Яна собирает парфюмерию уже шесть лет и честно рассказывает, во сколько ей обходится такое хобби, где нужно охотиться за редкими ароматами и как распознать подделку.
«Сейчас в моей коллекции 165 современных и винтажных ароматов»
– Первым моим экспонатом было что-то из Faberlic или Oriflame, – рассказывает Яна. – Кстати, я не сноб и по сей день продолжаю пользоваться парфюмом класса масс-маркет.
Как правило, их парфюмерные композиции имеют довольно простую пирамиду всего из нескольких нот и не отличаются многогранным раскрытием. Но и среди них встречаются удачные варианты, не имеющие аналогов среди более дорогих марок.
За некоторыми из них, снятыми с производства, горячо охотятся парфманьяки.
В Oriflame я бы отнесла к таким Freya, M by Marcel Marongui, Blue Sapphire, Serene, Embrace. У Avon – City Rush for her, Bond Girl 007. У Faberlic – Sleza Yurate, Adiva, Znak Nezhnosti. У Yves Rocher – Yria, Vanille Noire, Magnolia, Neonatura Cocoon. Ведь главное не цена и престиж марки, а удовольствие от аромата.
Я поняла, что это всерьез и надолго, в 2014 году, когда количество флаконов перевалило за 30, а желание знакомиться с другими ароматами росло. Более того, стал интересен и процесс производства, и тонкости парфюмерного искусства, и ноты, и ольфакторные пирамиды (ноты, из которых состоит аромат. – Ред.).
На данный момент в моей коллекции 165 современных и винтажных ароматов.
«Самый дорогой экспонат – €100 за 125 мл»
Если считать в денежном эквиваленте, то самый дорогой экспонат в моей коллекции – Guerlain Aqua Allegoria Pera Granita (125 мл – около €100). Если говорить о самых дорогих моему сердцу, то это Laura Biagiotti Laura и John Galliano John Galliano edp.
Guerlain Pera Granita есть в свободной продаже практически в любом крупном парфюмерном магазине, в том числе в интернете. Что касается Laura Biagiotti, поговаривают, что их сняли с производства, хотя мама привезла мне флакон из Польши на Новый год и заплатила за 50 мл около 45$.
А вот John Galliano снят с производства уже точно: я покупала флакон-тестер 90 мл (остаток 70 мл) на сайте-барахолке за 35$. Также его можно найти во многих интернет-магазинах и онлайн-аукционах: например, на meshok.net.
«Есть сайты, где можно найти оригиналы по смешным ценам»
Теперь я продаю экземпляры или меняюсь ими очень редко, так как 99% моей коллекции мне очень нравятся и я ими активно пользуюсь. Но, если аромат надоедает, могу продать или обменять на другой.
Меняюсь и с коллекционерами, и с любителями, не обязательно знакомыми мне людьми. Единственное, на что я смотрю, – оригинальность парфюма. Ну и не имею дела с откровенными хамами и людьми, не уважающими чужое время.
Естественно, в моей коллекции только оригиналы, поэтому и меняю, придирчиво изучив флакон и батч-код (нанесенный на упаковку или флакон с косметической продукцией код из цифр и (или) букв. В нем зашифрован срок годности продукта. – Ред.).
Это происходит на сайте-барахолке meshok.net, где, конечно, нужно быть предельно осторожным. Но этом сайте можно найти оригиналы по смешным ценам, и у меня есть проверенные люди, у которых я беру парфюм на пробу: так называемые «отливанты» – маленькие флакончики со спреем, в которые вытягивают шприцем несколько миллилитров парфюма.
Их покупают для знакомства и разнашивания, прежде чем решиться на покупку полноразмерного флакона. Например, мне удалось купить оригинал Lacoste Pour Femme 90 мл за $6 (для сравнения, в магазине – $70) и Cerruti 1881 50 мл еще в слюде (пленка на коробке) за $5 (в магазине – около $45).
«В среднем на парфюм уходит $50 за два месяца»
У меня нет какого-то «потолка», который я могу потратить на новый экземпляр. Скорее, исхожу из своих доходов на данный момент и никогда не трачу в ущерб себе.
Стараюсь купить подешевле или в остатке, потому что не всегда мне нужен полный флакон. Я и так понимаю, что не использую все это до конца жизни.
