Люди, истории
CityDog.io

«Боялась, люди будут смотреть на меня с презрением». Кто и зачем устраивает ролевую игру о жизни бездомных?

«Боялась, люди будут смотреть на меня с презрением». Кто и зачем устраивает ролевую игру о жизни бездомных?
Как в Минске относятся к бездомным? Минчанки организовали ролевую игру, в которой каждый может провести день так же, как и минские бомжи. А заодно посмотреть на город другими глазами.

Как в Минске относятся к бездомным? Минчанки организовали ролевую игру, в которой каждый может провести день так же, как и минские бомжи. А заодно посмотреть на город другими глазами.

Во дворике на Октябрьской собирается разношерстная толпа – ранним субботним утром тут тихо, поэтому десяток девушек и молодых людей, обсуждающих, как вести себя при встрече с милицией, никого не настораживает. Через несколько часов они снова соберутся вместе, принеся в заводской лофт ненужную одежду, ветошь и даже бутылочку с настойкой боярышника – начинается первая в Минске ролевая игра о жизни бездомных на улицах нашего города. Ларп «Мы горожане» – это инициатива трех девушек, предлагающих участникам не просто подумать о социальной проблеме или понаблюдать за ней, а провести день так, как его проживают минские бомжи, – и заодно по-новому посмотреть на город. 

«Ларп (live action role playing) чем-то похож на театр импровизации, в котором нет зрителей, – объясняют Женя, Саша и Надя. – Участники ларпа играют сами для себя: кто-то хочет попасть в ситуацию, которая невозможна в жизни, кто-то – разобраться в себе, а кто-то – повеселиться». В этой двухдневной ролевой игре нет четкой цели и заданного сценария – все собравшиеся в первый день сами придумывают себе персонажей и истории их жизней.

Игра начинается со знакомства – организаторы говорят, что им важно, чтобы игроки чувствовали себя комфортно и безопасно, поэтому начинают с простого: знакомят участников между собой, объясняют правила будущей игры и предлагают несложные упражнения на созданиe доверия. Когда игроки расслабляются, организаторы переходят к воркшопам посложнее: предлагают каждому придумать имя своего персонажа, его характер и историю – и начать работать над костюмом, в котором девушки и молодые люди проведут половину воскресенья. Следующий шаг – «проигрывание» сцен будущего ларпа: вошедшие в роль участники пробуют рассказать друг другу о прошлом своих персонажей, сживаясь с манерами, акцентами или даже физическими особенностями, которые выбрали для себя.

– Это невидимая проблема, – говорит Надя, когда мы спрашиваем, почему девушки выбрали для игры именно тему минских бомжей. – Мы не видим бездомных в городе или решаем их не замечать – получается, что проблемы как бы и нет.

– Когда мы писали этот ларп, думали о том, как можем научиться лучше понимать бездомных: увидеть их и город по-новому, понять свое отношение к ним и отношение общества, – добавляет Саша. – Такой опыт позволяет игрокам самим побыть в роли изгоев и почувствовать, как стеклянными глазами смотрят мимо тебя.

Участники игры выбирают самые разные истории: кто-то придумал себе роль юной девушки, которая «чуть-чуть сбилась с пути» и верит, что «вот-вот найдет счастье» и вернется в семью; были персонажи в возрасте, решившие остаться жить на улице; были и иммигранты.

«Выбор персонажа зависит от фантазии игроков и от того, какой опыт они хотят прочувствовать. Пьющий мужчина за 60? Не вопрос. Сбежавшая из дома девушка? Пожалуйста. Выбирайте кого хотите, а вжиться в придуманный образ мы поможем!» – говорит Женя, пока мы наблюдаем, как одна из участниц пачкает пальто принесенным углем и поливает его боярышником. К концу первого дня все участники представляют себе, кого именно они будут играть, но еще не до конца – что их ждет.

На следующее утро у входа на завод, с которого и начнется ларп, мы встречаем Олю, одну из участниц игры. Она решила подготовиться заранее и по дороге на ларп испортила маникюр – девушка говорит, что ехать в автобусе ей было очень неловко, и она прятала руки. Ситуация осложняется тем, что в этот же день в здании завода проходит большая конференция по SMM. Девушка признается, что ей страшно: «Обычно я люблю носить платья, ходить на каблуках, быть с красивым маникюром и прической – а тут выгляжу как бомж, пока в соседнем зале сидит много знакомых».

