ONUKA – украинская электро-фолк-группа, которая 26 ноября впервые выступит в минском клубе Prime Hall. И мы уверены, что вам нужно пойти на этот концерт.
Без преувеличения ONUKA сейчас одна из самых популярных групп Украины. Их дебютный диск по количеству скачиваний обогнал даже альбом «Океана Эльзи». Мы поговорили с солисткой проекта Натой Жижченко о музыке, свободном Киеве и наливайках.
– Все, кто видит ваши клипы впервые, кто слушает альбом в первый раз, удивляются целостности музыкального и визуального ряда. Говорят, что вы и Женя Филатов (один из вдохновителей проекта. – Ред.) сами все и делаете: и снимаете, и пишете музыку, чуть ли не костюмы сами шьете. Вы придерживаетесь мысли, что современный артист должен быть «мульти», т.е. уметь заниматься многими вещами?
– Формулы успеха нет. Не имеет значения, работают над проектом два человека или двадцать, главное – чтобы результат был достойным. Я считаю, что для артиста самым важным является наличие авторского материала, умение писать песни. Со всем остальным можно работать, добиваться необходимого уровня с помощью других людей. Но если хороших песен нет – ничего не выйдет.
– В ONUKA очень мощная фолк-составляющая, которая каким-то непостижимым образом дополняет электронику. При этом вы не переигрываете фольклорные песни, а сочиняете свои. Это было сознательное решение?
– Конечно! Если переиграть фольклорные мотивы, то получится народная музыка в современной обработке – я это на дух не переношу. В этом и заключается вся сложность: написать что-то оригинальное и современное, при этом используя достижения народной музыки. Задача не из простых.
– У минчан сложилось очень четкое мнение: Киев – это свобода, возможности, деньги для творчества. Мол, из-за этого у вас все цветет и развивается – и мода, и музыка, и город, и сама Украина. Это миф или по большей части правда?
– Я думаю, что такое впечатление – результат невероятного таланта украинского народа, а Киев – просто точка сборки этого таланта. Я не считаю, что для чистого творчества нужны деньги, творить можно и в тюрьме, например как Николай Кибальчич. Но деньги нужны для вовлечения в процесс большого количества людей, как со стороны производящих творческую продукцию, так и со стороны ее потребителей. В Украине действительно последние годы наблюдается подъем. Это связано с несколькими факторами: и с подъемом национального самосознания, что вызвало интерес и уважение к «сделанному в Украине», и с тем, что у нас подросло поколение молодых людей, которое сформировалось в эпоху доступа к любой информации и сейчас создает продукт на мировом уровне.
– Вы всегда с теплотой вспоминаете своих родителей, бабушку с дедушкой. Расскажите о каких-то ключевых образах из своего детства: семья, город, увлечения, книги, музыка. То, что стремкой сидит в вашей душе до сих пор.
– Я почему-то хорошо помню время перестройки, хотя была совсем маленькая. Помню этот запах – запах нового советского спального района. Люблю рассматривать архивные фотографии: да, за три десятка лет все изменилось, но как красиво это было изначально – хоть и примитивно, но с каким-то оптимизмом, надеждой на лучшее будущее.
У меня светлая ностальгия. Помню, как с мамой ходили в парк собирать листья. Мне кажется, у современных детей нет таких простых радостей: собрать гербарий, сделать «переводилки» из универсама, соорудить куколку из одуванчика.
Наибольшее влияние в подростковом возрасте на меня оказала Björk. Помню, как впервые увидела ее по телевизору. Это был 1996 год. С тех пор она стала для меня главным ориентиром в искусстве и жизни в целом. Я обожала каждый ее образ, каждую песню и роль. Спорила со всем классом в школе на Воскресенке, доказывала, какая она невероятная. Сейчас она не имеет такого влияния, как раньше, но осталась такой же близкой, как член семьи.
– А что за история с картриджами Dendy после концертов? Расскажите, пожалуйста.
– Когда мне было 9 лет, я впервые сыграла соло на сопилке с духовым оркестром. Произведение было достаточно сложным, можно даже сказать виртуозным. У нас с мамой был такой уговор: за каждый концерт с оркестром родители будут мне дарить картридж для приставки Dendy. В моем перестроечном детстве это было небывалой роскошью, поэтому ее нужно было как-то «заслужить», «заработать». И когда я понимала, что произведение сверхсложное и разбирать его вообще не хочется, мечты о новой «бродилке» грели мне сердце и я тут же садилась за ноты.
– Если вам не сложно, назовите пять главных мест в Киеве, куда нужно сходить любому приличному человеку, который приедет в столицу Украины.
1. Весь исторический Подол.
2. Киево-Печерская лавра, а особенно пещеры.
3. Бессарабский рынок.
4. Все здания архитектора Городецкого.
5. Новомодные наливайки. Они открываются чуть ли не каждый день и удивляют качеством и подходом.
– Вы говорите, что стараетесь везде разговаривать по-украински. Как заставить себя разговаривать на, в нашем случае, беларускай мове человеку, который всегда общался по-русски, но хочет вернуться к своим корням?
– Это довольно сложно. Может, ввести правило – разговаривать на белорусском хотя бы один день в неделю? И всегда отвечать на белорусском, если к тебе обращаются на этом языке.
– Кстати, какие белорусские группы вы знаете и какими посоветуете гордиться белорусам?
– К сожалению, знаю только те группы, которые знают все: «Ляпис Трубецкой», «Брутто» и «Песняры». Хотелось бы услышать что-то особенное и впечатляющее, более близкое к моим музыкальным пристрастиям. Надеюсь, в скором времени это произойдет!
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: предоставлено менеджментом группы.