Мы натолкнулись на профиль Марии в Instagram и сразу напросились на звонок – уж очень захотелось показать вам ее работы.
В новой реальности встретиться на интервью – дело простое: мы созваниваемся в Zoom. В квартире художницы деревянный пол, старые обои, стоит яркая ширма по мотивам маляванки Алены Киш и чирикают неразлучники Пик и Пук – невероятная красота!

МАРИЯ РАЗУМОВИЧ
художница
– Я окончила гимназию-колледж искусств в Молодечно. Для маленького белорусского города там довольно артовая обстановка. После 9-го класса поступила в колледж Ахремчика в Минске – хотелось быстрее получить специальность.

Дипломная работа – «Реликты».
Как Мария начала ткать из полиэтилена: «Для “старой гвардии” кафедры это было как кощунство»
– В колледже можно выбирать – живопись, декоративно-прикладное искусство или скульптура. Я училась на живописи. У нас был интересный преподаватель, Павел Ксендзов, – сразу после Академии, с современным подходом: немного уходил в декоративно-прикладное искусство. Можно сказать, что этот интерес у меня в том числе благодаря ему – дальше я пошла в Академию искусств.

Триптих «Три планеты (Венера, Земля, Марс)».

Слева – триптих «Тает лед», справа – работа «Кристалл».
Мне нравилась работа с материалами – я выбрала художественный текстиль. В основном это гобелены, ручное ткачество – делаешь эскиз, готовишь картон, натягиваешь основу (это такая рама с гвоздями сверху и снизу, между ними натягиваются нитки), картон – под раму и подбираешь-закладываешь нитки, ткешь это настенное панно. У нас были и другие техники: валяние, крашение ткани, ткачество на станке.
Конечно, хотелось как-то экспериментировать – мне больше всего нравится совмещать текстиль с синтетическими материалами.
То, чем я занимаюсь в последнее время, – это нитки или другой текстиль, завернутый в полиэтилен или скомбинированный с ним, плюс подсветка: например, черно-красно-белый триптих идет со светодиодной подсветкой по периметру. На основании этой серии я и пришла к технике, в которой делала диплом.
Получается такая необычная текстура, которую можно по-разному использовать в зависимости от своих задач. На фото, конечно, выглядит неплохо, но вживую эта текстура смотрится еще прикольнее, сразу хочется потрогать.
Наша преподавательница по материаловедению Ирина Мазюк придумала такой термин – текстильно-тактильное искусство: текстиль, который хочется потрогать. Вообще текстиль – это материал домашний, близкий человеку.

Триптих «Огни ночного города после дождя». Хлопок, шерсть, акрил, полиэтилен, 2018.

Серия «Следы».
«Старая гвардия» нашей кафедры не знала, как реагировать на мои пакетики, – это было кощунство для них. В классическом гобеленовом ткачестве принято ткать так, чтобы лицо и изнанка были одинаково аккуратными, разбирать ткани по составу (шерсть, акрил, хлопок).
Например, когда мы делали копию шпалеры, в идеале нужно было использовать только хлопковые нити и не использовать синтетические. Ну и использование клея вообще недопустимо – надо подвязывать, подшивать и вставлять в рамочку.
О чем ее работы: «Информационное поле, загрязненное однообразными новостями»
– Я стараюсь меньше использовать пластика в жизни – и собирать его, чтобы использовать вторично в работах. У меня есть одна работа, сотканная только из пакетов, – называется «Поле».
«Поле» – это и про переработку пластика, и про «синтетичность» современного мира, и про глобализацию как путь к однообразию. Это не только про поля, земли, загрязненные пластиком, но и про то же информационное поле, загрязненное однообразными новостями.
Та самая работа «Поле».
Вместо того чтобы расписывать, что я сюда вкладывала, мне гораздо интереснее узнать, что видят другие люди. В последнее время нет сил думать, хочется просто занять руки – беру и тку, последние работы я делала без эскиза: просто по наитию брала материалы и ткала как получается.
«Железный занавес» – это была курсовая работа, пэчворк из оберток от шоколадок и чипсов. С одной стороны – пестрая, с брендами: это западный мир, где перенасыщенность этого производства. С другой – серый однотонный «совок», дефицит. Я на тот момент жила в общежитии, все помогали собирать обертки.

«Железный занавес».
.jpg)

«Чернобыльская молитва» (портрет Светланы Алексиевич).
Чем Мария еще занимается: «Жить с продажи работ в Беларуси практически невозможно»
– Украшения, которые я делаю, – это тоже ткачество, но миниатюрное, тку иголочкой из швейных ниток, с люрексом, блестяшками и заливаю эпоксидной смолой. Получаются такие колечки, сережки. Мой муж – бармен, для него и его друзей делала брошки: вышивку с коктейлями заливала эпоксидкой.

Жить с продажи работ в Беларуси практически невозможно – я работаю в багетной мастерской, иногда делаю татуировки. Начинала с мужа, уже целый рукав ему забила. Первую вообще иголкой сделала – это определенно сближает. Мы поженились этим летом.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: из архива героини.