Места Ну, как съездили
CityDog.io

Ну, как съездили в Бразилию и побывали в криминальных трущобах: «Спасти свою жизнь турист может примерно за 4 доллара»

Ну, как съездили в Бразилию и побывали в криминальных трущобах: «Спасти свою жизнь турист может примерно...
Почему сильное социальное расслоение населения в Бразилии – это проблема ментальная, а не экономическая? Как город будущего, построенный с нуля, стал городом прошлого? И почему в трущобы ночью не ездит Uber? Обо всем этом нам рассказала Ирина, которая три месяца путешествовала по этой стране Южной Америки.

Почему сильное социальное расслоение населения в Бразилии – это проблема ментальная, а не экономическая? Как город будущего, построенный с нуля, стал городом прошлого? И почему в трущобы ночью не ездит Uber? Обо всем этом нам рассказала Ирина, которая три месяца путешествовала по этой стране Южной Америки.

Самая большая коллекция белорусского стрит-арта находится на улице Октябрьской в Минске благодаря проекту Vulica Brazil. Пять лет подряд художники из Бразилии приезжали в нашу столицу, чтобы создавать яркие росписи на стенах.

А весной 2021 года делегация белорусских художников полетела в Бразилию открывать галерею Vulica Brazil и Институт искусств устойчивого развития. В группе была и арт-менеджерка Ирина, которая после официальной программы осталась в Бразилии и путешествовала по стране еще два месяца.

 

Бразилиа – город-утопия, построенный в форме самолета: «Жилые комплексы доступны только для богатых, бедных же вытолкнули в трущобы»

– В столице Бразилии своими работами белорусские художники открывали галерею и институт, – рассказывает Ира, – а я проводила исследование на тему современных творческих индустрий и культурного наследия. А после официальной программы я вместе с молодой минской художницей Zuzu продолжила еще два месяца, то есть до июля, путешествовать по стране.

Конечно, были хайлайты программы, которые хотелось посетить обязательно, но из-за пандемии и еще не полной вакцинации жителей на тот момент не все планы сбылись. Столица страны Бразилиа – это настоящий город-утопия, «город будущего», или, как его сейчас называют некоторые бразильцы, «город прошлого».

Современная столица Бразилии была построена всего за четыре года на пустом месте с нуля в 1956 году по политическому решению президента. Выбранное место было пустым плато, свободным от балласта трущоб, колониального наследия, барочной и классической архитектуры. Вскоре город стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Город проектировался, когда в моду вошли воздушные перелеты и путешествия. «Крыльями» на плане были обозначены пространства для бюрократов, на «фюзеляже» организованы новые министерства. В столице мы чувствовали себя точно в безопасности по сравнению с тем же Рио, но не покидало ощущение искусственности, как будто тебя поместили в большой санаторий и за тебя все решили – где, когда и что ты будешь делать.

Мы жили в северном крыле самолета, оба крыла – это жилые комплексы. Честно говоря, они чем-то напоминают минскую Каменную Горку, но с более адаптированной инфраструктурой. В спальных районах много парков, детских площадок, а первые этажи сквозные, то есть можно пройти весь район насквозь.

Бразилиа считается городом для богатых, а рабочие, в том числе и те, кто этот город строил, вытеснены за его пределы. Это произошло еще и потому, что утопический идеал был создан без учета эволюции.

Что происходит, когда население растет, а жизненные пространства переполняются? Город, предназначенный для 500 000 человек, вырос до более 2,5 миллиона — жилые комплексы, спроектированные внутри Бразилиа, теперь доступны только для богатых. Бедных же вытолкнули в города-спутники и трущобы.

Думаю, совсем не это предполагали создатели проекта. В итоге образовываются такие районы – сателлиты. Это еще не фавелы, где живут очень плохо, но все равно бедные пристройки к богатому городу.

Именно тут бразильские художники и любят создавать стрит-арт, потому что многие видят своей социальной миссией открыть бедным районам, где мало возможностей, новый взгляд на то, что их окружает.

