Остаться дома: Port Mone советует музыку, которую стоит услышать хотя бы раз в жизни

Остаться дома: Port Mone советует музыку, которую стоит услышать хотя бы раз в жизни
Инструментальное трио Port Mone нечасто появляется с концертами в Минске. Но в ноябре нам повезет.

Инструментальное трио Port Mone нечасто появляется с концертами в Минске. Но в ноябре нам повезет.

12 ноября Алексей Ворсоба (аккордеон), Сергей Кравченко (перкуссия) и Алексей Ванчук (бас-гитара) выступят в КЗ «Верхний город».

 

ХВОСТ И АУКЦЫОН «ЧАЙНИК ВИНА» (1992)

– Это – альбом-спасение, альбом-утешение. Как будто кто-то взрослый и добрый гладит вас по голове и говорит, что все будет хорошо, – говорит Алексей Ворсоба. – Вначале этот альбом был для меня юношеским приключением и очередной записью любимой группы. Открылся он мне значительно позже, лет так через 15, когда я понял, что дело не просто в высокой поэзии, а в человеколюбии и доброте высокой пробы. Я говорю о Хвостенко, конечно же.

 

АРВО ПЯРТ «ДЛЯ АЛИНЫ» (1976), «ТАБУЛА РАСА» (1977)

– Пярт принципиальным образом изменил концепцию современной академической традиции, вернув ее из авангардного самолюбования к собственно музыке и слушателю. Сюжет и концепция раскрываются интеллигентно, выразительно и трогательно, они считываются с первого раза даже людьми, не имеющими серьезного слушательского опыта. Но это не упрощение, а, скорее, нарочитая ясность мысли как следствие высокой авторской планки. Очень человечная музыка.

 

НИНА СИМОН

…Любая компиляция, например «The Essential Nina Simone» (1997). О, это высочайшее проявление творческого духа в теле женщины. Благодаря Нине Симон случился прецедент, важный для всех нас и истории музыки. В творческом соперничестве между мужчиной и женщиной, как и в бессмысленных спорах о том, может ли женщина быть автором, Симон одерживает чистую и безоговорочную победу, преодолевая рамки любых возможных стереотипов. Это особенно важно, учитывая эпоху, в которую она начинала.

Наверное, у каждого есть своя песня Нины Симон. Ну а если кто-то ее никогда не слышал, начните с любой.

 

ФРЕДЕРИК ШОПЕН «КОНЦЕРТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ» (1829–1830)

– А хорошо бы еще ноктюрны, этюды, сонаты. Только нужно найти достойного и, главное, «своего» интерпретатора. Попробуйте начать с Клаудио Аррау, Игнация Падеревского или Дину Липатти. Во-первых, вы обнаружите, что хорошо знаете Шопена, даже если никогда его специально не слушали, – ведь он один из самых исполняемых и цитируемых композиторов и очень любим кинорежиссерами. А во-вторых, сразу поймете, как характер музыки зависит от исполнительской интерпретации.

О Шопене можно говорить бесконечно, и сказано о нем много. Безупречный вкус. Для нас здесь и сейчас важно еще и интонационное родство, которое и является точкой притяжения. Я имею в виду то, что среднестатистическому белорусу Шопен эмоционально, культурно, да и географически много ближе, чем Чайковский или Мусоргский.

 

СЕМЕЙНЫЙ АНСАМБЛЬ ТАФИЙЧУКОВ «МЕЛОДІЇ КАРПАТ» (2007)

– Семья Тафийчуков – отец Михайло Тафийчук и его сыновья – потомственные гуцульские музыканты, невероятно популярные в Украине и широко известные публике во всем мире. Все, что делают Тафийчуки, дает представление о высочайшем уровне и подлинных ценностях народной музыки, которая не имеет ничего общего с нашими «государственными фольклорными ансамблями». Техно круче Тафийчуков я никогда не слышал. Учитывая то, что это стопроцентно народный материал, впечатляет, насколько одинаковые средства выразительности можно обнаружить в музыке различных традиций, жанров, стилей и эпох.

 

MOONDOG «MOONDOG» (1969)

– Музыка экстра-класса, которую невозможно назвать примитивизмом. Гениальный композитор и дирижер обнажил то, какую роль в жизни человека играет ритм. Многообразию ритмов и пульсаций, сопровождающих человека (биение сердца, звуки тела, ритмы и шум городской улицы), Мундог подарил главную роль в музыке, оставив оркестру функцию обстоятельства, которое даже может быть вынесено за скобки.

 

ALLERSEELEN «ABENTEUERLICHES HERZ» (2002)

– Это отличный пример соединения индастриала и фолка, дающий представление об обоих жанрах. Можно кое-что понять и об эмбиенте в том значении, в котором понимал его Брайан Ино. Обратите внимание на то, какими средствами создается симфонизм в композициях. Для жителей Беларуси наших дней хороший пример того, как в пафосе отчаяния можно сохранить такт, нежность и интеллигентность, не впадая при этом в уныние или радикализм.

 

ИНДИЙСКИЕ РАГИ

– Например, в исполнении Харипрасада Чаурасии, Закира Хуссейна и других величайших индийских мастеров. Все, что нужно знать об импровизации, содержится в искусстве индийской раги. Кроме того, это древнейшая традиция, одна из самых разработанных ладовых теорий, а также искусство достижения и сохранения особого состояния музыканта, перекликающееся, например, с театром буто. Для исполнения раги существует несколько предзаданных условий – время, лад, структура. Все остальное зависит только от исполнителя. Будьте готовы к тому, что с первого раза это искусство вам не раскроется.

 

ДЖОН КЕЙДЖ «TWO6» (1992)

– После Кейджа никто не сможет усомниться в том, что тишина тоже является средством и содержанием музыки, а автобус, проезжающий рядом с концертным залом, как и случайный кашель или скрип кресла – вполне себе музыкальные инструменты. Похоже, что именно после Кейджа тезис «можно все, и это не конец» стал творческим кредо для всех последующих поколений музыкантов. Это хрестоматия, без которой ни один молодой музыкант далеко не продвинется. Но велик риск попасть под обаяние мастера и заблудиться.

 

TOUMANI DIABATÉ «JARABI: THE BEST OF TOUMANI DIABATE», 2001

– Оказывается, волшебный мир эльфов и фей совсем рядом с нами. Благодаря традиции передачи мастерства игры на коре от отца к сыну – а музыкальный род Диабате насчитывает более 70 поколений – мы можем слушать эту музыку практически в первозданном виде. Как это ни удивительно, но она полностью понятна и не вызывает ощущения африканской экзотики.

 

Билеты на концерт инструментального трио Port Mone (12 ноября, КЗ «Верхний город») можно купить тут. А 14 ноября в клубе «Пляцоўка Хол» состоится концерт белорусского дуэта AGATA, проекта Алексея Ворсобы и Ирэны Котвицкой.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: pinterest.com.

поделиться
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ

Редакция: editor@citydog.io
Афиша: cd.afisha@gmail.com
Реклама: manager@citydog.io

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции.
Подробности здесь.

Нашли ошибку? Ctrl+Enter