CityDog.by встретился с девушкой, чтобы поговорить об искусстве рассказывать о городе, который находится в 800 километрах от тебя.
Сидя дома с ребенком, минчанка Анастасия Панкратова искала подработку. Знала бы она, во что эта подработка превратится.
– Моя мама – белоруска, родом из Дзержинского района, папа – из Украины. Оба поступили в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии: она – на актерское, он – на режиссерское отделение театра кукол. Поэтому первые годы моей жизни прошли в Санкт-Петербурге.
После окончания учебы маму распределили в Ижевск, куда вслед за ней переехала вся семья. Затем родители перебрались в Магнитогорск, потом в Чебоксары. В школу я пошла уже в Беларуси. Но Санкт-Петербург остается для меня родным по духу.
– Питер для меня – это не парадный, царский город, а город, где прошел первый бал Наташи Ростовой, где в детстве жил Набоков (его дом первый в городе был оборудован лифтом), по улицам которого ходил Родион Раскольников. Вы не поверите, сколько раз в жизни мне пришлось считать 730 шагов от дома Раскольникова до старухи-процентщицы. Сначала вместе с отцом. Затем с подругами, теперь – с собственными детьми.
Кстати, этот дом пользуется большой популярностью. На его стенах до сих пор появляются надписи: кто-то поддерживает Раскольникова, другие жалеют старушку. Поэтому раз в год стены приходится закрашивать. А жители дома попросили закрыть подъезд, чтобы туда не могли попасть фанаты литературы.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ
– Идея книги возникла случайно. Золовка попросила меня узнать, можно ли в декрете подработать на дому. Искала для нее информацию в интернете и случайно наткнулась на вакансию – научный редактор книги по Санкт-Петербургу. Вначале вносила лишь стилистические правки. Затем нашла много неточностей и стала дописывать какие-то фрагменты текста. Постепенно мы договорились с издательством – так я переквалифицировалась из научного редактора в одного из двух авторов «Оранжевого гида».
Работа над книгой заняла два месяца. Нюанс заключался в том, что на руках у меня была четырехмесячная дочь. Как только она засыпала, я садилась за компьютер. Как только просыпалась, занималась ребенком. Могла работать и днем, и ночью в зависимости от режима дочери.
Если бы не декрет, вряд ли бы взялась за эту работу. Чем ближе к финалу, тем меньше становилось времени. Самыми сложными были технические вопросы. Где что находится (например, многие музеи в последнее время переехали), когда открывается, сколько стоят билеты, как доехать. Часто на сайтах музеев была представлена неправильная информация. Поэтому приходилось все проверять самой.
– Еще одна сложность в работе над гидами – иллюстрации. Поскольку мы соблюдаем авторские права, пользовались платными фотобанками. В ходе работы я поняла, что многие фото надо заказывать отдельно, потому что в городе очень многое меняется. Мы пишем о музее Суворова, а он стоит в лесах. Раньше Смольный собор был бело-голубой. Теперь его перекрасили, и он стал просто белый. Если пользоваться фотобанком, туристы не узнают это здание.
В своих текстах я больше старалась писать об искусстве и культуре, а мой соавтор шла проторенными дорожками. Например, на Марсовом поле ее интересовали могилы «героев революции» 1917 года. У нас есть целая глава, посвященная блокаде Ленинграда. Но советский период должен быть показан дозированно. Туристы едут смотреть на литературные или мистические маршруты, а никак не на коммунистические.
– Первый раз я повезла в Санкт-Петербург сына, когда ему было четыре года. Это возраст, когда дети многое понимают, запоминают и, что важно, могут об этом рассказать. Вернувшись в Минск, мой сын рассказывал в детском саду о посещении крейсера «Аврора», о том, как моряки едят за столами, которые прикреплены цепями к потолку. Ведь при качке обычный стол будет шататься.
