«Некоторые предлагают сходить к психиатру». Эта художница из Могилева рисует необычные картины – сами посмотрите

«Некоторые предлагают сходить к психиатру». Эта художница из Могилева рисует необычные картины – сами по...
В рубрике «Регарт» вместе с журналом Ord&Bild мы рассказываем про интересных молодых художников из регионов. Сегодня у нас новая героиня.

В рубрике «Регарт» вместе с журналом Ord&Bild мы рассказываем про интересных молодых художников из регионов. Сегодня у нас новая героиня.

Кристина Башаримова живет в Могилеве и считает, что художник есть в каждом человеке. Своего внутреннего художника девушка уже нашла – и заодно помогла другим людям увидеть в себе творческую жилку. Вот как ей это удалось.

Жизнь в Могилеве: «Наши соседи могут выйти во двор в тапочках с чашкой чая»

– Я слышала, что про Минск говорят «город М», поэтому люблю называть Могилев «тихий город М», – говорит Кристина. – В Минске что-то происходит всегда, а Могилев в этом плане более спокойный. Культурной жизни не очень много, а когда она появляется, это как глоток свежего воздуха. Наш город – пустое поле с хорошей почвой, где можно посеять много семян.

Искусство для «тихого города М» – это сложно. Могилевчан, думаю, надо приучать к искусству, особенно к современному. Кто-то ждет новых проектов и выставок, а кто-то еще не принял тот факт, что такое искусство существует с ним рядом.

Недостатки города – мало возможностей и много консерватизма. Если ты хочешь что-то организовать, надо пройти слишком много инстанций. Но есть люди, которые этот консерватизм пытаются надломить, а из «мало возможностей» делают больше.

Работы, нарисованные Кристиной на холсте.

Зато в Могилеве красивые дворики в центре города, можно заходить в открытые подъезды и рассматривать внутреннюю отделку. Нравится в городе и его простота: наши соседи могут выйти во двор в тапочках с чашкой чая, сесть на скамейку и чиллить в карты. Я бы тоже хотела такому научиться.

Очень вдохновляет переменчивая могилевская природа, наблюдаю за ней и каждый раз вижу что-то новое. На работу хожу по одной и той же улице вдоль реки Дубровенки. Спускаешься к реке, идешь по тоннелю из деревьев - тень, прохлада, птицы поют. Если позже выйти из дома, можно застать проезжающий поезд. Сначала слушаешь стук колес, а потом пение птиц – такой кайф!

Как пришла к живописи: «Я поэт, но теперь рисую то, что раньше писала»

Я начала рисовать совсем недавно, три-четыре года назад: раньше все время писала стихи и считала себя поэтом. Случилось так, что во время учебы в университете в голове были образы, а стихи не шли, и тогда я решила их нарисовать. Сразу сомневалась, а потом подумала: есть рука, ручка и листик – значит, смогу!

Пока сама не понимаю, в каком стиле рисую. Часто слышу, что работаю линейно, – хорошее слово, пусть будет линейно. Обычный сюжет для рисунков – люди. Недавно появился новый образ: дом, на котором сидит человек, но вместо лица у него солнце.

Бывает, пообщаюсь с кем-то и нарисую его таким, как вижу я. Получается странная форма, и люди бывают шокированы, предлагают сходить к психиатру. Но что такого в том, что я вижу мир немного по-другому?

Когда сочиняла стихи, всегда себе говорила: не надо прямо писать «кувшин стоит» – надо сделать так, чтобы без этих слов человек прочитал и понял: вот кувшин, и он стоит. Так же и в картинах. Не хочу рисовать дом, хочу передать его линиями и символами так, чтобы зритель почувствовал, что перед ним дом.

Пока я с опаской называю себя художником. В какой-то степени я до сих пор поэт, только теперь мои стихи перетекают не в буквы, а в картины. Еще занимаюсь фотографией. Здесь, как и в живописи, снимаю то, что чувствую. Для меня фотография – это душа и молодость, которую можно сохранить с помощью фотоаппарата.

При этом я разделяю свои творческие ипостаси. Фотографирую под реальным именем – Кристина Башаримова, как поэт и художник я К.Б. Сначала это было простым сокращением инициалов, а потом с подругой в шутку подбирали выражения на эти буквы, и получилось «Кабан Баклажан». Подумала: супер, будет мой псевдоним. Теперь я художник Кабан Баклажан.

Люди, которые вдохновляют: «Когда смотрела на эти работы, будто говорила с художником, которого уже нет в живых»

Я не привыкла смотреть на других художников, больше люблю всматриваться в свои работы. Но есть три личности, которые особенно вдохновляют. Жан-Мишель Баския для меня художник номер один, обожаю его творчество и историю – он просто взял и порвал свое время. Током пробирает, когда вижу его живопись.

Второй – белорус Олег Прусов, его выставка проходила у нас в Могилеве. Работы Прусова выполнены в мрачных тонах, и, когда я на них смотрела, будто говорила с художником, которого уже нет в живых. Кроме живописи, он писал стихи, и в поэтических образах Прусова я нашла себя – это поразило.

Еще один источник вдохновения не художник, а музыкант Дэвид Боуи. Я даже купила в Минске его пластинку – это была мечта!

Как в Беларуси: «Поначалу было стыдно признаться, что я люблю свою страну и мне тут хорошо»

До сих пор я ни разу не была за пределами Беларуси. Интересно посмотреть, как живут люди в других странах. Особенно тянет в Украину: там родился мой папа и сейчас живет тетя. Один раз я собралась поехать в Киев, но начался коронавирус, и границы закрылись.

