«Жень, здесь не хватает легкой эротики». Эта пара минских фотографов снимает мировых знаменитостей – но иногда им приходится убегать от милиции

«Жень, здесь не хватает легкой эротики». Эта пара минских фотографов снимает мировых знаменитостей – но ...
Вместе с Samsung Galaxy S20 Ultra мы создаем проект «Фото-арт» о современных белорусских фотографах. Сегодняшних героев вы, возможно, не знаете в лицо, но точно видели их работы. Это дуэт Жени Канаплева и Юли Лейдик, и это они делают эффектную и запоминающуюся белорусскую рекламу.

Вместе с Samsung Galaxy S20 Ultra мы создаем проект «Фото-арт» о современных белорусских фотографах. Сегодняшних героев вы, возможно, не знаете в лицо, но точно видели их работы. Это дуэт Жени Канаплева и Юли Лейдик, и это они делают эффектную и запоминающуюся белорусскую рекламу.

 

 

KANAPLEV+LEYDIK

 

Творческий дуэт появился в 2011 году. Юлия Лейдик – режиссер-постановщик съемочного процесса и душа снимка, Евгений Канаплев – его техническое исполнение. Вместе они снимают для «Милавицы», «Элемы», «Альфа-Банка» и других известных компаний.

О провокации: «Начинаем снимать – приезжает милиция»

– Когда мы в редакции обсуждали интервью, часто звучало слово «провокация». Именно с ней вы ассоциируетесь. Но я начала готовиться к встрече и поняла, что провокационного вроде как особо и нет… Ну, девушки плюс-сайз в рекламе сумок, но им уже сколько? Пять лет? Так есть ли в вас провокация?

Юля: В рекламе сумок не было никакой провокации. Нам просто хотелось, чтобы люди понимали: красота – во всем. Но многим это показалось провокацией.

Клиент – Killtoday («Киллтудэй»).

Провокационным был проект для журнала Vice. Нас попросили снять Дожинки в Молодечно, мы приехали, видим – стоги сена, скульптуры… Говорю: «Жень, здесь не хватает легкой эротики!» Секс ведь в Беларуси – сокровенная тема. Я разделась и голая позировала на фоне этих скульптур.

А, еще провокация, возможно, была на портрете ресторатора Вадима Прокопьева. Я придумала образ и поняла, что нужна попа. И вот как-то на маникюре мастер рассказывает мне, что качает попу. Говорю: «Слушай, нам для кадра с Прокопьевым нужна попа!» Девушка уточнила, не будет ли там лица, и согласилась. Пришла попа, села на Прокопьева, мы сняли, получился офигенный портрет, попа ушла.

Потом все журналисты нам звонили: «Ребята, поведайте, что это вообще значит? Утка в кадре, попа на Прокопьеве?»

– Это намеренно? Вы специально делаете что-то, что точно кого-то заставит написать в комментариях: «Фу, что это?»

Юля: Не намеренно, но нам всегда интересны острые темы. Нам не хочется, чтобы люди просто посмотрели на красивую картинку. Нам хочется диалога со зрителем, нам нужен контакт.

В этот момент нам приносят заказ, и Юля отвлекается на Женю, который все это время что-то ищет в телефоне. Оказывается – те самые фотографии для Vice, поэтому разговор вновь возвращается к ним.

Юля: В итоге Vice взял все кадры, кроме тех, где я голая. Сказали, это слишком cheesy (слишком похоже на фэшн-съемку. – Ред.).

О, а еще мы нашу подругу снимали голой в центре города. У нас был проект: мы хотели снять белорусских красавиц на фоне памятников.

Женя: Мы снимаем, подъезжает милиция: «Та-а-ак, чем вы тут занимаетесь?» Мы придумываем историю: девушка захотела сделать подарок своему парню, у них завтра свадьба. Нас отпустили, но сказали, чтобы больше нас там не видели.

– И часто сталкиваетесь со стражами правопорядка?

