«Оргазмические ощущения». Поговорили с успешной коммерческой художницей Бреста о том, как обрести уверенность

«Оргазмические ощущения». Поговорили с успешной коммерческой художницей Бреста о том, как обрести уверен...
В рубрике «Регарт» вместе с журналом Ord&Bild мы рассказываем про интересных молодых художников из регионов.

В рубрике «Регарт» вместе с журналом Ord&Bild мы рассказываем про интересных молодых художников из регионов.

Мы очень хотели пообщаться с обеими сестрами Редько. Хоть и близнецы, они очень разные: Аня – быстрая, деятельная, экстравертная, а Маша – интроверт, старается все продумывать, действует медленно и осторожно. Переговоры об интервью с ней затянулись, поэтому мы решили не ждать и опубликовать разговор с Аней – а вы, если хотите послушать и Машу, напишите нам об этом в комментариях.

– Вы – художницы-близнецы. Расскажи, чем вы похожи и чем отличаетесь.

– Отличаемся внутренним устройством и скоростью восприятия реальности. Маша воспринимает реальность медленно и глубоко, осмысленно, а я реактивно, быстро.

Я больше диджитал-художник, а Маша такой настоящий масляный художник, который изучает традиции, старых мастеров, ей интересно в этом разбираться. Мне интересно делать что-то очень быстрое, эмоционально насыщенное, пока я на волне.

– А в школу вы ходили одинаковую?

– Да, образование одинаковое, но Маша еще после университета год проучилась в Германии, выиграла стипендию DAAD (Германская служба академических обменов), а я нет.

– Каково это – быть близнецами ? Чувствуется ли особая связь?

– Маша самый близкий человек для меня, второй близкий человек для меня муж. Но с Машей мы пережили вместе все детство, и мы настолько резонируем – она очень ценный для меня человек.

Живое и диджитал: «Оргазмические ощущения от движения в пространстве»

– Давай попробуем мини-эксперимент – упражнение на две минуты: просто бесконечным потоком набрасываешь все, что тебе нравится, все, что тебя вдохновляет. Сначала всем очень страшно, а потом нравится…

– Запах кофе, запах травы, запах осенних листьев и гниющих яблок, очень нравится, как пахнут книжки: и новые, и старые.

Города нравятся старые, по которым можно гулять. Предметы мне нравятся тактильные, чтобы по ним красиво ходил глаз и руки, бархатистые или очень лоснящиеся. Когда трогаешь вещь, которая качественно сделана, – например, игрушки из «Макдональдса». Они могут быть тупые, неинтересные, но они настолько охрененно сделаны, качество очень крутое.

 

Нравится музыка: когда играют на рояле, вибрации живых инструментов, когда этот звук проникает в тебя – твой организм дает резонанс: как инструмент, как крышка, дека, в устройстве рояля. Музыка, которую ты слушаешь в электронном виде и в живом виде, настолько отличается – как репродукция картины в журнале и живьем.

Я совсем недавно увидела «Рыбок» Матисса вживую… Раньше думала, что это маленькая акварелька какая-нибудь, формата А3, а это оказалась картина размером с меня, еще и масло. Я минут 20 возле нее ходила. Я с детства помню, как она выглядит, а вот – она совершенно другая. Воспринимать картины живьем – это невероятно.

– Ты кроме диджитала что-то делаешь? Какие твои любимые материалы?

– Диджитал – мой самый любимый материал, потому что я в нем как рыба в воде, тут можно отменить действие, тут ты можешь всегда все исправить.

Но все-таки я училась на художника, и иногда по работе приходится возвращаться к живым материалам, к акрилу. Не скажу, что это мой любимый материал, но, когда рука рисует живым материалом, я испытываю совершенно оргазмические ощущения от движения кисти в пространстве. И от результата тоже, от самого факта, как ты работаешь. Это не стилусом водить по планшету.

«C 1784 по 1790 годы тут жил со своей семьей герой Польши, Беларуси, США, почетный гражданин Франции Тадеуш Костюшко. Недавно в том доме открыли музей и поставили рядом памятник. Недалеко от его дома стоит сыроварня, где еще сам Костюшка делал сыры. Нынешние хозяева продают участок по цене средней легковушки 2000 года. Нарисовала несколько жителей этой деревни. Катерина Ивановна очень трогательно рассказывала о своем детстве в концлагере».

