Хоть и говорят, что в СССР секса не было, скульптуры обнаженных девушек и юношей в те времена устанавливали запросто, да еще и огромных размеров. А сейчас что же – поскромнели?
Александр Лычавко отыскал, пожалуй, все металлические городские скульптуры в Минске, на которых изображены обнаженные люди и персонажи. Самой старой уже перевалило за сто сорок лет, самой молодой – всего три года.
Летом 2011-го, накануне «Дажынак», в Молодечно разгорелся скандал: мол, скульптура Владимира Жбанова «Золотой трилистник» (парень и девушка среди папоротников на празднике Купалье) излишне эротична и развращает молодежь. Гневные граждане даже подписи против установки собирали. Изваяние все же установили, хотя автору пришлось «приодеть» парочку водорослями. С чего же «уважаемые жители города, художники, врачи, психологи, священники, люди среднего возраста и молодежь» ополчились на скульптуру? Ведь даже в строгие советские времена обнаженные формы спокойно воздвигали на улицах и площадях. Мы изучили металлическое наследие даровитых художников.
СТАРЫЕ И НАГИЕ
ДЕМЕТРА С ПЛУТОСОМ И ПЕРСЕФОНОЙ
пр-т Независимости, 15, верхняя часть фасада
Павел Лук, Алесь Дранец, июнь 2004 г.
В 1915 году на средства Минского земледельческого товарищества взаимного страхования построили здание для этого заведения по проекту архитектора Гая. Украшала его скульптура Деметры (богини плодородия) с детьми. Во время послевоенного ремонта здания скульптуру упрятали под крышу, где она и провела еще полвека. А в нашем тысячелетии во время реставрации изваяние обнаружили. Оно было в плачевном состоянии, и скульпторы решили воссоздать его из силумина. И вот дети Деметры – Плутос и Персефона – предстают в обнаженном виде. Символично: до войны в здании размещалось НКВД, а Персефона – богиня царства мертвых.
«ВЯНОК»
парк им. Янки Купалы
Анатолий Аникейчик, Лев Гумилевский, Андрей Заспицкий, 1972 г.
Одна из самых известных скульптурных «обнаженок» в городе. Первоначально, кстати, девушки были намного более упитанные и дородные, но после различных худсоветов и согласований пришлось срезать лишние килограммы – пока девушки не обрели теперешний приятный вид. Вот тогда их и усадили в фонтан пускать венки. А современные шутники нередко красят им красной краской губы и ногти.
«ЮНОСТЬ»
Партизанский пр-т, 81
Вадим Ларченко, 1973 г.
Увидеть и сфотографировать эту скульптуру непросто: она хоть и находится под открытым небом, но за закрытыми дверьми – во внутреннем дворике гостиницы «Турист», куда не так-то легко и попасть. Почему голый парень с огромными конечностями сидит на краю бассейна и отчего хлопает в ладоши – загадка юности.
«ФИЗКУЛЬТУРА»
Куйбышева, 57, ФК «Горизонт»
Про эту скульптуру подробностей мы сообщить не можем. Даже название – и то условное. Есть сведения, что автор группы – Юрий Любимов, и прикреплены эти пять фигур к фасаду спорткомплекса еще в 1973 году. Сейчас они скрыты от горожан строительным забором и обильно разросшимися кустами, но все же видно, что парочка девушек как будто совсем без одежды, а парень немного прикрыт полотенцем.
«ЮНОСТЬ» («ЖИЗНЬ»)
ул. Свердлова, 4
Анатолий Аникейчик, 1978 г.
Автор скульптурного фонтана «Вянок» изобразил еще одну обнаженную парочку в скверике за Красным костелом и тоже усадил их в фонтан. Изначально вода из блюда парня лилась в блюдо девушки, символизируя бесконечность любви и жизни на земле.
«ИГРАЮЩИЕ ДЕТИ»
ул. Веры Хоружей, 16
Николай Кондратьев, 1981 г.
Эта забавная композиция из кованой меди показывает нам шестерых играющих детишек. В народе скульптура получила название «Девочка, отбирающая трусы у мальчика»: тряпка, которая соединяет руки мальчика и девочки, действительно напоминает деталь туалета, тем более что мальчик-то абсолютно голый. На старых фото заметно, что изначально этой тряпки не было, а мальчик тянется к девочке за мячиком. Но, возможно, без этого связующего элемента мальчик то и дело норовил грохнуться навзничь. Еще одна сидящая девочка тоже голая, но прикрыта полотенцем. Кто-то размалевал детишкам глаза и губы белой краской, отчего они в сумерках напоминают зомби.
ИКАР
ул. Интернациональная, 20
Евгений Колчев, начало 1980-х
Голый и крылатый Икар установлен в постоянно темном фойе кинотеатра «Победа» – почему именно здесь, сказать сложно. Говорят, что это дипломная работа скульптора.
