Встретились с 15-летней минской школьницей, которая разоблачает ошибки известных мировых музейщиков и аукционистов. Расспросили о необычном увлечении портретами европейской знати и немного о современном искусстве.
Осенью мы уже дважды писали о том, как минская школьница Мария Денисюк исправляет ошибки европейских искусствоведов. Сначала она определила героиню портрета с известного аукциона (ни много ни мало нашла датскую принцессу), потом и вовсе исправила ошибку специалистов из Версаля. Но на этом история не закончилась.
Портреты портреты Вильгельма V Гессен-Кассельского и датской принцессы, которые Маша недавно «разоблачила».
На интервью с нами Маша согласилась охотно, на встречу пришла с мамой Мариной. И с ноутбуком, где помещается ее огромная коллекция оцифрованных портретов европейских вельмож прошлых веков.
Маша родилась и живет в Минске, учится в обычной школе.
– Успевает только по тем предметам, которые ей нравятся, – говорит Машина мама. – В основном это история, география. Остальным не всегда уделяет должное внимание. В последние несколько лет увлеклась картинами, часами может разбираться в этом, а потом рассказывать о найденном.
На другие темы Маша общается очень неохотно. Но, когда речь заходит о персонажах ее коллекции портретов, действительно может говорить очень много и подробно, так, что порой удивляешься, как столько информации может умещаться в голове пятнадцатилетней девочки.
Еще Маша категорически отказалась говорить о датской принцессе – первой картине, которую удалось переатрибутировать с ее помощью. Говорит, устала от однообразных вопросов журналистов об этом портрете, к тому же ей есть что рассказать кроме этого.
– Меня очень возмущает, когда картины всемирно известных музеев и аукционов атрибутируют неправильно, – говорит Маша. – Часто бывает так, что портрет ошибочно атрибутировали несколько десятилетий назад и ничего не меняли позже, даже после появления новой информации. Нередко неправильно определяется не только герой, изображенный на портрете, но и художник, написавший картину.
Мария четырежды обращалась в музейные учреждения с просьбой переатрибутировать картины, указывала на ряд доказательств. Дважды ей быстро ответили – и прислушались.
Сейчас Маша занимается еще одним персонажем, несколько портретов которого атрибутированы неправильно. Но девочка пока не собрала достаточно доказательств, чтобы обращаться с этим вопросом в музей.
– В коллекции Версаля хранится женский портрет (инвентарный номер 3540), который называют «Портрет Луизы Лавальер» и приписывают художнику Клоду Лефевру. Это же изображение, но в другой версии, можно найти в нидерландском замке Мидахтен (номер 237). На нидерландской версии имеется подпись, говорящая о том, что на портрете изображена Шарлотта Гессен-Кассельская, мать Елизаветы Шарлотты, герцогини Орлеанской. Несмотря на подпись и очевидное сходство портрета с другими гравюрами, на которых изображена Шарлотта, нидерландцы согласились в этом вопросе с атрибуторами Версаля, не желая перечить более авторитетным коллегам.
Портрет в Замке Мидахтен.
Портрет из Версаля.
– Я бы очень хотела сообщить об этом в оба музея, но, к сожалению, на тех портретах Шарлотты, которые есть у меня, она изображена не в том ракурсе, что на ошибочно атрибутированных, и я боюсь, что эти находки не будут достаточным доказательством. Также меня очень возмущает неверно идентифицированный портрет Шарлотты, выставленный на Sotheby's, на котором якобы изображена ее дочь. Подробнее о Шарлотте и истории ее портретов можно почитать в моем блоге.
Портрет на Sotheby's.
В блоге Маши – много других интересных наблюдений о портретах европейской знати. У девочки уникальная фотографическая память, она быстро подмечает детали гардероба, особенности телосложения, черт лица, манеры художника. Это и позволяет ей находить ошибки в атрибуции и подмечать другие интересные детали в портретах знати.
Портреты одной из дочерей Вильгельма V и Луизы Валуа.
В своих наблюдениях Маша сопоставила портреты знати XVII-XVIII веков с фотографиями их потомков, живших уже в ХХ веке. Благодаря этим подборкам можно увидеть, что внешнее сходство между представителями разных поколений одной семьи очень заметно. Как будто фотографии ХХ века попросту срисованы с портретов.
Недавно Маша с мамой побывали в замке в чешском городе Микулов. Там девочке удалось пополнить свою коллекцию фотографиями портретов, выставленных в замке.
– К сожалению, маленькие музеи и хранилища пока не оцифровывают свои коллекции, как это делают крупные. Но мне удалось настолько хорошо сфотографировать микуловские картины, что они выглядят почти как оцифрованные.
Маша показывает нам снимки из Микулова, но для публикации давать их отказывается – говорит, что сначала хочет подробнее их изучить.
…После интервью мы с Машей заглядываем в галерею «Ў», неподалеку от которой встречались. Тут как раз проходит выставка современных белорусских художниц. Но современное искусство Машу, кажется, совсем не привлекает. Еще девочку очень расстраивает, что с появлением фотографии почти исчезло искусство портрета:
– Фотография – это совсем другое. Как ни парадоксально, но она передает гораздо меньше эмоций, чем портрет. Абстрактные же портреты современных художников я вообще не отношу к искусству.
Маша с мамой.
Маша читает Максима Кантора и, по словам мамы, на равных говорит с искусствоведами, старается осваивать иностранные языки, чтобы вести переписку с музеями. О своем будущем и абстрактно о профессии искусствоведа говорить категорически отказывается. Вместо этого предлагает читать свою страницу «ВКонтакте» и блог.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: rkd.nl, altemeister.museum-kassel.de, collections.chateauversailles.fr, rkd.nl, Cheffins, banqueimages.crcv.fr, bildarchivaustra.at, Sothebys, Brunk, flickr.com, timon.ru, vk.com/royalty_nobility, kpcdn.net.
.