До универа у меня была жизнь «дом – школа, школа – дом», даже из Могилева никуда не выезжала. В студенчестве стала более активной, поездила по некоторым белорусским городам. Выяснилось, что я просто влюблена в Минск, особенно из-за его культурной свободы.

При этом уезжать из Беларуси никогда не хотела. Поначалу было стыдно признаться, что я люблю свою страну и мне тут хорошо. А сейчас говорю это с гордостью.

Работа по специальности и первая продажа: «Даже руки дрожали, когда я брала деньги»

По образованию я журналист, сейчас работаю по распределению ведущим редактором в учреждении культуры «Могилевский областной методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы».

В мыслях о том, что будет после отработки, – черная дыра. Не вижу, куда сейчас податься в журналистике. Если бы в Могилеве был арт-центр, где нужны художники, пошла бы туда, но такого центра нет.

В прошлом году я продала первую нарисованную красками картину на листе А4, которую назвала «Хаос». Человек из Могилева написал, что хотел бы купить эту работу. Думаю: хорошо, а какую цену за нее назвать? В итоге сказала, что продам картину за сумму, которую он сам захочет дать.

Перед встречей знакомые меня убеждали, что покупатель вообще ничего не даст. А он предложил 30 руб. за лист А4. Для меня это было много, даже руки дрожали, когда брала деньги.

Стикеры со своими картинами пробую продавать за 1,5 руб., а с холстами пока не готова расставаться, хотя в квартире и мало места для их хранения. При этом могу бесплатно отдавать стикеры и открытки, когда сама хочу их подарить.

Первая выставка: «Если слышу, что человек не умеет рисовать, я ему не верю»

Моя первая и пока единственная персональная выставка-хеппенинг «Сила присутствия» прошла 22 февраля 2020 года. Мне тогда было 22 года, и я решила сделать выставку 22.02 – собрала очень много «двоек».

Идея выставки в том, чтобы показать: каждый из нас – художник. Я говорила друзьям и знакомым, что они тоже могут рисовать, и это будет искусство. Они не верили. Тогда я придумала игру: предлагала людям порисовать со мной в скетчбуке. Я начинала, человек дополнял – и так до тех пор, пока кто-то из нас не понимал, что работа готова. Так собирались экспонаты.

«Сила присутствия» открылась в книжном магазине «Читайбург»: там можно и кофе выпить, и мероприятие провести. С организацией очень помогла подруга Женя Цыганкова и волонтеры – если бы не они, ничего бы не получилось.

В такой атмосфере прошла выставка-хеппенинг «Сила присутствия».

На открытие я позвала людей, которые со мной рисовали. Они думали, что выставка моя, а потом увидели не только мои, но и свои работы – были такие эмоции! Если теперь я слышу, что человек не умеет рисовать, я ему не верю. В каждом живет его искусство, даже если он сам об этом не знает.

Про отношение к творчеству и фразу, которую надо говорить всем художникам

До моей первой выставки семья даже не знала, что я рисую. Родители и сейчас не до конца понимают, что художник Кабан Баклажан – это не игра. Мне всегда казалось, что, если семья скажет «ты молодец», человек может горы свернуть. Когда семья в тебе не уверена, очень сложно идти в мир и доказывать что-то другим.

Сейчас родители не воспринимают мои картины как что-то серьезное, думают, что это баловство. Говорят: «Нарисуй дом, березку, травку – будет настоящее искусство». Но они не виноваты в том, что не воспринимают искусство так, как того хотелось бы мне.

А вот тете, которая живет в Украине, нравятся мои работы. Одну она даже попросила нарисовать ей на большом холсте.

Часто показываю рисунки своим друзьям, а они молчат. Бывает, что им не нравится. Тогда думаю: ну как так? Семье не нравится, друзьям не нравится, как же мое искусство может понравиться кому-то другому? Наверное, поэтому я очень люблю свои работы: раз их никто не любит, значит, буду любить я.

Но недавно начали появляться люди, которым мои картины нравятся. Однажды пришла на работу в хорошем настроении – стикер купили не за 1,5 руб., а за 2. Поделилась этим с коллегами, и они захотели посмотреть на остальное.

Было страшновато: вдруг снова не поймут? Внезапно слышу: это неплохо, даже интересно, у тебя нестандартное мышление. А начальница сказала фразу, которую хорошо бы всегда говорить художникам: «Это неплохая работа, хотя я ее сейчас не понимаю».

Что есть искусство: «Это когда смотришь на картину, и все внутри горит, хочется кричать или плакать»

Для некоторых людей искусство – это реализм, когда изображаешь то, что видишь. Я, конечно, люблю природу, но реалистичная живопись меня не восхищает.

Пейзажи, срисованные с натуры, – это искусство, созданное без нас, мы видим его каждый день. В живописи важно то, чего люди не могут увидеть сами, зато может увидеть и показать художник. Для меня искусство – это когда смотришь на картину, и все внутри горит, хочется кричать или плакать. Искусство надо чувствовать, а не объяснять.

Свои рисунки я считаю искусством. Даже говорю своим работам: «Вы чистое, неподдельное искусство», чтобы и они себя так чувствовали. При этом работаю очень эмоционально: если что-то не нравится – а такое часто бывает, – могу в порыве уничтожить картину. Однажды пять раз смывала холст, прежде чем осталась довольна.

 

Художник – это всё в человеке: от того, как он мыслит, до того, что ест на завтрак. Для меня важно, чтобы мои работы знали, чтобы люди видели меня как провокационного художника Кабана Баклажана. Провокация в искусстве - это не про эпатаж, а про способность выпрыгнуть за рамки стандартного мышления.

Хочу быть провокационным художником и «жалить» своими работами прямо в сердце.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: архив героини.

поделиться