Сергей Брушко для фотожурналистики Беларуси фактически имя нарицательное. Он работал в газете «Чырвоная змена», старался фиксировать самые важные события и изменения в уже умирающей (СССР) и только рождающейся (Беларусь) стране. Он умер от синдрома Рейно в 42 года, оставив после себя огромное количество фото.
Этот материал CityDog.by впервые опубликовал в марте 2019 года.
Разбирать 80-килограммовый архив в нескольких ящиках 10 лет пытался его сын, известный уже в наше время фотограф Дмитрий Брушко. В итоге была подготовлена книга «Змена» (дизайн – Игорь Юхневич, тексты – Марина Гуляева) про слом эпохи.
Почему этот альбом уникальный
Стиль Сергея Брушко – заостренно драматичный, с простым и оттого очень четким черно-белым сюжетом – превратил репортажные снимки в произведения искусства.
Да и время делает свое: через 30 лет очевидно, что это не просто фиксация «здесь и сейчас», которой грешат 90% фотографов. Это фотополотна эпохи – да, звучит пафосно, но это и правда произведения искусства.
– Когда, работая редактором в газете «Имя», я получал фотографии от Сергея, один и тот же вопрос висел над столом: от чего отказаться? – вспоминает арт-директор Белорусского Свободного театра Николай Халезин. – Каждый репортаж – завершенная история; каждый портрет – характер; в каждом кадре – эпоха. И это не пафос, просто и ему, и всем нам выпало такое время – исторического перелома, в котором все важно. И после Сергея остался потрясающий набор документов, фиксирующий белорусский период конца прошлого столетия. И жизнь, завершившаяся на рубеже веков.
И если особых скептиков все еще смущает термин «белорусская фотошкола», то с выходом «Змены» подобных сомнений должно стать меньше.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Сергей Брушко.