Любимые проекты – про путешествия: «В Бразилии я рисовала путешествие кофейного зернышка»

– Расскажи про место, где ты сейчас живешь.

– Я настолько в разных местах сейчас живу: и в месте, где петухи поют, и в месте, где на рояле играют, и в месте, где форточки не открываются, и в месте, где слышен стук колес поезда, и шумный проспект, и тишина, и птички по утрам, и чистые белые халаты каждый день махровые. Вот в такой реальности я живу.

– Расскажи про любимые проекты.

– Мои самые любимые проекты связаны с путешествиями.

Моя жизнь прямо изменилась после экспедиции с Артемием Лебедевым в 2012 году. Мы три недели ездили по Москве, изучали ее: задача была – рисовать каждый день минимум одну иллюстрацию.

Я сначала две рисовала, а потом, когда ты в четыре часа ночи спать ложишься, хорошо хотя бы одну нарисовать. Был очень интенсивный темп – за день мы посещали минимум три места. Я первую неделю плакала мужу в трубку, как мне тяжело, а потом так втянулась, что приехала в Брест и думала: «Боже, как все медленно, почему ничего не происходит?»

Был очень крутой проект с «Нескафе»: мы ездили в Бразилию, я рисовала, как они делают кофе. Путешествие кофейного зернышка – от самого зарождения, плантации, от всех росточков до дерева; как его собирают, как обжаривают – все этапы производства. Было очень круто увидеть всех этих фермеров, эти кусты. Потом мы поехали на производство в Краснодарский край.

Сейчас я делаю иллюстрации к «Алисе в Стране чудес». Это уже литография. В книге 12 глав – я рисую к каждой главе иллюстрацию, 8 уже готовы. В планах было сделать так, что каждая иллюстрация рисуется в разных мастерских по всему миру.

Мне очень хотелось поработать в Германии – в городе Зольнхофен есть карьер, где выкапываются камни для литографии… Но начался ковид, и я уже пользуюсь теми заграницами, которые в ближайшем доступе: я пока делала литографии в Питере, Москве, Киеве, Минске. Мне нравятся такие проекты, чтобы куда-то ездить, знакомиться с новыми людьми.

– Были ли у тебя какие-то некоммерческие коллаборации?

– Скажем так, есть не сильно коммерческая. С «Марк Формель» у нас были разные взаимодействия, но проект получился классный – это был не заказ, мне самой захотелось. Я нарисовала желтые вазы, они всем понравились, я думаю: «О, предложу “Марк Формель”, пускай они у себя выпустят».

– Какой заказ ты бы очень-очень хотела получить?

– Я очень хочу поработать с монументальным искусством, сделать один огромный витраж или серию для какого-нибудь общественного пространства. Это новый вызов для меня – поработать над идеей, вписать объект в атмосферу, поработать с мастерами по витражному стеклу, с керамистами.

Особенно если бы это была какая-нибудь модная церковь – переосмыслить по-современному традиционные мотивы. Это была бы классная возможность преодолеть свои страхи больших проектов.

Недавно я была в Москве на выставке «Не живопись» в Пушкинском музее: Пикассо, Матисс, Фернан Леже – керамика, ковры, росписи на вазах. Я была в шоке от огромных керамических панно Фернана Леже – такие прямо рельефные, размером со шкаф.

Я их осматривала, записывала видео, рассматривала со всех сторон, чтобы сделать что-то такое свое. Короче, я хочу огромную стену в каком-нибудь общественном помещении сделать керамическим панно, с такими переливами, глазурями, вот прямо хочу не могу. Может, кто-нибудь меня услышит.

Культурные рекомендации: «Маленькая кровать на печке – и все остальное заставлено огромными картинами»

– Кто самые крутые люди искусства в Бресте? Из любой сферы.

– Мне очень нравится Таня Тур, модельер. Она переосмысливает традиционное искусство, наше и западной части Беларуси, именно приграничья. Делает вышивки, платки, сумки.

Юра Стыльский, музыкант, солист «Дай Дарогу!» – он реагирует на события реальности быстро и искренне. То, что все думают, но боятся сказать, он поет в своих песнях.