Это понятный язык для разговора с любым поколением. Представьте, что в бедном урбанистическом районе ребенок или взрослый видит яркую и привлекающую взгляд картину, которая открывает окно в новую реальность, в мир, где переплетается современность и традиции. Многие художники тут любят поднимать тему корней или рефлексировать на социальные проблемы.

Что касается согласования, то здесь работает закон улицы. Нельзя закрывать другую работу, нужно выбирать свободный участок. Если это забор частного дома, разрешение спрашивают у владельцев. Они, как правило, не против. Если здание административное, то договариваться нужно с его владельцем.

Какой бы искусственной ни была идея постройки этого города, но в нем очень много парков. В Бразилиа совершенно другая почва – красная земля, это впечатляет. Парки тоже не совсем традиционные для нашего понимания, они сохраняются в первозданном виде – правда, часто страдают от пожаров. То есть на прогулке можно увидеть настоящие огромные термитники (это не наши муравьишки), безумно яркие цветы и запахи, встретить обезьян-мармозеток и, если повезет, даже покормить их.

Нам рассказали, что на озере в городе можно встретить мирных и забавных капибар. Они очень дружелюбные, такая смесь кабанчика и большого хомяка. Сами выходят к реке, чтобы угоститься едой.

Мы несколько раз пытались их найти, но безуспешно. В итоге увидели их только в последний день в зоопарке. Капибары и правда классные, очень открыты к людям. Но в этом и их беда, потому что они становятся легкой добычей для тех, кто проголодался.

Долина инопланетян и спасение котика

– Со всей командой мы успели съездить в соседний штат Goias посмотреть на известные шапады (столовые плато на Бразильском плоскогорье). Но еще до водопадов вызвала восторг лунная долина Vale Da Lua – уникальный ландшафт, созданный рекой. Кажется, именно отсюда архитекторы черпали вдохновение.

В местечко, где находятся Chapado dos Veadeiros, по легенде, культивируемой местными, прилетают инопланетяне. Тут можно купить сувениры, связанные с пришельцами, на любой вкус и цвет.

Как нам потом рассказали, в этой долине почва содержит много кристаллов. Кстати, это было видно, потому что мы заметили, что идем по мелким прозрачным камешкам. Такое большое количество кристаллов создает определенное магнетическое поле, которое и привлекает различные природные явления, например молнии. Эта долина мне показалась заряженным местом, местом силы.

Еще мы встретили тут много классных местных жителей. Тот случай, когда в деревне, условно говоря, на 100 человек работает 200 баров. Наверное, потому что в это уникальное место приезжает много туристов.

Кстати, по дороге туда наша компания спасла на заправке бездомного котика, который, как мы шутили, даже и не предполагал, что попадет в семью дипломатов и обретет новую счастливую жизнь. Это ли не чудо?

 

Сан-Паулу: 22 миллиона людей и начало бразильского стрит-арта

– Город высокий только в центре и некоторых новых районах. Если с крыши высокого здания посмотреть в любую сторону, то не увидишь горизонта, как ни крутись: все застроено.

Представьте, в Сан-Паулу вместе с пригородами живет почти три населения современной Беларуси! Уклад города отличается от остальной части страны, это место для бизнеса и про зарабатывание денег.

Как движение в искусстве стрит-арт зародился именно в Сан-Паулу благодаря американскому художнику John Howard. Он влюбился в это место и далее возглавил культурное движение, изменившее облик города. Позднее это движение распространилось на другие города и страны, а за Сан-Паулу закрепилось мировое имя The Graffiti Capital. Стрит-художники в Бразилии чаще всего выходцы из бедных районов. Для них это один из способов вырасти в социальном статусе.

За пару месяцев до нашего приезда в случайной схватке полицейский убил одного из неформальных уличных лидеров. Убитый человек был артистом и музыкантом. После убийства в Сан-Паулу художники стали закрашивать свои стрит-арты в черный цвет, оставляя только надпись «Полиция, перестаньте нас убивать».

Черные стены продержались сорок дней, потом на них снова начали рисовать. Но закрашенный черный кусочек с надписью-посланием остался.

