Что такое городская ночь и почему в Минске до сих пор нет ночного общественного транспорта? Недавно в лектории «Массаракш» на эту тему выступил Андрей Возьянов, кандидат наук по социальной антропологии и исследователь «Минской урбанистической платформы». А мы сходили на лекцию и подготовили конспект.
Как люди «колонизировали» ночь?
Это спутниковый снимок ночного Корейского полуострова. Более развитая Южная Корея буквально светится, а в КНДР есть лишь один небольшой фонарик − столица Пхеньян. С него Андрей и начал свою лекцию.
Андрей
– Гэта візуаліазацыя каланізацыі ночы, − объясняет лектор. − Гэта не такая старая з’ява. Большую частку гісторыі выкарыстанне ночы было мінімальным, актыўнасць людзей была прывязана да светлавога дня. Сёння гэта зусім не так. Мы з вамі ўяўляем ноч не так, як нашы бацькі і бабулі з дзядулямі, і не так, як нашы аднагодкі з іншых рэгіёнаў свету.
Отношение людей ко сну формируется не только нашей потребностью в нем, но и социальными установками. «Колонизация» ночи связана с представлением об успехе. Кроме двух Корей, Андрей приводит пример из книги Джонатана Крери «24/7: Поздний капитализм и конец сна». Автор исследовал, как капитализм стирает грань между сном и бодрствованием. Например, жители Нью-Йорка в XVIII веке спали в среднем 10 часов в сутки, а сейчас − около 6,5.
Внутри одного общества люди очень по-разному воспринимают ночь − в культуре она связана с идеей пристойности. «У майго дзядулі была ідея, што хадзіць па вуліцы ў цемры – гэта нядобра, што ноччу на вуліцы вельмі небяспечна. Але гэта ідэя дзядулі не мае прамой карэляцыі са статыстыкай па злачынствах», – говорит Андрей.
При этом, как отмечает лектор, его сестре дедушка сказал бы, что ей уж точно нельзя выходить на улицу поздно вечером. «Ладна яшчэ хлопцы пойдуць, але вось дзяўчынам непрыстойна». В мусульманских обществах такие запреты девушкам и вовсе установлены по закону.
– У залежнасці ад таго, які ў нас узрост, даход, сацыяльны статус, клас, гендар, выхаванне, рэлігія і г.д., залежыць, як мы перажываем ноч, калі яна для нас пачынаецца і сканчваецца, − объясняет лектор.
А каково людям с «ночной» работой?
Термин «городская ночь» может ассоциироваться с клубами, но она связана не только с вечеринками. По словам Андрея, это понятие пришло в культурные исследования от криминалистов – они пытались выяснить, как часто происходят преступления ночью и что люди считают более допустимым в темноте.
Мы редко задумываемся о «бэкстейдже» привычных нам мест и событий, с которыми сталкиваемся каждый день. Например, в супермаркете ночью идет большая работа, чтобы мы уже утром могли прийти и купить нужные нам продукты. «Хто працуе на такой працы? Там наўрад ці будзе вялікі конкурс і шмат ахвочых. Туды людзі ідуць, калі яны не могуць знайсці нейкую працу з больш звычным для нас графікам», − говорит лектор.
В рамках одного из исследований студенты Андрея интервьюировали людей с «ночной» работой. Большая проблема в том, что они оторваны от значительной части общества. Таким людям сложно быть в романтических отношениях, а дни рождения, вечеринки, встречи в кафе и мероприятия проходят мимо, потому что они в это время спят.
«Ночные мэры» и шум
В европейской культуре большинство стереотипов о городской ночи уже преодолели, и каждое новое поколение все смелее использует ее.
В Амстердаме в начале нулевых придумали «ночных мэров». Это посредники, которые решают конфликты между бизнесом, городской властью и местными жителями. В двух последних группах полно людей старшего поколения с совсем иным представлением о ночи и пристойности.
– Гарадская ноч таксама звязана з шумам. У нашай культуры ёсць негалосныя правілы, калі павінна быць ціха, злучаныя з нашымі ідэямі пра сон, − рассказывает Андрей.
В пример он приводит Вильнюс, где бизнес и власть организовали «Платформу» − концертную площадку под открытым небом. Таким образом хотели сделать центр города более привлекательным и безопасным для жителей и туристов.
«Платформа» проработала полгода, а потом местные жители начали массово писать жалобы. В итоге расписание вечеринок изменили так, чтобы все заканчивалось до 10 вечера. Конечно, для многих это только начало ночи.
Такая ситуация связана с дискуссией о том, чего стоит привилегия жить в центре. У жителей центра все находится в пешей доступности. «Але пры гэтым ці мусіш ты нейкі сацыяльны кошт за гэта плаціць? Напрыклад, цярпець узровень шуму, бо большасць тых, хто тусуецца пад тваімі вокнамі, менш прывілеяваныя ў сілу свайго ўзросту, месца пражывання і г.д.», − задается вопросом Андрей.
А что насчет ночного транспорта?
