Люди, истории
CityDog.io
8

Правда ли, что на фонарных столбах вдоль проспекта Независимости – узор со слуцкого пояса?

Правда ли, что на фонарных столбах вдоль проспекта Независимости – узор со слуцкого пояса?
Продолжаем рубрику, в которой опытным путем разрушаем легенды Минска. Три недели искали узор, нанесенный на цоколь столба фонарей, которые вот уже больше полувека освещают главный проспект Минска.

Продолжаем рубрику, в которой опытным путем разрушаем легенды Минска. Три недели искали узор, нанесенный на цоколь столба фонарей, которые вот уже больше полувека освещают главный проспект Минска.

Суть легенды

22 апреля краевед Вадим Зеленков опубликовал в своем аккаунте в Facebook интересный факт: узор на опорах фонарей вдоль главного проспекта Минска создан по мотивам слуцких поясов. В роли дизайнера выступил Николай Прокофьевич Михолап, первый директор Государственной картинной галереи в Минске (1939–1941), в послевоенные годы стоявший во главе художественной промышленности БССР.

Мы решили разобраться, а если повезет, и найти чертежи рисунков Михолапа.

Проверяем столбы

Для начала мы отправили фотографа на разведку, ведь, когда едешь в 100-м автобусе, не смотришь на фонари – думаешь лишь о том, как бы тебя не придавили.

Оказалось, что так и есть: красивый узор четко вырисовывается на цоколе.

Правда, некоторые фонарные столбы уж совсем поизносились, а от обилия краски, которой их покрывают чуть ли не каждый год, узор и вовсе не заметен.

Ищем информацию

Пока фотограф выискивал узоры, мы стали обзванивать тех, кто мог бы подсказать какую-либо информацию. Сначала обратились к хранительнице слуцких поясов, ведущему научному сотруднику Национального исторического музея Республики Беларусь Елене Казанцевой. По телефону она нам сообщила, что о такой догадке знает, но подтвердить документально не может.

– Слуцкий пояс всегда был символом и гордостью Беларуси. Поэтому не удивительно, что мотивы узоров могли использовать в качестве декора города: фонарей, ворот и других архитектурных сооружений. Но найти тот самый пояс, который являлся прототипом рисунка, у вас вряд ли получится: скорее, узор на фонаре – это компиляция нескольких рисунков.

Елена Петровна предложила нам изучить узоры слуцких поясов в каталоге, а за документами обратиться в Архив научно-технической документации.

Мы поискали в каталоге и нашли несколько вариантов, которые отдаленно напоминают узор на цоколе фонаря.

Поиск документов продолжается…

По наводке приехали в архив. Вахтер, женщина средних лет, какое-то время пыталась понять, зачем мы приехали. Затем отправила нас на пятый этаж – правда, мы не совсем поняли, к кому.

В несколько кабинетов мы заходили с одной и той же фразой: «Мы ищем документы и чертежи, связанные с нанесением узора на фонарные столбы, расположенные вдоль проспекта Независимости». С N-й попытки открыли нужную дверь. Но на наш запрос сразу ответили: «Фонари относятся к малым архитектурным формам, вряд ли такая незначительная информация будет храниться в нашем отделе». Мы уже успели расстроиться, но сотрудники были очень отзывчивыми и на всякий случай предложили нам пройтись по картотеке.

Нам попадались карточки с информацией о водоснабжении Новинок, фонтанов в разных частях города Минска, но ничего о фонарях. С пожеланием удачи мы ушли ни с чем.

Начали интересоваться у знакомых архитекторов, куда вообще можно обратиться с таким вопросом. И нам посоветовали позвонить в скульптурный комбинат. Но эти поиски тоже никуда не привели. Оказалось, не там искали…

Развенчание мифа

И тут мы решили позвонить в художественный музей, как-никак миф указывал на то, что его первый директор являлся дизайнером этого узора. И после долгих объяснений, зачем мы звоним и что ищем, мужской голос перенаправил нас в научный отдел художественного музея, а именно к Ольге Архиповой, ведущему научному сотруднику отдела современного белорусского искусства.

Через несколько дней мы приехали к Ольге Анатольевне в научный отдел и тут обо всем узнали.

– В 2003 году у нас была выставка и конференция, посвященная первому директору. Соответственно, мы готовили выставку, изучали деятельность Николая Михолапа во всех его проявлениях и издали небольшой буклет.

Во время этой конференции Ольга Анатольевна как раз выступала с докладом на тему послевоенного периода деятельности Н.П. Михолапа.

– Он на протяжении пяти лет работал в Управлении по архитектуре и возглавлял отдел легкой промышленности, тогда еще не было Министерства культуры. Как раз деятельность этого управления была весьма активной, ведь город восстанавливали после войны. В те годы художников было мало, скульпторы, графики и живописцы занимались еще и легкой промышленностью. Они делали эскизы интерьерных объектов (люстр, обоев, ламп) и экстерьерных – например, таких как эти фонари.

Вообще, в советское время существовало 192 типовых альбома, и в них содержались абсолютно все предметы, которые производились в большом количестве для массового потребления. То есть по этим типовым альбомам на производстве изготавливали один вариант лампы и продавали по всему СССР. Кстати, среди всех ламп, содержавшихся в каталоге, массово использовали чертежи, сделанные Н. Михолапом.

Фонари, которые сейчас освещают проспект Независимости, из этих же типовых альбомов, такие устанавливались по всему Союзу. Единственное, когда Николай Михолап приехал в Минск, то решил их разнообразить и добавил узор. Поэтому минские фонарные столбы отличаются от тех, которые были установлены в других городах.

Эту информацию Ольга Анатольевна нашла в сообщении Ирины Елатомцевой «Малые формы в архитектуре центра Минска». Елатомцева работала вместе с первым директором Государственной картинной галереи долгие годы.

– Она в какой-то степени даже считала себя ученицей Николая Прокофьевича, – рассказывает Ольга Анатольевна. – И в своем сообщении Академии наук писала, что по его эскизам был выполнен узор, который и нанесли на цоколь фонарного столба. Отсылку на конкретный слуцкий пояс она не дает, так как рисунок был придуман Н. Михолапом исключительно по мотивам.

Почему именно мотивы слуцких поясов? Дело в том, что в довоенные годы в Государственной картинной галерее была большая коллекция слуцких поясов, которая была утеряна в годы войны. Правда, в Москве сохранились фотографии этих поясов – в 1940 году выставка ездила туда. Слуцкие пояса на долгое время исчезли из Беларуси – возможно, это тоже сыграло свою роль в выборе такого мотива для рисунка.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by.

поделиться
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ

Редакция: editor@citydog.io
Афиша: editor@citydog.io
Реклама: editor@citydog.io

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции.
Подробности здесь.

Нашли ошибку? Ctrl+Enter