В этом году хорошо знакомый беларусам кинофестиваль «Паўночнае ззянне» пройдет с 20 по 30 ноября. Восьмой его выпуск станет особенным: наконец-то фильмы можно будет посмотреть не только онлайн, как предыдущие два года, но и офлайн.
Подробнее об этом и многом другом CityDog.io поговорил с создательницей и директоркой кинофеста Волей Чайковской.
Чего ждать от фестиваля в этом году: «Хотим показать беларуское кино в североевропейских странах»
Воля Чайковская
директорка «Паўночнага ззяння»
– Воля, расскажите про главные фишки фестиваля в этом году. Что интересного будет в программе?
– Мы еще работаем над программой фестиваля и планируем анонсировать ее где-то во второй половине октября. Поэтому о подробностях рассказать пока не могу. Но уже точно известно, что в этом году фестиваль впервые пройдет в гибридном формате. Сложившиеся ситуации и креативность команды привели к решению организовать ивент и онлайн, и офлайн.
Фильмы онлайн мы будем показывать для беларусов, живущих в Беларуси и за границей. Это касается и международной программы – североевропейское и балтийское кино, – и беларуской.
Также мы будем делать коллаборации с кинотеатрами в трех городах: Таллинне, Вильнюсе и Стокгольме. Там будет идти только беларуская программа. Это можно считать своего рода экспериментом: нам уже очень хочется вернуться с кинопоказами в офлайн, в реальную жизнь, но, поскольку сделать это в Минске пока нет возможности, мы решили попробовать такой вариант.
– А почему для коллаборации вы остановились именно на Таллинне, Вильнюсе и Стокгольме? Там легко пошли вам навстречу?
– Каждый год концепция фестиваля такая: мы показываем североевропейское и балтийское кино в Беларуси, а в этом хотим показать беларуское в североевропейских странах. Мы смотрели, где наиболее активны беларуские диаспоры, где местные партнеры охотнее идут нам навстречу, а также ориентировались на масштаб, который реально сможет потянуть наша команда.
Таллинн логично было выбрать, потому что я нахожусь в этом городе. Здесь же мы заколлабились с местным ежегодным кинофестивалем «Темные ночи» (Pimedate Ööde Filmifestival; PÖFF) – он будет хостить нашу беларускую программу. В Вильнюсе в принципе большая диаспора, а со Стогкольмом очень хороший контакт.
Все сложилось абсолютно легко: там и «Паўночнае ззянне» уже все знают, и меня как фаундерку и продюсерку. Так что проблем с установлением контактов не было.
Какие темы режиссеры поднимают в своих работах? «Женщины режиссируют, женщины продюсируют и поднимают много женских тем»
– Как изменилась беларуская аудитория?
– Сложный вопрос, поскольку это, опять же, трудно отследить в динамике. Единственное, я вижу, что к фестивалю, к качеству программы у аудитории сложилось доверие. У нас нет задачи удивить зрителя, хотя в каком-то смысле мы, возможно, и способны шокировать.
Когда еще фестиваль проходил в Минске, в кинотеатре «Мир», мы показывали, например, фильмы, связанные с ЛГБТ-темой, политическими темами. И многие действительно удивлялись, как нам удалось в центре города показать такое.
Но все-таки наша главная задача – сделать классный фестиваль международного уровня, которым бы наши беларуские зрители гордились. Фестиваль, который мог бы помогать беларуской киноиндустрии и в целом беларускому обществу идти по правильному пути развития – эмпатичному и свободному.
– О чем чаще всего сейчас снимают кино?
– В скандинавском и балтийском кино, можно сказать, сложился мейнстрим: женщины режиссируют, женщины продюсируют и поднимают в кино много женских тем, в том числе и табуированных. Особенно в Скандинавии об этом говорят очень открыто и очень много.
Инклюзивность, темы, связанные с комьюнити ЛГБТ+, с эмоциональными или психическими особенностями, с внутренним миром, с осознанностью, – про все это сейчас очень много говорят. Есть также фильмы, которые поднимают темы локальных культур: например, очень интересный фильм про суперпопулярную в 70-е эстонскую рок-группу – со своей идеологией, визуальной частью. Такое кино мы тоже будем показывать.
А вот фильмов про пандемию, карантин, как ни странно, немного. Как-то все это прошло, будто и не было. Да, где-то проскальзывает в сюжете что-то такое, но в любом случае сейчас это точно не ключевая тема.
Также очень популярна тема беженства – и она как раз коррелирует с нашим манифестом. Все метаморфозы, обстоятельства, сложности, связанные с оторванностью от своих корней, переездом, – обо всем этом тоже стараются говорить.
– Эти же темы поднимают и беларуские режиссеры?
– Да, темы беженства, побега от реальности, эмиграции, конечно, волнуют по понятным причинам. Скажу, что беларуская программа в целом будет довольно смелая, в том числе на темы, которые болят сейчас многим беларусам: события 2020 года и все, что дальше происходило относительно них. Плюс будут интересные экспериментальные фильмы, которые никак не связаны с каким-то определенным промежутком времени.
Как два непростых для Беларуси года сказались на фестивале? «Мы должны продолжать ради хоть какого-то развития беларуского кино»
– Эти два года для многих проектов стали переломными. У вас была мысль о том, что фестиваль закроется?
– Конечно! В 2020 году мы переносили дату фестиваля дважды, а в 2021-м вообще не знали, как его проводить: какие фильмы показывать, как пиарить, как коммуницировать. Все это время постоянно сталкивались со сложностями.
Кинофестивали в принципе всегда сражаются за финансирование, премьеры, гостей и прочее. Это касается и масштабных кинопроектов – таллиннский кинофест, берлинский, каннский и другие, – в которых команды и бюджеты намного больше. Единственное, у них не так остро стоит вопрос выживания, как у нас.
Но мы давно уже делаем «Паўночнае ззянне» – и не можем остановиться. Чувствуем ответственность и понимаем, что должны продолжать для наших зрителей и для хоть какого-то развития беларуского кино и беларуского фестивального цикла. Может быть, наш пример такой «живучести» вдохновит другие проекты и ивенты стараться оставаться на плаву.
– А с переходом в онлайн не потерялась ли часть аудитории?
– Мы стараемся отслеживать аудиторию – за два года в онлайн-формате она не потерялась. Хотя, если честно, это очень сложно отследить: мы не находимся в состоянии стабильности, у нас постоянно меняются вводные данные. Но даже так мы видим, что нашим зрителям фестиваль интересен, а в 2021-м показатели даже немного увеличились. Конечно, это не миллионная аудитория, к сожалению, но в то же время, учитывая условия, в которых мы сейчас работаем, не приходится быть слишком уж жадным до зрителя.
Перепечатка материалов CityDog.io возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: архив героини, Unsplash.