Еще в начале лета на сайте Беларуского союза архитекторов появилась статья «Октябрьская площадь. Что завтра?». Леонтий Зданевич, соавтор Дворца Республики, обращается к коллегам и чиновникам с требованием прекратить «множить китч». Так он откликнулся на решение властей установить огромный памятник на Октябрьской. Что вообще происходит?
Действительно: что вообще произошло?
16 мая 2023 года министр культуры Анатолий Маркевич заявил, что Октябрьскую площадь в Минске планируют украсить масштабным монументом «Беларусь единая».
Конкурс на создание эскиза памятника в честь Дня народного единства (17 сентября 1939 года Западная Беларусь воссоединилась с БССР) был анонсирован еще 1 октября 2021 года. Однако тогда победителя решили не выбирать.
А 1 ноября 2022 года комиссия в составе представителей Министерства культуры, Академии искусств, Академии наук и провластных историков решила, что монумент будет стоять на Октябрьской площади столицы. Свои работы представили семь скульпторов и авторских коллективов. Вот тут можно посмотреть представленные работы.
Тем не менее 16 мая выяснилось, что на Октябрьской площади поставят вот такой гигантский памятник.
«В настоящее время авторским коллективом под руководством Константина Костюченко ведется создание скульптурной композиции “Беларусь единая” на Октябрьской площади столицы», – цитирует министра Маркевича госагентство БЕЛТА.
Как пояснил чиновник, монументальный проект будет посвящен единству беларуского народа. В центре композиции планируют разместить фигуру, олицетворяющую Беларусь, с флагом в одной руке (какой это будет флаг, непонятно) и ребенком – в другой. Вокруг нее будут расположены фигуры – образы областей. Барельефы на постаменте центральной фигуры будут повествовать о различных периодах беларуской истории.
Проект еще прорабатывается, уточняет БЕЛТА.
И чем недоволен Леонтий Зданевич?
Начнем с того, что Леонтий Зданевич был соавтором Дворца Республики: в команде архитекторов он довел проект до логического завершения. И получил с коллегами государственную премию за комплексное художественное решение интерьеров дворца.
Пафос статьи Л. Зданевича «Октябрьская площадь. Что завтра?» можно свести к требованию прекратить множить «китч». Так автор откликнулся на известие о том, какое произведение монументального искусства собираются поставить на Октябрьской площади с подачи чиновников.
Зданевич сетует, что к принятию решений о том, какие памятники и монументы будут в Минске, практически исключили градостроителей и архитекторов: «И на потеху обывательскому вкусу множит произведения откровенного китча. <...> Нигде этот стиль (китч) не смог так успешно реализовать себя в бронзе, как в нашей Синеокой!!!» – ставит автор сразу три восклицательных знака.
Леонтий Зданевич высказывает мнение, что практика реализации низкопробных скульптур может устраивать и самих чиновников, которые не хотят брать себе лишнюю работу.
«Но если вспомнить – наивно, конечно! – о профессиональной чести и достоинстве, то можно взглянуть на ситуацию и под другим углом, – предлагает автор. – А не подставляем ли мы наших руководителей, когда подсовываем им подобные дешевки?! А не совершаем ли мы ошибку, легко соглашаясь с возможно случайно высказанной с чьей-то подачи инициативой?»
Далее Зданевич буквально громит концепцию выбранного чиновниками монумента
«Женщина, очевидно олицетворяющая Беларусь, в одной руке держит флаг, в другой – ребенка. Кого олицетворяет ребенок? Кто его папа? – то ли троллит, то ли серьезно возмущается архитектор. – В правой руке флаг или флажок – как у регулировщицы движения? Флажок нельзя!
И флаг нельзя – флаг ронять нельзя ни при каких обстоятельствах! При первом порыве ветра она должна будет подхватить (флаг) второй рукой и – о, ужас! – может уронить ребенка, а это, похоже, символ нашего будущего.
Мой 90-летний тесть, известный специалист по технике безопасности, сразу указал на противоречивость такого решения. Одним словом, беда неизбежна?
Многофигурная композиция с элементами, символизирующими области, также сомнительна. Какими монументальными средствами выразить характер той или иной области? Также женщинами, но поменьше? А где город Минск? Он и есть женщина в центре?
Но в целом в пространстве площади – ощущение явной перегруженности. И что за цветники? Или это рисунок плитки? Или “татарские огороды”?»
«Не лучше ли еще подумать?» – заключает Л.Зданевич.
Почему эта статья вообще важна?
Достаточно сумбурное и часто противоречивое, мнение Леонтия Зданевича заслуживает внимания.
Стоит напомнить время выхода статьи «Октябрьская площадь. Что завтра?» – когда альтернативное мнение в противовес чиновничьему считается страшнейшей и часто наказуемой крамолой, архитектор все-таки сформулировал и опубличил то, что последние годы обсуждается в кругах экспертов только шепотом на кухнях.
Местные власти и чиновники разных мастей по решению «сверху», часто без привлечения в том числе «неудобных» профессионалов решают, каким быть городу. А этапность проведения конкурсов, когда вначале ведется поиск градостроительного решения (лучшего места, масштаба, уточнение темы) и лишь затем его пластическая реализация, действительно канула в Лету.
Последние несколько лет (десятилетий?) про эстетику и общую архитектонику городского пространства Минска уже никто не думает: на повестке – идеологически выверенные, дешевые и оперативные решения с минимумом проблем.
Что-то сделать ко Дню города? Вот конкурс скамеек и беседок, которые как будто сошли со страниц каталога «Моя дача». Как-то увековечить новый госпраздник День народного единства? Пожалуйте – сомнительный конкурс монументов на многострадальной Октябрьской площади.
Или из недавнего: так и не поставив памятник князю Глебу Менскому, праотцу столицы Беларуси, на который денег никак не могут найти, поставят 11-метровый монумент в честь российского героя Александра Невского (разрешил лично Лукашенко), с которым Минск роднит только посольство РФ.
И на этом фоне крик души Зданевича «Не лучше ли еще подумать?» кажется гласом вопиющего в пустыне. Или уже не кажется?
Какой еще памятник Невскому?! А вот такой, 11-метровый
Перепечатка материалов CityDog.io возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: БЕЛТА.