Вместе с А1 в рубрике «(Не)обычные люди» поговорили с архитектором и дизайнером Татьяной Терещенко о том, как разрабатывают безбарьерную среду у нас и за границей. Наша экспертка поделилась своим опытом в сфере урбанистики и показала, что уже сделано в центре Минска.
Татьяна – архитектор и дизайнер с большим опытом в проектировании безбарьерных пространств. На прошлой неделе открылось четвертое разработанное ею кафе сети «Инклюзивный бариста».
– Когда я стала погружаться в инклюзивную тему, мне было горько: я очень эмпатичный человек и буквально прочувствовала, что многие места в Минске недоступны для людей с дополнительными потребностями. Поэтому начала изучать эту тему и пробовать улучшать городскую среду.
Впрочем, относительно доступности среды в Минске за последние годы действительно произошли глобальные изменения.
В Беларуси есть какие-то стандарты создания безбарьерной среды?
– Да. Стандарт называется СТБ «Среда обитания для физически ослабленных лиц», – рассказывает Татьяна. – Это не только люди с инвалидностью и нарушениями здоровья, но и люди с детскими колясками и чемоданами, люди с временными травмами. У них совсем другая мобильность.
В стандарте выделяют:
- тех, кто может самостоятельно себя обслуживать в адаптированной среде,
- тех, кто не может обойтись без сопровождающего.
Есть еще ограничения по зрению, по движению и ментальные ограничения. Важнейшие элементы среды для всех этих людей – пути движения и входы на огражденные территории и в здания.
Поэтому архитекторам и владельцам надо помнить о правильной высоте бордюров, о тактильной плитке, о пандусах и подъемниках.
Да, сейчас у нас бордюры везде стараются занижать. Активно безбарьерная среда формируется в центре Минска, он уже почти везде доступен для людей с дополнительными потребностями.
Или что касается общественного транспорта: уровень пола в автобусе должен совпадать с уровнем посадочной площадки. То есть в стандарте все прописано грамотно. Но, к сожалению, он не всегда соблюдается.
Какими должны быть здания: «Ширина дверного проема – не менее 900 мм»
– Когда я начинала работать с безбарьерной средой, у меня была задумка разработать гайд, по которому владельцы кафе могли бы с минимальными затратами сделать заведения доступными.
Я хотела показать, что даже незначительными изменениями можно добиться результата. Если увеличить дверной проем на 100 мм, то в заведение смогут попасть колясочники. Но самый простой совет для тех, кто хочет проектировать безбарьерную среду, – попробовать все самому. Сядьте на день в коляску и покатайтесь по городу. Сразу станет понятно, как все нужно делать.
Хотите сделать объект доступным? Требования довольно простые:
- у зданий должен быть пандус или подъемник,
- ширина дверного проема – не менее 900 мм.
Любопытный момент: государственный стандарт не распространяется на историко-культурные ценности. То есть на территории памятников архитектуры не всегда возможно обеспечить безбарьерную среду.
Когда мы идем по исторической застройке, мы понимаем, что в некоторых случаях возможности организовать инклюзивную среду не было.
Больше удивляет, когда строят новые здания со здоровенным крыльцом в 10 ступеней, а потом к нему приделывают еще и пандус, который тянется на несколько метров. Ведь самое простое решение – сделать вход с уровня тротуара.
Террасы для ребят-колясочников практически недоступны. И что делать?
– Летом самая большая боль для колясочников и ребят с проблемами опорно-двигательного аппарата – террасы, – продолжает Татьяна. – Они редко бывают доступными, и чаще всего столы и стулья стоят на подиуме без пандуса.
Но если их поставить без подиума, то это уже доступное место для людей с дополнительными потребностями.
Еще один хороший вариант для террасы – пандус вместо ступеней.
Плохо, когда террасы занимают всю пешеходную зону и невозможно проехать по тротуару. Отделы архитектуры администраций районов должны за этим следить, потому что владельцу бизнеса часто не важно, проедет по тротуару человек в коляске или нет. Главное – чтобы посадочных мест в кафе было как можно больше.
По стандартам ширина тротуаров или пешеходных путей должна быть не менее 1,5 м для проезда колясочников. А чтобы движение было двусторонним и люди могли разминуться, нужно заложить 1,8 м.
Еще одна проблема в кафе – высокие барные столы. Когда мы с Сашей Авдевичем занимались открытием кафе «Две полоски», ездили по разным строительным магазинам. В одном из них на фуд-корте все места были высокими. Люди, которые их проектировали, не задумывались, что колясочник может поехать в строительный магазин и зайти к ним поесть.
Пандусы: «Важно учитывать его ширину, расстояние между поручнями и уклон»
– Ширина пандуса должна быть не больше метра. То же самое относится к расстоянию между поручнями. Ведь, если человек в коляске будет помогать себе подниматься руками, ему придется слишком широко их расставлять – и он не сможет подтянуться.
Оптимальное расстояние для удобного перехватывания обеими руками – 900 мм.
При уклоне менее 5% можно делать пандус без поручней.