Юля: Нас часто гоняют. Например, на съемках для «Элемы» стилисту пришла идея сфотографировать на фоне известного памятника. За это нужно платить, а смета уже согласована… Начинаем снимать – приезжает милиция. Мы убегаем, Женя тут же карточки достает.

Клиент – Milavitsa. Второе фото – из проекта «4 женщины». Его идея родилась после того, как Юля пообщалась с женщинами, которые ее окружают (с мамой, бабушкой, сестрой и подругой), и оказалось, что у каждой из них есть что-то из Milavitsa. Получились крутые фотографии, но опубликовали их лишь спустя год после того, как они были сделаны.

– Милиция может забрать фотографии?

Женя: Ну, мало ли. Просят иногда посмотреть. На этот случай у меня сейчас есть левая карта, которую не жалко.

Юля: В целом мы убрали провокацию, чтобы появилось больше коммерции. Наша провокация отпугивает. Нас боялись брать на рекламные съемки, и мы потихоньку начали чистить портфолио.

Женя: Но сейчас провокация работает даже в плюс: есть смелость, мы можем сделать как-то иначе.

О рекламной фотографии: «Были моменты, когда мы работали до истощения. Я прямо в обморок падала»

– Раз уж мы перешли к коммерческой фотографии, давайте о ней. Я расспросила знакомых из рекламных агентств, и все сказали, что клиенты любят вас за вашу активность на площадке: вы сами что-то предлагаете, у вас море идей… Откуда это?

Юля: Когда мы только начали снимать рекламу, я анализировала белорусский рынок и видела, что он хромает из-за того, что всегда нужно «здесь и сейчас». Сроки всегда горят: тебе звонят сегодня, а снимать нужно уже завтра. Или клиент долго выбирает визуал, а потом просит ретушь к завтрашнему дню – и ты должен порваться, но сделать.

Серия создавалась в рамках конкурса, организованного «Альфа-Банком». Юля буквально выслеживала моделей на улицах Минска, чтобы найти новые лица. Работа заняла первое место, за что полагались деньги и обучение в лондонской школе Central Saint Martins (Центральный колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина). С последним едва не вышла накладка: предполагалось, что обучение выиграет один человек, но «Альфа-Банк» вошел в положение ребят и помог организовать поездку для Юли и Жени.

И я поняла, что для нас с Женей будет плюсом, если свою работу мы всегда будем делать на высшем уровне. Мы попробовали – и привыкли. Стараемся, чтобы у клиента никогда не было проблем, если он работает с нами. Все проблемы мы берем на себя.

Женя: Это внутренняя горячка за результат. Чтобы конечная фотография была хорошей.

Юля: Бывает, мы видим, что ретушер, на которого выделили бюджет, плохо делает ретушь, она не нравится. И мы за свои деньги нанимаем другого ретушера, чтобы мы сами кайфовали от результата. Это наше лицо, мы всегда стараемся по максимуму.

– Не было никогда мыслей вроде: «Ай, сделаем как есть, мы и так популярные»?

Юля: Нет.

Женя: Нет. Никогда.

Юля: Это продолжение нас, мы варимся в этом. Были моменты, когда мы работали до истощения, я прямо в обморок падала.

– Были ли случаи на съемочной площадке, когда приходилось прямо в процессе начинать все с начала или кардинально менять задумку?

Юля: В рекламе никогда нельзя изменить задумку, она согласована. Иногда, наоборот, приходится изворачиваться, чтобы все сделать как надо.

– Чувствуете ли вы себя в таком случае свободными? Считаете ли свою работу творческой? Раз все ограничено техническим заданием.

Женя: Нам говорят: «Мы хотим примерно так», но воссоздание этой картинки и есть волшебство. Где-то может быть недожато, не так свет лежит, не та эмоция, не тот ракурс – из этих мелких штучек и складывается успех конечного результата.

Юля: Женя всегда может разложить фотографию по полочкам так, что простой человек и не поймет, в чем дело. Есть нюансы, которые видны только профессионалу.