В среднем на парфюм уходит $50 за два месяца, но сумма варьируется. За рамки могу выйти в исключительных случаях, например когда нахожу снятый с производства парфюм по адекватной цене.
Коллекция хранится в темном шкафу и по возможности в коробках, как и полагается по правилам хранения парфюмерии, подальше от света и батарей. На моих полочках всегда порядок. Так как они внутри шкафа, пыли практически нет, поэтому генеральную уборку и перестановку провожу раз в полгода и когда собирается много «новичков».
«Фейки стали так качественно делать, что порой они выглядят даже лучше оригинала»
Приходилось сталкиваться и с мошенниками, особенно в начале пути.
В 2016 году я загорелась покупкой Nina Ricci Premier Jour и нашла небольшой остаток у одной женщины на Kufar.
Она писала, что это 100% оригинал, и выложила пару фото, где отчетливо был виден батч-код. Внешний вид флакона вопросов не вызывал. Мы оговорились о встрече, и сомнения закрались только тогда, когда я открыла крышечку и вдохнула «аромат»: он сильно отдавал спиртом и горечью. Я вопросительно посмотрела на хозяйку – она уверяла, что купила парфюм в дьюти-фри, а горечь оттого, что давно им не пользовалась и жидкость застоялась в трубочке распылителя.
И я сделала ошибку: поверила ей на слово и не проверила подлинность батч-кода на специальном сайте (например, на makeup-review.com.ua или www.checkfresh.com). А дома выяснила, что парфюм произвели 10 дней назад. На звонки та женщина не отвечала, и мне пришлось просто выбросить подделку. В этой истории речь шла о $10, но все равно было неприятно.
С тех пор я всегда проверяю батч-код и в некоторых случаях прошу совета у более опытных коллег. У нас даже есть чат, где мы делимся историями о мошенниках и предупреждаем друг друга.
А был случай очевидного обмана, когда мне за приличные деньги хотели продать фейк Lacoste Pour Femme, но там на месте все было очевидно: коробка другая, надпись кривая, стекло неровное и аромат отвратительный.
Дело в том, что фейки стали делать так качественно, что порой они выглядят даже лучше и аккуратнее оригинала. И часто ты понимаешь обман только нанеся аромат: вот по нему, даже не будучи знакомым с оригиналом, грамотный нос сразу все поймет.
Это ярко выраженный запах спирта, горечь, все ноты «битые», фальшивые. Аромат не играет, не раскрывается, фонит одной нотой.
А вот как распознать фальшивку:
Если говорить о внешних признаках фейка, то первое, что бросается в глаза, – некачественная упаковка: неряшливо приклеенная слюда со следами клея, коробка из дешевого картона с неровно и нечетко напечатанным текстом, в котором к тому же могут быть ошибки (Japador, Lancam, Diore и т.д.). Само размещение и размер текста отличаются от оригинала.
Далее – флакон: неровное стекло с пузырьками и грубыми швами; плохо или некрасиво запаянный пульверизатор; толстая и очень заметная трубочка внутри, не доходящая до дна или слишком длинная и загнутая (кстати, у некоторых парфюмов она намеренно делается заметной, а не прозрачной, так что лучше изначально познакомиться со стопроцентным оригиналом).
Особое внимание нужно обращать на дно, где есть либо наклейка, либо гравировка с информацией о производителе: они должны быть очень аккуратными и четкими. Ну и святая святых – батч-код, по которому можно определить дату выпуска и подлинность. Он наносится либо печатным способом, либо при помощи лазерной гравировки. Батч-коды на флаконе и на упаковке должны совпадать.
«Содрогаюсь, когда надоевшие ароматы используют как освежитель воздуха, для обуви либо просто выбрасывают в урну»
Есть ли среди коллекционеров негласные правила и свой кодекс поведения? Они просто общечеловеческие. Но если говорить про более локальные, то у меня есть и свои принципы. Первое – уважение к самому парфюму, даже если он уже не нравится.
Знаю, что некоторые люди надоевшие ароматы используют в качестве освежителя воздуха, для обуви, либо «добивают», но мучаются, либо просто выбрасывают в урну.
Лично я содрогаюсь, читая такие комментарии на fragrantica.ru. Можно ведь подарить этот флакон человеку, которому аромат понравится.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Павал Хадзінскі для CityDog.by.