У этого большого пандуса поручни находятся на большом расстоянии друг от друга (1250 мм). Но многие их не используют, а просто крутят колеса. Поэтому очень хорошо, что пандус здесь есть.
Здесь мы видим, что пандус сделан совсем не по нормам. Во-первых, нет поручней. Во-вторых, он попадает в зону, где сидят люди. В-третьих, у него неправильный уклон.
Очень часто бывает, что пандус есть, но на нем стоит горшок с цветком.
Ступени: «Должны быть шире и ниже по высоте, чем интерьерные»
Ступени для улиц должны быть ниже по высоте и ширине, чем ступени в интерьере, чтобы, когда падает и замерзает снег, оставалась проступь, по которой можно спокойно подняться. Покрытие ступеней должно быть противоскользящим.
Если ступеньки идут вниз, как в этом случае, решения все равно есть. Можно использовать подъемники с откидывающейся площадкой, которые можно оборудовать даже в уже существующем здании.
Архитектурные объекты эпохи советского конструктивизма проектировали с очень большими лестничными группами. Для таких зданий можно сделать электрические подъемники. Например, такой есть на вокзале в Витебске.
В нашей кофейне «Инклюзивный бариста» на Романовской Слободе есть лифт-подъемник. Его сделали во время реконструкции здания.
Тактильная плитка и заниженные бордюры: «Важно проектировать не одиночные элементы, а систему»
– Вот пример хорошего проектирования уличной среды: тактильная плитка и заниженный бордюр. Еще здесь есть заужения для успокоения движения и для того, чтобы люди не парковались прямо возле пешеходного перехода.
Самое большое преступление – когда люди паркуются возле занижения на бордюре. Колясочник в таком случае проехать не сможет. В итоге доступ к пешеходному переходу у него закрыт.
Здесь все сделано по урбанистическим канонам.
Часто у нас принимают «заплаточные» решения. Например, кладут тактильную плитку, которая предупреждает нас о том, что нужно быть внимательнее только на одном небольшом участке. То есть получается одиночный элемент, а системы нет. Но важно, чтобы безбарьерная среда была непрерывной, более-менее целостной или хотя бы логически завершенной.
Ниже – хороший пример использования плитки: сначала идет предупреждающая, а потом – направляющая.
Общественный транспорт: «Бывает больше ограничений не в физических барьерах, а в коммуникационных»
Знакомые колясочники говорят, что у нас можно ездить на метро и другом общественном транспорте. Но не всегда получается делать это самостоятельно.
У нас есть станции метро, которые оборудованы лифтами или подъемниками. Есть те, где нужно вызывать персонал, чтобы помогли спуститься. Некоторым колясочникам это доставляет дискомфорт. Им не хочется, чтобы их носили другие люди. Но то, что такая возможность есть, уже хорошо.
Вообще бывает больше ограничений не в физических барьерах, а в коммуникационных. Если человек чувствует себя расслабленно и уверенно, то, даже встречая какой-то бордюр или другую преграду, может попросить о помощи. Окружающие в основном реагируют хорошо и охотно помогают.
Чей опыт можно перенять Минску?
– Мне нравится немецкий подход к деталям при проектировании дорожных покрытий, – признается Татьяна. – В Берлине, например, используется очень много брусчатки, которая осложняет передвижение на кресле-коляске, да и пешком тоже. Для комфортного передвижения центральная часть тротуара выполняется из гладкой тротуарной плитки. По краям тротуара размещаются полосы из брусчатки, выполняющие одновременно функцию тактильной направляющей для слепых, водоотведения и упрощения доступа к подземным коммуникациям.
Тактильную плитку желтого цвета (как у нас) фактически не используют. Специальные направляющие указатели для слепых на тротуарах используются, только когда необходимо обеспечить высокую степень безопасности незрячих или обозначить им движение в определенном направлении.
Такой деликатный подход связан не только со строгим городским дизайном. В Германии придерживаются концепции, что излишняя концентрация слепого на направляющей тактильной линии может привести к тому, что, двигаясь по тактильной направляющей, незрячий человек будет обращать все меньше внимания на обстановку – и при прерывании линии у него наступит дезориентация.
В западноевропейских городах распространена практика размещения тактильных уличных макетов культурных объектов, при помощи которых незрячие люди могут ознакомиться с достопримечательностями. Их обычно располагают на туристических маршрутах.
Информация со шрифтом Брайля на поручнях – довольно распространенный и очень хороший прием. Например, внутри здания на поручнях можно указать выпуклыми цифрами не только номера этажей, но и то, что размещено на этаже: кафе, касса, гардероб, выход и так далее. Это очень облегчает навигацию для незрячих.
В Минске постепенно формируется культура инклюзивной среды. Центр города становится более открытым для всех. Нужно продолжать работать над тем, чтобы весь город двигался в этом же направлении. Важно понимать, что инклюзивность делает жизнь намного комфортнее для всех горожан.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: предоставлено А1, Виктория Мехович для CityDog.by.
ООО «АРС КОММЮНИКЕЙШНЗ», УНП 190919521
Ужасно интересно! Спасибо за отличный материал.