Как художник-художник мне очень нравится Сергей Костюк, он живет на хуторе, занимается только искусством. У него печное отопление, маленький столик, маленькая кровать на печке, и все остальное пространство заставлено огромными картинами. Все, что он делает, – рисует.

Это для меня настоящий художник, и более настоящего я не видела. Он как Пикассо, как Марк Шагал. Живет под Кобрином в полесской глуши, но краски у него такие, как будто он живет в Испании: насыщенные и страстные. И сам он внешне похож на испанца. Смотришь на его картины – и заряжаешься средиземноморским солнцем.

– А по Беларуси? Три самых крутых художника, художницы.

– Таша Коцуба, Цемра и Семен Мотолянец. Это из молодых и современных. Я уже не буду брать Цеслера, Селиханова.

О личном: «Если человеку плохо – лучше не тянуть, обращаться к специалистам»

– Что для тебя главное в том, что ты делаешь?

– Для меня важна честность с самой собой – важно, чтобы иллюстрация в первую очередь нравилась мне.

Мне не важно чье-либо мнение. Я ни с кем не советуюсь, я делаю так, как мне нравится. В тот момент я себя чувствовала именно так – всё, мое состояние зафиксировано. Мне важна такая честность. Достать из себя эмоцию и зафиксировать. Это мой дневник, так я могу выразить себя, это моя терапия и самопомощь.

– Как ты переживаешь тяжелые времена, как поддерживаешь себя?

– Я прошла курс психотерапии, где-то месяца три-четыре мы занимались с психоаналитиком: он меня реабилитировал. После всего этого стресса и беспомощности меня спасло честное общение с профессионалом.

Поддержка друзей важна, но ты не сможешь им все рассказать. Важно обратиться к специалисту, который мало того, что почистит тебе всех тараканов, которые накапливались с рождения, так еще и научит саморегуляции. Каждому важно научиться отслеживать свои чувства и эмоции, задавать себе вопросы «что происходит?», «почему так происходит?».

В общем, я советую, если человеку плохо, не тянуть, обращаться к специалистам. Еще, конечно, важно найти своего специалиста. Я к своему год присматривалась.

– Очень плавно переходим к вопросу, что тебе в себе нравится больше всего физически. Кто-то говорит: боже мой, у меня такие прекрасные руки или самые лучшие уши на свете. Понятное дело, что лучше любить себя целиком, но есть же какое-то место, которое вообще, ну, гениальное.

– Мне нравятся вопросы, которые ставят тебя в какие-то рамки, – есть возможность поднапрячься, вместо того чтобы сказать: «Ах, это провокация». Понятно, нет таких людей, которые любят в себе всё, особенно если они критически мыслящие. Мне нравятся волосы и улыбка – если я из себя исключу волосы и улыбку, тогда это буду не я.

– От какой части своего характера тебе бы хотелось избавиться?

– Мне бы хотелось быть более свободной и раскрепощенной в творческих идеях и задачах, которые я перед собой ставлю. Хотела бы избавиться от страха пробовать что-то новое.

Организм любит оставаться в комфорте, любит тепленькое местечко, не любит новое. Вот я рисую обычными своими приемами и думаю: а может, градиент пустить? Так нет, сразу психика дает сопротивление. Иногда в физических реакциях это доходит до тошноты и головной боли, чтобы попробовать что-то новое в иллюстрации…

Буду расписывать рояль, крышку – она открывается под углом в 45 градусов, и я себе поставила задачу нарисовать рисунок, чтобы он комфортно воспринимался под наклоном. И сейчас мне так страшно приступить к работе – просто паника! Ужасно хочется и ужасно страшно!

– Страшно, но у тебя все получится. Когда я бралась за новое дело, психолог мне сказала: «Ты, главное, знай, что ты все это можешь сделать, сто процентов сделаешь».

– Правда, какие вообще сомнения? Просто можешь – и всё. И главное, что ты сама это знаешь, но кто-то другой тоже должен тебе сказать, дать последний ломтик на бутербродик, который ты переваришь. Вот эти кусочки наслаиваются, наслаиваются, и сверху последним придавили – всё. И он воспринялся пищеварением.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: архив героини, Markformelle.by.

поделиться