CityDog.by побывал на кураторской экскурсии по выставке о Калининграде. Иногда, чтобы лучше понять родной Минск, нужно посмотреть, как исследуют свой дом соседи.
Евгений Уманский, куратор выставки, начал экскурсию с приятного посыла: «Мы приехали из Калининграда, это довольно недалеко. Часто мы не знаем друг друга; живем рядом, но мало общаемся. Выставка называется RussiaNextDoor, «русские соседи», она посвящена такому знакомству. Я как куратор работаю с социально-политическими проблемами: когда собирал выставку, то пытался через каждого автора представить одну из проблем города. Мне было интересно рассказывать и показывать Калининград не в лоб, а через рефлексии художников, через их творчество».
– Самая главная проблема Калининграда в том, что местных там нет, все приезжие. Об этом «заставочная» работа проекта – видеоистория человека, который рассказывает, как он попал в город. Работа Александра Подопригорова посвящена проблеме приезжих людей: даже те, кто родился в Калининграде, 2-3 поколения, по происхождению из России.
Это серия фотографий «Замки» Дмитрия Селина. В Калининграде еще есть довольно много остатков исторических зданий, в том числе тевтонские замки. А внутри жилых кварталов можно найти такие объекты творчества служб ЖКХ, внутри находятся электрощитовые. Замки во дворах – это такой нонсенс. С одной стороны, власти города не слишком стараются сохранить исторические здания: за последние 15 лет городской ландшафт серьезно изменился в сторону китайско-казахского стеклянного чуда. С другой стороны, появляется такая бутафория от ЖКХ.
«Немолодой человек, мятое лицо которого доведено водкой до завершенной художественности, смотрит на себя в зеркало». Героями фильмов Юрия Васильева становятся самые обычные люди из глубинки – на трех мониторах демонстрируют видео о том, как этот человек бормочет, разговаривает с зеркалом.
Группа молодых перформеров «Нежные бабы»: видео «Грязь» было снято под Калининградом, на Куршской косе, там есть такие грязевые потоки. В свое время тут жила западнобалтская народность курши. Может, это миф, а может, и правда: курши были очень бедными, поэтому литовские рыбаки приплывали на косу на лодках, выбирали себе невест, забирали их – девушки больше никогда не видели свои семьи. «Прощание – ритуал, который совершала каждая невеста, в подвенечных платьях и лучших украшениях они бросались в текущий грязевой поток, пытаясь сильнее погрузиться в землю».
Мой фотопроект посвящен реальной истории: в канун одной из Ханук по всему Калининграду появились такие надписи, со звездой и текстом «ханука». Меня не слишком интересовало, почему это произошло и кто пишет на стенах. Меня интересовала дальнейшая судьба этих граффити. В течение лет пяти я ходил и смотрел, что с ними происходит, как они постепенно становились разными, закрашивались по-разному. Вообще, Калининград – довольно политизированный город, в отличие от стерильного Минска. В Калининграде много всяких текстов на стенах. Человеку плохо стало – он пошел что-нибудь написал.
Фильм группы «Общее вздрагивание» снят в поселке Ясное, в прошлом это был небольшой город Каукемен, там довольно хорошо сохранилась немецкая архитектура. Власти не слишком занимаются проблемами наследия, эти здания разрушаются, в них живут обычные люди. Щемящее видео, и проблемы все сразу понятны на эмоциональном уровне. Проблема Калининграда – история. Сколько лет живет там российское население? С 1945 года всего-то, а до этого 700 лет это была немецкая территория со всеми культурными смыслами.
Серия фотографий «Любовь смотровая» намеренно оформлена как инсталляция с ультрафиолетовым светом для усиления восприятия.
В Калининграде есть Дом советов, который был построен в 1968 году на останках бывшего королевского замка, а после заброшен. Здание было важным и помпезным, а теперь много десятилетий существует без жизни. Видео HalfKampf Евгения Паламарчука сопровождается истеричным саундтреком.
Работы Алексея Чебыкина посвящены мимикрии на фоне разных событий и крупных фестивалей. На таких мероприятиях происходят всякие чрезвычайные происшествия. Власть пытается предохраняться от этих ситуаций, маскируется. Оружие маскируется под ландшафт. Специально для Минска я попрошу художника сделать картинку из серии к чемпионату.
Карл Микаэль фон Хауссвольф – не калининградский художник, но наш хороший друг. Он работает с мощным низкочастотным красным светом, использует огромные яркие фонари – высвечивает проблемные здания и места, делает их более явными. В этой фотосерии высвечен калининградский зоопарк. Сам зоопарк – памятник архитектуры. Сейчас там новый директор, начались перемены, а художник обозначил то, на что нужно обратить внимание.
Пространство музея не очень большое, но я постарался, чтобы работы отражали проблемы, с которыми мы сталкиваемся в Калининграде. Есть сложности в общении с большой Россией, у нас свой небольшой мир, и иногда проще общаться с литовцами и поляками. Но мы все равно зависим от Москвы, люди так или иначе тянут нарративы из материковой России. Городская власть Калининграда не очень самостоятельна.
Если мы говорим о фактуре города, то у Калининграда странная судьба – немецкий город, в котором ничего не строилось до 1960-х, потому что не знали: то ли его отдадут литовцам, то ли полякам, потом Советский Союз оставил его себе как военно-морскую базу. Естественно, советская власть строила в первую очередь свои храмы, атрибуты власти, помпезную архитектуру. И в Минске тоже много советского наследия 1960-х, но в этом есть определенная эстетика. И Минск, и Калининград разбомбили, а потом еще «дочистили». В этом хорошо считывается советская урбанистическая история.
Выставка работает до 21 декабря в Музее современного изобразительного искусства (пр-т Независимости, 47) с 11:00 до 19:00. Выходные – воскресенье и понедельник. Билет стоит 6 000 руб.
Фото: Polly Homjakina.