Если говорить о музеях, то туда стоит идти с пяти лет. Например, мы ездили с сыном в Царскосельский лицей. Он собирается в школу, поэтому ему было интересно узнать, какие парты будут у него, а какие были у Пушкина. Или увидеть глобус, на котором еще нет Антарктиды (во время учебы Пушкина этот материк еще не открыли).
КУДА В ПИТЕРЕ ИДТИ С РЕБЕНКОМ
– Если выбрать топ-5 объектов Санкт-Петербурга, которые стоит посмотреть с детьми, на первое место поставлю Эрмитаж. Обычно я иду туда, чтобы посмотреть импрессионистов. А вот с сыном мы направились в рыцарский зал. В Минске он издалека видел рыцарские бои, тут мог изучить экипировку более подробно. Дети с удовольствием схватывают прикладные знания. Им нравится сравнивать предметы быта. Поэтому сын с интересом смотрел залы, посвященные Древнему Египту, Древней Греции и Древнему Риму.
На второе место поставлю корабли. Это ледокол «Красин» и крейсер «Аврора» (правда, последний увезли на ремонт в доки, он появится на старом месте лишь в 2018 году). Можно походить по их палубе, все потрогать, пощупать, понять, как на них совершались путешествия.
Третье место – Санкт-Петербург в миниатюре. Он находится в Александровском саду. Можно пройтись вдоль всех основных зданий и пофотографироваться на их фоне.
В самом центре, у метро «Адмиралтейская», находится интерактивный музей «Петровская Акватория». Это макет Санкт-Петербурга ХVІІІ века. Можно увидеть город в то время, когда его только создавал Петр І, настоящее водное пространство, символизирующее акваторию Невы и Финского залива, а также макеты кораблей Петровской эпохи.
И обязательно посетите один из пригородов. Например, Петергоф. Видя его великолепие, дети понимают императорскую эпоху куда лучше, чем по учебникам.
Для меня в Санкт-Петербурге нет мест, куда нельзя пойти с ребенком. Приведу один пример, случившийся в студенческие годы. В Третьяковской галерее я увидела перед «Тремя богатырями» Васнецова маму с ребенком лет четырех. Они просто сидели на лавочке и говорили о том, что видят на этой картине. Эта картинка осталась в моей памяти на всю жизнь. Мечтаю так разговаривать и со своим ребенком, чтобы живопись естественно вошла в его жизнь.
ПРОБЛЕМЫ ПУТЕВОДИТЕЛЯ
– Меня радует, что наш путеводитель читают. Но порой чересчур внимательно. В Санкт-Петербурге есть шахматный дворик, где детская площадка оборудована в виде шахматной доски, а во дворе находятся гигантские шахматы. Есть изумрудный дворик, где стоят герои книги «Волшебник Изумрудного города». К сожалению, далеко не все туристы хорошо воспитаны. Они начинают отковыривать мозаику, ломать фигуры. Знаю, что после выхода нашего гида жители дворов звонили в мэрию и просили закрыть туда вход.
После написания «Оранжевого гида» я подготовила книгу «Сто лучших мест Санкт-Петербурга». Большую часть страниц занимали фотографии. На каждой странице было всего несколько строк текста. Задача «Оранжевого гида» – подсказать родителям, куда сводить детей. Задача второй книги – чтобы путешественники, а в моем случае – дети, могли ее посмотреть и вспомнить, где были в Санкт-Петербурге и что видели.
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ В ДЕКРЕТЕ
– Когда родился первый ребенок, я через год вышла на работу, потому что не представляла себя дома. Когда родился второй, я просидела в декрете все три года и получала наслаждение. Знаю многих мам, которые готовят на заказ торты или пряники, шьют кукол. Многие в декрете открывают себя с другой стороны. Причем не в той профессии, в которой они до этого работали. Раньше не реализацию мечты не хватало времени. Поэтому женщинам, которые сидят в декрете и сомневаются, стоит ли им работать, я бы посоветовала идти от сердца и от своих ощущений.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.