– А не было желания уйти с головой в арт, отказаться от рекламы?

Женя: Нет.

Юля: Иногда нам говорят, что мы стали очень коммерческими. Но мы нашли свой кайф! Мы оттачиваем свое мастерство, для нас рекламная фотография – крутая работа, и каждый раз хочется делать ее хорошо.

Портреты сотрудников «Луча». Перед съемками Юля и Женя в течение месяца посещали завод, знакомились с сотрудниками и искали тех, кто работает там с самого открытия.

– А как же участие в конкурсах, выставках? Вроде того же «Месяца фотографии»?

Юля: Мы как раз недавно обсуждали, что нам не хватает человека, который занимался бы нашими проектами и отсылал бы все на конкурсы. Потому что везде надо заполнять анкеты! Иногда друзья присылают нам ссылку на конкурс, а мы понимаем: «Ой, анкета, еще и на английском, блин».

Женя: Или человека, который помогал бы нам искать конкурсы, куда можно высылать фото. Думаю, скоро мы дадим объявление о поиске такого человека.

 

Про съемки известных личностей: «С Марадоной у нас было 45 секунд»

Юля: Мы сильно чувствуем людей и пытаемся в первую очередь найти контакт с моделями, потому что это очень важно.

Мы часто наблюдаем, как наши коллеги снимают нас – и не чувствуют наше настроение, просто щелкают.

Мне кажется, очень важно найти контакт с человеком, а потом его снимать.

– И как его найти?

Юля: Понаблюдать. Находиться с ним рядом. Быть чуть-чуть более внимательным. Часто люди закрывают людей за декорациями, за красивым местом, а сам человек не раскрыт. Нужно время, нужно чуть-чуть побыть вместе.

Портрет Даши Жук, режиссерки фильма «Хрусталь».

– А каково работать не просто с моделью, а с известной личностью? Вы ведь снимаете очень много портретов звезд. Не бывает волнения, страха?

Женя: Бывает, и это одно из самых приятных волнений. Вроде бы и просто человек, но аура известности накладывает какой-то отпечаток.

Юля: Ощущения от съемок известных личностей похожи на ощущения от чтения исторических книг. Перед съемкой мы с Женей изучаем человека по фотографиям, фильмам, статьям, стараемся понять, что за это человек.

Рекламная кампания для Wargaming, World of Warships.

Я пытаюсь представить, каким он был в детстве, каким он был подростком, какой он был, когда женился, – и какой он сейчас. У меня всегда возникает много вопросов к человеку, за что не все меня любят.

Проект Old Fashioned («Олд Фэшнд») для журнала «Большой». Кастинг был очень долгим: многие женщины в возрасте были не готовы к тому, что их могут пригласить сниматься. Одна из потенциальных героинь даже ударила Юлю сумкой по голове, потому что подумала, что предложение сняться – издевательство.

Художники Руслан Вашкевич (фото для журнала fcollection.by) и Павел Шаппо (для журнала «Большой»).

Женя: Всегда немного жаль, что недостаточно времени. Такие фотографии всегда нужно делать быстро, оперативно. С Диего Марадоной у нас было 45 секунд.

Юля: Нам сказали, будет 15 минут, и мы еще такие: «Вы что, офигели?»

Клиент – «Динамо-Брест».

Женя: Я говорю: «15 минут? Почему так мало? Мы хотели и в полный рост, и так, и так, и раскрыть, и пообщаться…» – «Нет, нет, у вас только 15 минут». В итоге смотрим потом по таймингу: 45 секунд.

Юля: Но для нас прошла целая жизнь.

Фотосессия для группы «Топлесс». Юлю и Женю попросили сделать что-нибудь интересное, но в итоге работы не приняли. И зря: позже фотографии выиграли конкурс и были опубликованы в книге By Now.

– Как заставить человека вести себя в кадре так, как нужно вам?

