Люди, истории Grassroots
CityDog.io

Крутая минская визажистка кардинально поменяла работу – вот чем она занимается сейчас

Крутая минская визажистка кардинально поменяла работу – вот чем она занимается сейчас
Знакомьтесь, это Ксения Тырсикова: кто-то знает ее как визажистку, кто-то – как арт-менеджерку, кураторку и организаторку выставок в метавселенной. Поговорили с ней о том, как из первого превратиться во второе и кому вообще нужны выставки в виртуальной реальности.

Знакомьтесь, это Ксения Тырсикова: кто-то знает ее как визажистку, кто-то – как арт-менеджерку, кураторку и организаторку выставок в метавселенной. Поговорили с ней о том, как из первого превратиться во второе и кому вообще нужны выставки в виртуальной реальности.

Как из визажистки переквалифицироваться в кураторку

– В последний раз, когда мы с тобой встречались, мы говорили о косметике: ты была визажисткой и показалась мне очень увлеченной своей работой. Как так получилось, что из визажистки ты переквалифицировалась в арт-кураторку?

– Оп – и переквалифицировалась! Это была моя большая мечта, которую я давно с собой носила и в сторону которой долго смотрела.

А потом знаешь, как бывает… Ты оказываешься в таких обстоятельствах, что вообще все изменилось, и думаешь: «Ой, фиг с ним! Раз все изменилось, то, может, и я изменюсь?»

В плане визажа я выполнила свою миссию в Минске. Я внимательно относилась к людям, тщательно проговаривала все нюансы про косметику, общество, восприятие себя, всегда упирала на то, что девушки прекрасны вне зависимости от макияжа.

И мне захотелось меняться. Не стать лучше, потому что нет никакой шкалы «лучше-хуже», а просто меняться. Искусство – это страсть, это круто и интересно, и мне захотелось себя в этом развивать. И да, макияжем я тоже продолжаю иногда заниматься – просто эта деятельность сейчас пошла на спад.

– Что ты имела в виду под «все изменилось»?

– Когда я оказалась в Польше, я поняла, что здесь более живой и активный рынок. И все сложилось: я хотела заниматься современным искусством, а здесь были возможности и инструменты. И, к сожалению или к счастью, много беларуских художников (да и не только беларуских).

Так почему бы и нет? Раз уж я в новой стране, вокруг меня – новые люди и новые приключения, а передо мной – задача вписать себя в новый мир и новый рынок.

Что нужно, чтобы стать арт-менеджером

– У тебя до этого был какой-то искусствоведческий бэкграунд, какое-то специальное образование?

– В 2019 году я училась в Kyiv Academy of Media Arts на арт-менеджменте. Это было полугодовое вечернее обучение по 2-3 раза в неделю, я тогда большую часть времени находилась в Украине. А вот заканчивали мы в ковид, и итоговую выставку я даже не увидела вживую: она была в Киеве, а я сидела на изоляции в Минске.

В преподавателях у нас были девушки, которые сейчас курируют украинский павильон на Венецианской биеннале. Нас знакомили с кураторскими практиками, с ведущими художниками, с историей искусства – то есть да, бэкграунд у меня есть.

Но тут такое дело: можно получить образование и знать очень много всего, но по факту нужно просто брать и делать. Это не ядерная физика, не узкая специфическая техническая специальность. Если ты читаешь, вникаешь, следишь, если у тебя есть менеджерские способности и склонность к креативу, то нужно просто выключать в себе стеснение и неуверенность – и идти реализовывать свои идеи и помогать другим.

– То есть менеджерские и коммуникативные навыки важнее, чем умение отличить Моне от Мане?

– С одной стороны, можно ведь вообще что угодно, но да, лучше отличать Моне и Мане и знать историю искусств, иначе арт-менеджер будет плавать в темах, в подходах, в принципах.

Но, так или иначе, это ведь история больше про то, как вписать автора в систему искусства, в мир, где есть разные акторы, институции, зрители, резиденции, фонды, организации. Задача арт-менеджера – соединить художника со всем этим, подсказать ему дорогу, помочь ему развиваться и продаваться.

Умеют ли беларуские художники себя продавать

– Кстати, про продаваться. Как тебе кажется, умеют ли беларуские художники себя продавать? У меня сложилось впечатление, что с этим порой бывают проблемы.

– Беларуские ребята порой не имеют представления о том, как функционирует рынок. Не имеют представления, что им нужно портфолио, что его нужно показывать и рассылать, что нужно постоянно с кем-то взаимодействовать, быть более активными. Точнее, многие наши художники и так очень активны, но не в том, что касается пиара и продвижения.

Плюс в Беларуси вообще очень сложно продаваться, даже если ты умеешь это делать: рынок отделен от европейского и мирового. Как пересылать работы? Как сформировать стоимость? Где продаваться?

В общем, дело не в том, что все беларуские художники не умеют себя продавать, – просто обстоятельства так сложились, что у нас с этим достаточно сложно. Но, уверена, если бы у нас постоянно всем рассказывали, показывали и учили, как нужно продавать свои работы, то проблем с этим не было.

