может только другой настоящий мужчина.
Героиня вела себя именно так. Но поскольку двинуть в западную, настоящую Европу - это не просто через границу перевалить, выбрала Польшу. Но прогорела. Придётся теперь опять довольствоваться белорусиками. Боль и печаль.
Вернулась из Франции, где все было замечательно)
Что-то я не вижу здесь логики. Если у нас девушки все красивые, а парни стрёмные, то кого тут девушкам выбирать?? Наоборот у мужиков выбор большой, потому что на каждого более-менее парня будет куча желающих.
В общем это вроде "Там слишком много симпатичных мужчин, мужика себе сложно найти. Поеду назад в Беларусь, найду кого-нибудь пострашнее"
А вось цяпер my two cents. Пагутарыць пагутарылі, але са студэнтамі — людзьмі, якія (сюрпрыз, але ўсё ж-такі!) за мяжу едуць вучыцца, са студэнцкай (то бок звычайна без права працы) візай, па нейкай дакладнай праграме і часцей за ўсё на вызначаны тэрмін. Да таго ж студэнцкія абмены незвычайныя для Беларусаў. Еўрапейскаму студэнту на перадапошнім курсе з'ездзіць у замежны ўнівер і патусіць-пабухаць там год па "Эразмусе" — святы абавязак. Таму заставацца студэнту дастаткова праблематычна.
І ўсё роўна (ведаю з уласнага досведу) куча студнтаў,навучанне ў замежным вну разглядаюць у якасці спосаба атрымаць візу і зваліць хаця б часова — на месцы паглядзім, як замацавацца, — а не як павышэнне кваліфікацыі. І калі такія людзі вяртаюцца ў Беларусь, іх атачэнне прымае навіну негатыўна, маўляў, на што ты ў балоце гэтым забыўся?
А вось калі б аўтары знайшлі чалавека, які за мяжою адкрыў бізнэс, а потым прадаў яго, бо, напрыклад, ссумаваўся па радзіме, і вярнуўся сюды (заўважце, вярнуўся жыць тут, а не адкрыць філіял сваёй кафэшкі з ільготамі, якія даюць замежнікалюбівыя чыноўнікі, спадзяючыся на адкат, а потым вярнуцца на свае лазурныя берагі). Ці, напрыклад, стуэнткай, якая паехала ў ЗША па ўоркэнтрэвэл, закахалася ў Нью-Ёрк і вырашыла любым спосабам застацца, і для гэтага атрымала палітычны прытулак, хоць з беларускай (і ўвогуле) палітыкі гэтая дзяўчынка ведае бадай што прозвішча прэзідэнта (і добра, калі яшчэ імя), а амапавец з дубінкай для яе нешта настолькі далёкае, як і сінхрафазатрон. А потым чамусьці вярнулася.
Аднак артыкулы пра такіх людзей атрымаюцца непатрыятычнымі, бо наўрад ці вы іх знойдзеце.