Юля: Мы не заставляем, нужно просто помочь.

В какой-то момент человек начинает нам доверять, у нас случается дружба, как в детстве. А когда ты ребенок – ты готов на многие эксперименты, у тебя нет страха смерти, ты не боишься, что над тобой будут смеяться, – ты в порыве какого-то кайфа. Это химия смешения нас с героем.

Это портрет Юлиной бабушки, которая очень вдохновляет Юлю. С этого кадра началась серия «Портрет на фоне»: фотографии женщин на фоне портретов тех, с кем они себя ассоциируют.

Женя: Мы кайфуем на съемочной площадке, мы заражены энергией, и, возможно, наша энергия передается героям – и мы взамен тоже что-то получаем. А если все делать просто на пофиг, то так и получится.

Юля: И никакие книги этому не научат. Чем более ты внимателен к герою, тем больше у тебя будет возможностей.

Почему KANAPLEV+LEYDIK стоят дорого: «За тысячу долларов ты должен отвечать»

– Еще одна вещь, о которой мне рассказали рекламщики, – что вы довольно дорогие. За что платит клиент? За то, что вы клевые? За ваше имя? Откуда берется большой ценник?

Юля: Наш друг, литовский фотограф Томас, как-то сказал, сколько стоит его съемочный день в Минске: тысячу евро (за последние пять лет, правда, его ценник значительно увеличился). И мы решили попробовать поставить такую же цену.

Но мы понимаем, что за тысячу долларов ты должен отвечать. Ты должен собрать крутую команду, найти лучших подрядчиков и проконтролировать весь процесс: 24 часа в сутки быть на связи, отвечать на любые вопросы и решать все проблемы. Никогда не бывает желания сэкономить, назвать большую сумму, а потратить на съемку меньше.

И работа стоит этих денег. Мы несем огромную ответственность за продукт, который получит клиент.

– Что значит ответственность?

Женя: Мы нанимаем всю команду и отвечаем за ее качество. Кто будет делать стиль, визаж, ретушь, какая будет студия.

Юля: Приведу пример. Мы снимали для «Милавицы», и они захотели чего-то нового. Мы как раз давно мечтали поработать с Олей Бобровой, стилистом из Москвы. Я пишу ей, рассказываю, а она говорит: «Окей, мой рабочий день стоит три тысячи долларов. Но для белорусов сделаю скидку». Получилось чуть больше тысячи.

Предлагаем ее «Милавице», объясняем, что она очень необычный стилист, но стоит намного дороже. Потом оказалось, что и потребности у такого стилиста намного выше. А клиент сказал: «Мы с вами цену согласовали». И нам пришлось из своего бюджета делиться, чтобы все прошло гладко. И мы очень довольны результатом!

Где-то мы можем выйти в минус, где-то в ноль, но потом к нам приходит клиент, который готов даже за один кадр платить хорошую сумму. Потому что он видит, что косяков нет.

Женя: Смотри, мы работаем вместе, и на съемочной площадке одному фотографу может быть крайне тяжело, он может не увидеть и не заметить многие моменты. А Юля – как режиссер-постановщик всего процесса. Наблюдает за всем, смотрит.

Юля: Бывает, Женя идет один на съемку, а я потом критикую: «Как так можно было снять! Тут ляха торчит, тут грудь вылезла!»

Женя: Поэтому клиент платит не за одну единицу.

Это видео снято на камеру Galaxy S20 Ultra.

 

– Если клиент приходит и предлагает низкую цену, вы сразу отказываетесь?

Юля: Нам часто говорят, что мы должны научиться говорить «нет», потому что у нас много бесплатных проектов. Но если мы видим, что это очень важная тема и интересный проект, а бюджета у людей нет, то соглашаемся.