И да, учитывай, что не все ведь хотят продаваться: есть люди, которые определенные работы вообще никогда не продадут.

О выставках в виртуальной реальности

– Ты ведь курируешь не только выставки в классическом понимании, но занимаешься еще и выставками в метавселенной. Как ты к этому пришла? Я вообще не знаю никого другого из Беларуси, кто это бы делал!

– У меня есть младший брат, который очень хорошо разбирается в метаверсе, VR и других инновационных штуках. Я всегда смотрела на него большими круглыми глазами и вообще не понимала, что он делает и что происходит.

В какой-то момент он мне показал и рассказал, как все делается, и это было очень интересно. Я попробовала сделать сама, потом еще и еще – а потом оказалось, что я первый человек, который что-то кому-то показывает в таком формате.

То есть я чисто случайно попала в эту сферу, а постепенно за мной закрепилась какая-то экспертность. Хотя, по сути, существует огромное количество платформ, которые позволяют делать выставки в метаверсе, и на них огромное количество людей делает выставки, развивает себя, свои галереи и музеи. То есть тема эта далеко не какая-то суперновая, и уже многие люди умеют это делать.

– Расскажи про какую-нибудь из своих выставок.

– Мне особенно нравится работать на стыке пользы, информации и искусства. Круто, когда получается все это замиксовать и использовать искусство как триггер для эмоций, а потом эти эмоции подкреплять информацией и объяснять, почему вы испытываете именно их.

И последняя выставка, которую я делала, как раз такая. Она посвящена катастрофе на Чернобыльской АЭС, и у нее очень символичное название – SUNFLOWER. Во-первых, подсолнух сам как батарейка, он постоянно поворачивается к солнцу, во-вторых – это символ Украины, его использовали в самом первом украинском павильоне на Венецианской биеннале в 2001 году.

В первом зале, «Прошлое», представлены фотографии и информация о том, почему атомная энергия не лучшее решение. В зале «Настоящее» выставлены работы художников, их рефлексия на катастрофу, ее последствия, на то, как российские войска захватили АЭС. Наконец, в зале «Будущее» мы показываем альтернативные источники энергии.

В итоге получилась большая выставка: у нас был опен-колл, свои работы прислало много людей, и мы все их взяли. Это и фильмы, и видео, и гифки, и картины, и вышивки, 3D-ветряки – у людей очень много эмоций, и искусство помогает им их выражать.

– Видео, гифки, картины, вышивки… Как все это попадает в виртуальное пространство?

– Платформа, на которой я работаю, напоминает игру, это своего рода «бродилка». Художники присылают мне файлы (это могут быть или сами работы, или фотографии работ, или скриншоты), а я хожу по пространству и развешиваю работы на стены – прямо как в обычной жизни.

Потом мой брат берет Oculus, заходит в пространство и проверяет, все ли ровно висит, – просто потому, что с VR-очками делать это немного проще.

По сути, нет никаких ограничений в плане того, что можно разместить на выставке в метаверсе: это могут быть и классические плоскостные работы, и 3D-модели или NFT. Еще есть фотограмметрия: можно сделать большое количество снимков предмета по кругу, а на основе этих фото сделать его 3D-модель.

– А насколько все это востребовано – и художниками, и зрителями?

– Людям интересно взаимодействовать с виртуальной реальностью, но в целом этой сфере пока не хватает пиара, а людям – смелости влезать в новые технологии. Хотя ничего особо сложного там нет: переходишь по ссылке, регистрируешься, создаешь свой аватар – и идешь смотреть. Единственный ограничитель – операционные мощности вашего девайса.

Но важно понимать, что глобально у людей нет спроса именно «пойти на выставку в метаверсе» или «купить картину в метаверсе». Да, когда-нибудь мы перестанем ощущать границы между метавселенной и обычной реальностью, но пока у людей все-таки есть какой-то барьер. То есть для художника это больше как пиар-ход, как что-то, что может дополнить его образ: это интересно и ново.

P.S. От Ксении – художникам

– Очень хочется сказать нашим художникам: «Верьте в себя». Не спрашивайте, а можно ли так делать. Все настолько по-разному мыслят и настолько по-разному выражают себя, и чудесно и восхитительно, если вы можете делать что-то творческое и интересное. Делайте это обязательно: нет чего-то правильного и неправильного, просто творите.

Кстати, прямо сейчас Ксения инициировала еще один опен-колл для выставки в метаверсе: на одной площадке хочет собрать работы художников, которых сняли с «Арт-Минска». Если вы такой художник, то можете прислать свои работы на tyrsik@gmail.com.

 

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Instagram, архив героини.

поделиться
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ

Редакция: editor@citydog.io
Афиша: editor@citydog.io
Реклама: editor@citydog.io

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции.
Подробности здесь.

Нашли ошибку? Ctrl+Enter