Встретить удивленные взгляды друзей многим участникам игры придется еще не раз: сначала по пути к раздевалке, потом – по дороге на игру, уже в «образе». Игра начинается в тот момент, когда все участники парами покидают территорию завода. У каждого из них есть небольшое задание – нужно наблюдать за чем-то в городе, на что обычно не обращаешь особого внимания: например, за детьми или даже просто лужами, разговаривать об этом и обсуждать все именно так, как это сделали бы бездомные. Кто-то при этом собирал пустые бутылки, кто-то – окурки; некоторые из участников пробовали «стрелять» у прохожих сигареты, другие – спрашивали точное время. Несколько самых смелых участниц даже зашли в магазин – волонтер, следивший за ними, позже рассказывал, что в этот момент очень сильно испугался.

Волонтер сопровождал каждую пару игроков для того, чтобы избежать конфликтов с горожанами или даже милицией: он старался держаться вдалеке от участников игры, но в то же время никогда не выпускать их из поля зрения. В критический момент волонтер согласно правилам должен был подойти к участникам или милиционерам и объяснить, что все происходит «понарошку», показать копию паспорта игрока и взять удар на себя. К счастью, ничего подобного за весь ларп так и не произошло: самым большим испытанием для многих участников стал дождь, то стихавший, то усиливавшийся на протяжении почти всех четырех часов, которые заняли прогулки по городу.

Алиса, игравшая во время ларпа 19-летнюю девушку, сбежавшую из дому, рассказывает, что даже обрадовалась плохой погоде – несмотря на то, что прохожих на улице было меньше, не повзаимодействуешь: «После игры я почувствовала, как легко отупеть, когда у тебя нет доступа к базовым вещам вроде тепла, еды и воды. А еще поняла, как это – реальное чувство, что тебе некуда пойти. Не фигуральное одиночество, которое может временами нахлынуть, а реальное – перечеркнувшее для меня обыкновенные “я никому не нужен”-сопли».

– Во время ларпа у меня были разные чувства: чувство жалости, брошенность, порой злость. Потом намокли ноги – да и я сама, – и мне просто хотелось в тепло, по-человечески согреться и переодеться, – рассказывала Оля на послеигровом дебрифинге, обязательном завершающем элементе ларпа. – Больше всего я боялась, что люди будут смотреть на меня с презрением или отвращением, которое я не выдержу. И морально я себя готовила именно к этому. Но мне и в голову не пришло, что бывает кое-что пострашнее. Было в тысячу раз хуже, когда меня не замечали. Процентов 70-80 людей делали вид, что не замечают меня. Я спрашиваю время или закурить, как и положено по роли, а меня... не существует. Один, второй, третий... Не все, конечно, но большинство. Я боялась ненависти, а нужно было – равнодушия.

– Мы хотим сделать видимыми и важными для других людей те темы, которые в какой-то момент стали важны для нас, – объясняют напоследок Женя, Саша и Надя. – Нам нравится быть более открытыми к новому опыту и делать более открытыми других людей: мы хотим, чтобы люди научились смотреть на мир другими глазами.

В Беларуси легко притворяться понимающим и толерантным, ведь люди почти не сталкиваются с «другой» жизнью. В Минске ты почти не встретишь представителей других рас, у нас нет акцентов, мы не видим людей с ограниченными физическими возможностями... Ларпы же помогают сменить точку обзора, посмотреть с новой стороны. Одна из участниц написала нам после игры: «Я теперь стараюсь все время носить с собой лишний кусочек и помогать, даже когда неудобно и весь автобус смотрит». Кажется, всё не зря!

Следующая игра «Мы горожане» пройдет в Минске с 18 по 19 июня. В субботу с 13:00 до 20:00 вы будете готовиться к игре, создавать своих персонажей и их костюмы и ближе знакомиться с другими участниками. В воскресенье с 11:00 до 20:00 любой заранее зарегистрировавшийся участник сможет пожить жизнью бездомного, поделиться впечатлениями и обсудить игру. Заявки ждут вот тут.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

поделиться
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ

Редакция: editor@citydog.io
Афиша: cd.afisha@gmail.com
Реклама: manager@citydog.io

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции.
Подробности здесь.

Нашли ошибку? Ctrl+Enter