Например, проект «Это не болит» (посвящен раку груди. – Ред.). Обратилась продюсер Алла Алоэ, попросила помочь сделать что-то яркое, чтобы люди обратили внимание на проблему. Это был вызов: мы думали, варились, общались с друзьями…

И наш друг, дизайнер Денис Серебряков, как-то сказал: «А ты знаешь, что, когда у человека рак, обычно это не болит?» Мы поняли, что это важная фраза, на которой нужно строить проект. Мы сняли портреты девушек, которые пережили рак или борются с ним, и призвали людей обратить внимание на свое здоровье, даже если у них ничего не болит.

– А если проект неинтересный? Попробуете доказать, что вы стоите дороже?

Женя: Нет, просто откажемся.

Эту панораму мы сняли на камеру Galaxy S20 Ultra.

А можно ли снимать вообще без бюджета? «Кто-то должен пострадать»

– Насколько цена у нас отличается от цены за рубежом?

Женя: Очень сильно! Наш гонорар в тех же Штатах был бы раза в три-пять выше. Но в Беларуси мы не можем брать больше. Все, мы уперлись: никто нас не наймет за большую цену.

Фотографии для прокта Le Petit Prince снимались в деревне Глубокое, в доме, где жила бабушка Жени. Дуэту захотелось сохранить воспоминания о месте, которое в любой момент может исчезнуть.

Юля: В той же Москве намного больше возможностей. Когда мы снимали Хабенского, мы офигели, какая палитра вариантов предоставляется для кадра. Кадр с котом? Приводят одного кота, на всякий случай рядом есть еще два. Кадр с ребенком? Утвердили одного ребенка, но на всякий случай есть еще два. Мало ли, вдруг настроение у него плохое, вдруг его стошнит.

И мы такие прям: «Правда? Такое бывает? Круто!» У нас пока рынок только зарождается, и дай бог, чтобы он начал процветать.

«Радуга грез» – бренд деревянных игрушек. Заказчик не стал устанавливать для Юли и Жени жесткие рамки, а просто попросил снять так, как они чувствуют. Моделями были дети владельцев бренда, а также дети Юли и Жени.

Женя: Вроде бы и идет к этому, клиент начинает понимать, что такое фотопродакшн. Но обычно отношение такое: что там снять один кадр? Вот вам минимальный бюджет – и давайте. А требования такие же, как к кинопродакшну.

Юля: Мы знаем, какие гонорары у видеопродакшна (там нереальные суммы) – и что могут платить фотографу. Начиная от ста долларов за рекламу.

Большие, известные бренды реально могут предложить фотографу сто долларов, а хотят получить очень крутые картинки. Это несправедливо.

Женя: Чтобы сделать красивую картинку, нужна хорошая актриса, хороший визажист, стилист, хороший ретушер. Нужна хорошая локация, если ее нет – нужно сделать. Но фотографу никто не будет платить за то, что он сделает декорацию.

Юля: Или Жене сейчас очень нравится снимать с киносветом, а один день с киносветом – около тысячи долларов.

Женя: Или даже больше. Но никто не одобряет эти бюджеты, потому что «ребята, нам же всего одна фотография нужна».

Юля: Да, и бюджет у нас – сто долларов.

– А можно за сто долларов красивую фотографию?

Женя: Да можно и за пять!

Юля: Можно и бесплатно красивую сделать…

Женя: Это будет просто красивая фотография. Берем человека с улицы, фоткаем его как он есть.

Но будет ли это реклама? Чтобы получилась красивая реклама за пять долларов, кто-то должен пострадать. Но почему кто-то будет страдать ради бренда, который на этом заработает деньги?

P.S.

– Лет пять назад вы давали интервью для CityDog.by, и в комментариях было несколько постов о том, что вас приглашали как свадебных фотографов – и фотографии получились так себе. Научились с тех пор снимать свадьбы?

Женя: Думаю, если бы сейчас мы сняли свадьбу, фотографии получились бы в том же стиле. Для кого-то они были бы отвратительными и ужасными, а кто-то в этом увидел бы арт.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Вика Мехович для CityDog.by, KANAPLEV+LEYDIK.

ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910

поделиться