«ГОЛЫЙ МАЛЬЧИК»
пр-т Независимости, 44а
Скульптура, про которую абсолютно ничего не известно: ни названия, ни авторства, ни времени установки. Один из источников утверждает, что изваяние выполнено в 1980-х группой скульпторов под руководством Александра Финского и с тех пор стоит на лужайке перед костелом святого Роха на Золотой Горке.
АФРОДИТА
ул. Воронянского, 50/1
Еще одна скульптура с тайной – название мы придумали сами, а в авторы люди от искусства прочат того же А. Финского. Из-за строительства третьей линии метро скульптура куда-то подевалась. Может, отправили на реставрацию, потому что хулиганы постоянно разрисовывали ее красками и писали непристойности прямо на теле.
СТАРЫЕ И ПРИКРЫТЫЕ
Некоторые скульптуры были нагими не полностью: авторы прикрывали интимные места то фиговым листочком, то тряпицей. Перечислим их вкратце.
«МАЛЬЧИК С ЛЕБЕДЕМ»
Александровский сквер, 1874 г.
Долгое время считалось, что автор скульптуры – Джованни Лоренцо Бернини, но со временем выяснилось, что настоящий автор оригинала – Теодор Эрдманн Калиде. Стыд мальчика прикрыт листком. В отличие от всех остальных скульптур нашего обзора, эта выполнена не из металла.
ОРФЕЙ
ул. Грибоедова, 22, музучилище им. М. Глинки
Валентин Занкович, 1979 г.
Бедра музыканта прикрыты лентой. В том же году скульптура с таким же названием – «Орфей» (автор Борис Марков) – появилась в сквере по улице Железнодорожной, который сейчас носит имя полководца Жукова. От этой скульптуры осталась лишь крохотная фотография в справочнике, по которой сложно понять, был юноша наг целиком или же частично.
МЕРКУРИЙ
Ул. Орловская, 71, стоянка БелЭКСПО
Юрий Любимов, 1988 г.
Скульптура-флюгер отличалась витражами и жезлом кадуцей с серпом и молотом, но осенью 2012-го ее демонтировали, и теперь на месте колонны – флагшток на площади Государственного флага.
НОВЫЕ И ГОЛЫЕ
В современной Беларуси обнаженные скульптуры тоже устанавливают, правда, советская гигантомания закончилась: нынешние голенькие изваяния, как правило, небольших размеров.
«ПЛАЧУЩИЙ АНГЕЛ»
река Свислочь, остров Мужества и Печали
коллектив авторов под руководством Юрия Павлова, 3 августа 1996 г.
Столичные молодожены завели идиотскую «традицию» натирать ангелу до блеска причинное место. Уважаемые! Он стоит тут не для того, чтобы у вас дети завелись.
«КУПИДОНЫ»
сквер Старостинская Слобода
Леонид Яшенко, декабрь 2003 г.
Этот сквер, частенько называемый Пушкинским, – одно из популярных мест отдыха горожан. Купидоны глядят с высоты ротонды на дорожки: в кого бы это выстрелить? Автору позировал годовалый сын Никита.
«ДРЕВО ЖИЗНИ»
бульвар Тракторостроителей, 5
Камиль Камал, апрель 2004 г.
Подарок азербайджанского народа минчанам пронизан религиозной тематикой. Например, 33 птички указывают на возраст Христа. Правда, за десять лет число птичек поуменьшилось. А на самой вершине композиции сидит голый ребенок.
«КУПАЛЬЩИЦА» («АФРОДИТА»)
Центральный Ботанический сад
Вадим Мацкевич, апрель 2010 г.
Во время реконструкции озерного комплекса Ботанического сада три античные скульптуры появились на острове, а на берегу другой скульптор усадил прелестную даму. Автор говорит, что это просто купальщица, хотя кое-кто может усмотреть в ней и Афродиту, выходящую из пены.
«МУЗА»
пр-т Независимости, 81
Алена Липинская, 2010 г.
Выпускница Академии искусств стала одной из немногих, чью дипломную работу увековечили в силумине во дворике учебного заведения. Через год после установки некий голодный вандал отломал половинку яблока, которое лежало тут же, на лавочке. Вот Муза и сидит грустная. Но девушке нет-нет то платок накинут, то галстук.
МОЛОДЫЕ И СКРОМНЫЕ
Часть скульпторов нашего времени наготу своих работ прикрыли: «Олимп» (ул. Притыцкого, 60/2, Валентин Занкович, 1995 г.), «Укрощение огня» (ул. Серова, 22, Игорь Голубев, 2000 г.) и скульптура под условным названием «Мальчик с рыбой» (во дворике итальянского посольства по ул. Освобождения, 9а) от неизвестного нам автора.
ГОЛЫЕ И БЕСПОЛЫЕ
По крайней мере две современные скульптуры изображают вроде как обнаженных мужчин, но начисто лишенных половых признаков. Зато часть из них рукокрылая.
«ТРИУМФ»
пр-т Победителей, 111, «Минск-Арена»
Сергей Бондаренко, ноябрь 2009 г.
«СХВАТКА»
пр-т Независимости, 146, спортивный центр БНТУ
Виктор Заведеев, июнь 2012 г.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.