 

Рио-де-Жанейро: город из сериалов детства, где виллы богачей существуют рядом с трущобами

– Именно тут находится знаменитая на весь мир гора с Иисусом Христом. Но первое, с чем столкнулись мы, когда попали в Рио, – ограничения из-за пандемии. Все публичные места, музеи и достопримечательности были закрыты.

Были доступны другие, не очень популярные горные точки обзора, но с них открывается не менее шикарный вид. Мы решили отправиться туда, и нас как новичков в тот момент не смутило то, что дорога проходит через фавелу.

До определенного места доехали на такси, дальше Uber не ехал. Мы пересели на местный транспорт и начали снимать окрестности. Повезло, что попались местные доброжелательные девочки, которые посоветовали спрятать все девайсы, потому что светить ими тут очень опасно.

Причем сама фавела не казалась таковой – там гуляли дети, старики сидели на крыльце, улыбались старушки. Я успела снять парочку кадров.

Добрались до вершины, и нам открылся очень красивый вид на город: горы, внутренние озера и заливы океана, фавелы перемешаны с богатыми благополучными районами. Вполне нормально, что идет дорога, с одной стороны от которой находятся виллы богачей, а с другой фавела – все отгорожено забором.

Типичная ситуация для Рио – нападения на пляже, особенно с наступлением темноты.

Жизнь стоит 20 реалов, около 4 долларов. Туристы берут с собой на пляж эту сумму заранее. К ним подходит мелкий грабитель, просит денег. Нужно дать 20 реалов, и этот человек спокойно вас покинет, иначе быть беде. Очень повезло, что попали на пляжи Рио в пандемию: туристов совсем не было, а обычно там яблоку негде упасть.

 

Исторический центр Рио, как и других больших городов страны, принадлежит бездомным людям. Ходить туда стоит осторожно, особенно когда стемнеет, и лучше прятать кошельки, а сумки держать двумя руками. Там очень много попрошаек и непредсказуемого поведения людей.

День рождения в фавеле, где снимали оскаровский фильм «Город Бога»

Мы снимали жилье на airbnb, но также часто останавливались по «Каучсерфингу». Когда знакомишься с местными, они готовы многое показать и рассказать о своем городе. Кстати, английский в Бразилии знают мало.

Один знакомый канадец пригласил на свой день рождения, который он отмечал в одном кафе прямо в фавеле. В самой известной и большой, где снимали легендарный фильм «Город Бога».

Это безопасный бар с охраной, очень классный. Мы приехали на Uber, когда было еще светло. Местная публика уже собралась, все были в лучших своих нарядах, такой немного фейковый гламур.

Когда я захотела выйти за пределы кафе и одним глазком посмотреть на фавелу, охранники меня тут же остановили и сказали, что ночью это очень небезопасно. Когда стемнело, Uber сюда уже не ездил. Нужно было брать местное такси, которое стоит в десять раз дороже. Друзья, которые говорили по-португальски, помогли сбить цену в два раза.

 

В Бразилии сильное социальное расслоение общества: можно увидеть детей, которые выживают на улице и питаются буквально из помойки, и очень много богатых людей одновременно. Страна эта в плане ресурсов богатая, но социальный вопрос не решается, потому что, наверное, так уже давно исторически сложилось и такое положение дел стало нормой. То есть это уже вопрос не экономики, а ментальности.

Какими бы толерантными они себя ни считали (например, Бразилия одна из первых на континенте узаконила однополые браки), многие темы тут еще далеко не разрешены.

Кстати, в конце путешествия все-таки я вернулась в Рио, и к этому времени уже открыли статую Иисуса Христа. Поднимались к ней на фуникулере. Христос на самом деле оказался не таким большим – как выяснилось, все решает лишь выгодный ракурс съемок.

Когда мы там были, у него в голове что-то чинили. Очень забавно и метафорично: время меняется, и меняют настройки внутри Христа, который обнимает весь Рио. Наверное, сейчас он уже светится по-другому.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: личный архив героини.

поделиться
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ

Редакция: editor@citydog.io
Афиша: cd.afisha@gmail.com
Реклама: manager@citydog.io

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции.
Подробности здесь.

Нашли ошибку? Ctrl+Enter