Какая судьба для Мариинского костела «более лучшая»: превратиться в завод по розливу водки, быть складом реквизита Купаловского театра или стать огромным спортзалом с тиром в подвале? Помните: все, что в Минске ни делается, к лучшему.
В начале 1990-х этот снимок мало удивлял минчан. Несколько десятков женщин, мужчин, детей каждый день и в мороз, и в зной стояли на коленях перед зданием Дома физкультуры на площади Свободы, 9 и молились. Тут же, на крыльце бывшей Архикатедры Пресвятой Девы Марии, ксендз Владислав Завальнюк отправлял имшу. На улице, в двух шагах от остановки общественного транспорта, он исповедовал прихожан. Ситуация становилась напряженной: эти стоящие на коленях и молящиеся теточки и дяденьки явно мешали повседневной размеренной жизни столицы БССР. Прихожанка катедры Данута Рыбалтовская вспоминает, что даже троллейбусы, которые в то время ходили на площади Свободы, сигналили: город откровенно смеялся над верующими.
В главном зале бывшей катедры занимались таэквондо. Тут же, в алтарной части, висел подбадривающий плакат: Mors tua, vita mea – «Смерть твоя, жизнь моя».
Нетерпимость и откровенную черствость минчан где-то можно понять. Минск привык, что на площади Свободы стоит здание спортивного комплекса «Спартак». Внесенное в список историко-культурных ценностей БССР, у неспециалиста оно вообще не вызывало никаких ассоциаций с костелом. Понятное дело, почему: в 1951 году храму «удачно» отрубили голову – без шума и пыли снесли две башни, а после вынесли фронтон вперед. Получилось очередное здание сталинского ампира.
Немногочисленные коренные минчане в ужасе обходили и здание в строительных лесах, и саму площадь Свободы стороной, боясь Божьей кары: даже во времена Второй мировой в костеле проводили службы. А теперь…
А многочисленные «понаехавшие» получили храм спорта и физкультуры, храм Спартака. Спортивному обществу, названному в честь языческого героя, передали здание чуждого гражданину БССР христианского культа.
Упрекать власти БССР в том, что они отдали на растерзание один из древнейших католических храмов Минска спортсменам, не стоит. Во-первых, если бы не спортсмены, то в храме еще долго бы не пахло людьми – на снимке ниже видно, как в алтарной части стоит грузовик. После войны архикатедру хотели отдать под цех по розливу винно-водочной продукции. Но посчитав, что грешно производства выносить в центр города, решили отдать костел под склад декораций Купаловского театра.
Грузовик стоит возле алтаря бывшего костела, а теперь (конец 1940-х) – просто на складе театра.
Во-вторых, одному из самых старых парафиальных храмов Минска угрожал снос. Построенный в 1710 году, Мариинский костел пережил многочисленные перестройки и ремонты; повышение (в конце 18 – нач. 19 ст. фактически он стал главным католическим храмом нашего края) и понижение (после антирусского восстания 1861-63 гг. минских католиков массово сгоняли в православие) статуса. Доходило до безумия: в конце 19 столетия звучание органа и пение мешали сну (sic!) приличных горожан, чьи жалобы чуть было не привели к закрытию храма. Глупость, порожденная нетерпимостью, появилась в этом городе задолго до «совка».
Уникальная гравюра – Соборная площадь Минска в 1870-ых.
Правда, именно во времена БССР архикатедра Пресвятой Девы Марии и весь комплекс иезуитского коллегиума претерпели бесповоротные изменения. Здание справа от костела – коллегиум (тут жили преподаватели, была кухня и т.п.) – лишилось башни с часами и в советские времена было перестроено. А в здании бывшей иезуитской школы (слева), в котором во времена Российской империи поселился губернатор, после Второй мировой снова появились учащиеся – на этот раз средней специальной музыкальной школы при Белорусской государственной консерватории.
Музыкант и преподаватель Евгений Виданов учился в этой школе с 1981 по 1989 год. И за все время ему и его однокашникам и в голову не приходило, что здание справа когда-то было костелом Пресвятой Девы Марии:
– Мы понятия об этом не имели: совершенно обычные советские строения – и наша школа, и Дом физкультуры, – вспоминает Виданов. Зерна сомнений прорастали, только когда хлопцы бегали во двор своей школы покурить. – Со двора были видны элементы костела.
Виданов вспоминает, что в подвалах Дома физкультуры (т.е. костела), как и в подвалах его родной школы (т.е. школы иезуитов), были тиры. Сводчатые коридоры тут и там косвенно указывали советским школьникам: скорее всего, эти два здания были между собой соединены. Значит, тут были подземные ходы, значит, где-то тут хранится золото монахов, значит, его можно найти – юношеский разум рисовал романтические картинки в духе романов Короткевича.
1980-е годы, вид на катедру из дворика музыкальной школы.
Впрочем, это были лишь догадки, атеистической действительностью не подтверждаемые. Поэтому в конце 1980-х Женя с товарищем решили зайти в соседнее здание. Но не силы духа ради, а доблести тела для – до Минска добралась мода на восточные единоборства.
– Накануне по телеку в программе «Взгляд» показывали таэквондо. А тут как раз тренер Боткин объявил открытый набор в группы.
Естественно, весь Минск приехал на площадь Свободы, 9 записываться. На входе стояли крепкие ребята и говорили, что внутри будет экзамен. Какой – не говорили. Но через какое-то время первые «проэкзаменованные» стали выходить на улицу. У кого глаз подбит, у кого оба. Посмотрев на них, мы решили, что это не совсем наш вид спорта, и пошли пить пиво.
Заканчивались времена БССР, приближались времена независимости. Именно в это время верующие решили вернуть архикатедру Пресвятой Девы Марии. Так начались, казалось, бесконечные и бессмысленные молитвы, письма, просьбы. И все-таки вера победила: в 1993 году здание спортивного товарищества «Спартак» вернули католическому костелу. Сколько Дантовых кругов восстановления пришлось пережить Мариинскому костелу – уже другая история. Важно то, что воссоздавали его все парафиане. Время от времени под слоями побелки реставраторы находили древние фрески – как будто в награду за титанический труд минским католикам и сочувствующим.
Точнее, в награду не только за труд, но и за веру. Веру в силу духа, силу мысли, силу молитв минчан. 10 декабря 2005 года в обновленном Минском архикафедральном костеле Имени Святейшей Девы Марии освятили главный алтарь.
Источники: книга «In nomine domini. Мінскі архікатэдральны касцёл Імя Найсвяцейшай Панны Марыі: 300-годдзю кансэкрацыі святыні прысвячаецца» (Минск, 2010) – ее можно купить в самой катедре и в магазине «Духоўная кніга» (ул. М. Богдановича, 23).
Документальные фильмы «Вяртанне», «Каталіцкія святыні Беларусі. Мінская архікатэдра» можно посмотреть тут и тут.
Фото: из архива Д. Брушко, из книг In nomine domini (Минск, 2010) и «Мінск. 1960-1969. Дзесяцігадовы шлях сталіцы» (автор Виталий Кириченко, Минск, 2007); кадры из фильма «Вяртанне», соцсети, www.geolocation.ws.