Транспорт что внутри, что вне города довольно шумный. В Германии почти во всех аэропортах запрещены ночные полеты. Андрей говорит, что правила о том, когда можно шуметь, везде разные, но при этом людям редко объясняют, что можно считать шумом, а что нет. Многим жителям удобно уезжать из города ночью, когда транспорта меньше.
Ночь начинает «угасать»
Есть пять основных причин, по которым ночная жизнь в городах может идти на спад:
1. Деиндустриализация. Все меньше заводов работает в ночную смену, поэтому и общественный транспорт не ходит так поздно. Особенно это свойственно для постсоветского пространства.
2. Секьюритизация. В некоторых странах из-за представлений об опасности и непристойности вводят запреты для несовершеннолетних: например, нельзя выходить на улицу без взрослых после 10–11 часов вечера.
3. Десекуляризация. В современном европейском обществе религия отделена от государства, но в некоторых регионах религия снова набирает силу и добивается ограничения ночных активностей. Именно институт церкви начинает дискуссии о пристойности – и особенно в отношении девушек.
4. Преступность. Вечером и ночью действительно происходит больше правонарушений, чем днем. И такие преступления тяжелее расследовать, потому что камеры видеонаблюдения в темноте снимают хуже.
5. «Акустическая джентрификация». Этот термин ввела польская исследовательница, которая наблюдала за одной улицей с заброшенными зданиями в Варшаве. Там появился креативный кластер, район подорожал, появились новые бары и галереи. В квартиры поблизости переехали топ-менеджеры, но они оказались не готовы к ночному шуму − и начали жаловаться.
А в Минске тем временем постсоциалистическая ночь
Наш город сейчас находится на стадии деиндустриализации – заводов становится меньше, их выселяют из города, многие оставшиеся работают вполсилы – и развития сферы услуг. Постепенно открываются новые заведения, клубы и т.д.
Но вся «инфраструктура сна» Минска по-прежнему связана с «инфраструктурой ночи»: все настроено так, чтобы мы приходили на ночь домой. Появляются группы людей, которые хотели бы участвовать в ночной жизни, но не могут себе такое позволить в первую очередь по финансовым причинам – и ночной транспорт мог бы им помочь.
Раннее утро и поздний вечер – это социальные полюсы суток. Андрея рассказывает, что однажды, садясь на один из первых рейсов троллейбуса, заметил, что пассажиры здороваются и общаются друг с другом: «Я зразумеў, што гэта магчыма толькі ранняй раніцай. Позна вечарам і на працягу дня такога не будзе».
Проезд в ночном транспорте в европейских странах часто устроен особым образом: бывает, что поздно вечером или ночью заходить в автобус можно только через переднюю дверь и покупая билет у водителя. «Гэта значыць, што людзям увечары давяраюць менш. Пры гэтым раніцай не чакаецца, што ты паедзеш “зайцам”, таму што, напэўна, ты едзеш на працу і ты добрапрыстойны грамадзянін», − предполагает лектор.
Нам всем нужны ночные автобусы
Андрей говорит, что со временем самый поздний вечерний рейс общественного транспорта уходит все раньше, а вот утренние рейсы неизменны − их всегда запускают в одно время. По версии Андрея, первый рейс воспринимается государством как социальная ответственность, а последний − как добрая воля.
Во всех соседних столицах есть ночной транспорт, нет его только у нас. Были попытки организовать маршрутки, которые шли от вокзала в Шабаны и в Каменную Горку. Но эта затея провалилась, потому что они не проезжали через самые активные развлекательные точки города − Зыбицкую и Октябрьскую.
– Ёсць пэўны страх з боку ўлады, што будуць смеціць у гэтых аўтобусах, ламаць штосьці. Тут варта разумець, што пры складанні начной палітыкі трэба ўлічваць і плюсы, і мінусы. Калі з-за страху думаць толькі пра мінусы, мы нікуды далей не прасунемся, − говорит Андрей.
Эксперт уверен: для начала в Минске нужно запустить сеть ночных автобусов − это дешевле всего. Можно сделать маршруты, повторяющие линии метро, а в центре организовать точку, куда все автобусы приедут в одно время и будут ждать, пока люди перебегут.
Но важно не забывать, что все «ночные решения» должны учитывать изменение климата и угрозу для окружающей среды. Траты на освещение сейчас занимают до 20% от всего электричества, которое использует человечество. И тут помогают даже маленькие шаги – сегодня появляются идеи, как сделать ночные мероприятия более «зелеными»: например, появляются танцполы, которые преобразуют энергию от прыжков и танцев в электричество.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Смахивает на неправду.
____
"Были попытки организовать маршрутки, которые шли от вокзала в Шабаны и в Каменную Горку. Но эта затея провалилась, потому что они не проезжали через самые активные развлекательные точки города − Зыбицкую и Октябрьскую"
Ночные автобусы в Минске в последний раз организовывали в 2015 году, когда на Зыбицкой и Октябрьской вообще почти никакой движухи не было, тем более ночной. А вот в Шабанах был и есть ночной магазин.
па начных аўтобусах у Мінска - даўно пара паспрабаваць ізноў, з улікам новых рэалій