В мае минским уличным музыкантам предоставят 12 официальных площадок для выступлений в подземных переходах в рамках проекта «Музыкальная карта Минска». Мы решили спросить у профессиональных музыкантов, что они думают об уличной музыке и музыкантах.
АННА
скрипачка
– Я начала заниматься музыкой очень рано. Мама тоже скрипачка – она была моей первой учительницей. В пять лет я уже выступала на сцене. Потом училась в Могилеве, а потом уехала в Питер, где oкончила консерваторию. А сейчас я решила поменять свою жизнь и переехала жить в Европу. Здесь я живу и занимаюсь музыкой.
К уличным музыкантам я отношусь хорошо, особенно если это профессионалы. Конечно, есть разные исполнители, кто-то настоящий мастер своего дела и не важно, где он играет, а кто-то просто пытается подзаработать. Хотя это в любом случае не вызывает у меня негатива.
Я слышала, что даже консерватория устраивает иногда небольшие концерты в переходах. Я, правда, не знаю, с чем это связано – возможно, так они продвигают музыку, а может, просто нет возможности выступлений на сцене для всех студентов. Чем больше ты играешь на публике, чем больше взаимодействуешь со слушателями, тем лучше. Для некоторых музыкантов это большая проблема, и любые выступления на публике помогают им развиваться.
Иногда говорят, что профессиональным музыкантам вредно играть на улице, и это действительно так, но только когда на улице холодно – можно испортить руки. Потому что перепад температуры не очень хорошо влияет на способность играть. И иногда это бывает опасно: инструмент могут украсть, а у всех они разные – у кого-то очень дорогие. Еще важно, в какую пору года ты выступаешь на улице. У меня вот, например, деревянная скрипка, и мне ее жалко – от сырой погоды она может испортиться.
Но мне все равно кажется, что уличные музыканты привносят что-то хорошее. Даже если ты занят своими делами, куда-то бежишь и слышишь знакомую мелодию, на какую-то минутку ты все равно останавливаешься, отвлекаешься, вспоминаешь что-то хорошее.
Для молодых развивающихся музыкантов уличные выступления вообще спасение – они мало где могут получить такой отклик, как от людей на улице. Для них это какой-то толчок вперед, какая-то площадка для исполнения.
Говорят, что в Европе для уличных музыкантов больше пространства и уличная музыка больше развита, но это не всегда так. Например, в Германии нужно получить лицензию на место для игры, там за этим строго следят. Просто так ты не придешь в переход и не начнешь там играть.
Когда я была маленькая, то сама часто ездила в Европу с разными музыкантами, которые сейчас очень знамениты, – у нас были маленькие площадки прямо на улице. Мы играли только в хорошую погоду, и это было очень здорово. Ты получаешь большой заряд эмоций от проходящих людей, все останавливаются, слушают, аплодируют. В более взрослом возрасте мне уже не приходилось играть на улице, я выступаю только с оркестрами или сольно в залах. Но это был очень полезный опыт.
ЮРИЙ
контрабас, бас-гитара
– Музыкой я занимаюсь с шести лет. Родители отдали меня на фортепиано, но у меня были недопонимания с преподавателем, и я начал заниматься фортепиано на дому. Потом как-то в одночасье все забросил, но начал увлекаться рок-музыкой – отец предложил мне опять поступить в музыкальную школу, но уже по классу гитары. Я пришел, сдал экзамены, а меня взяли на контрабас. Но преподаватель у меня был интересный – он сам гитарист, бас-гитарист и контрабасист, поэтому обучал меня игре на этих трех инструментах. После музыкальной школы я поступил в колледж и начал играть в разных группах. А потом поступил в Институт культуры на джазовое отделение по классу бас-гитары – и вот до сих пор занимаюсь музыкой, играю сольно и в разных группах.
Мне кажется, что наши музыканты еще далеки от уличной музыки. В Европе на улице играют музыканты высокого уровня, которые показывают свое мастерство, а у нас такое нечасто встречается. Хотя иногда я слышу в переходах действительно профессиональных музыкантов. Но в основном в переходах у нас играют на гитаре плохо поющие подростки – и еще хотят, чтобы за это им платили. Людям, наверное, не хватает внимания, и они хотят кому-то что-то показать. Но этим сейчас можно заниматься в интернете.
Если бы все уличные музыканты у нас были хорошие, то я был бы очень рад и с удовольствием слушал бы их. Почему бы нет, если ты идешь по улице в жаркую погоду и какие-нибудь музыканты играют регги, а рядом кто-то играет скейт-панк, а кто-нибудь еще – альтернативную музыку? По-моему, это весело. Вообще, не важен стиль, если музыка качественная. На площади Победы часто играют ребята из консерватории, их приятно послушать. Или летом в Верхнем городе тоже играют хорошие музыканты.
Насчет того, что профессиональным музыкантам нельзя играть в переходах, – по-моему, это глупости. Да, может быть проблематично после акустического звучания в переходе привыкнуть к звуку в каком-нибудь другом месте. Но в какой зал ни приходишь, тебе все равно надо привыкнуть к звуку, он везде разный. Для этого и существуют саундчеки, чтобы музыкант привык к новому звучанию. Но чтобы музыкант поиграл недельку в переходе, а потом пришел в филармонию и у него нарушился слух – такого не бывает.
Единственное, если ты зимой играешь в переходе, это влияет на сухожилия. Не знаю, как это возможно, но говорят, что можно потянуть или повредить сухожилия, и потом сложнее будет играть.
С инструментом тоже вряд ли что-то произойдет. Разве что это новый инструмент, то может «повести» гриф у гитары, а скрипка может рассохнуться. А если старый, то он уже «севший» как положено, и только от резких перепадов температуры может что-то произойти.
ФИЛИПП
фаготист
– Мой отец музыкант, так что с музыкой связана вся моя жизнь, с самого детства. Родители отдали меня в музыкальный лицей при консерватории. Сначала я четыре года был хоровиком, потом год играл на трубе, а с шестого класса перешел на фагот – с тех пор это мой основной инструмент. После колледжа я отучился в минской консерватории, а затем поступил в Кельн, где учусь и сейчас. У меня более педагогическая направленность – кроме учебы я здесь в музыкальной школе преподаю фагот. У нас в Беларуси играть на фаготе обучают только с одиннадцати-двенадцати лет, потому что фагот сам по себе довольно большой, а в Германии дети с пяти-шести лет обучаются на фаготино – это как фагот, только в два раза меньше. В Германии вообще лучше ситуация для музыкантов – тут много музыкальных школ, родители отдают детей в музыку с раннего возраста, все интересуются музыкой, во всех церквях есть маленькие оркестры и постоянно проходят какие-то концерты.
В Германии много уличных музыкантов – это очень здорово. Ты идешь по пешеходной улице, на которой играет несколько ансамблей или соло-исполнителей, и это создает особую позитивную атмосферу. Здесь каждый день появляются какие-то новые исполнители. Нам в Беларуси этого очень не хватает – и в первую очередь нам не хватает пешеходной улицы. Я видел у нас тоже много талантливых ребят в переходах, но им не хватает места, каких-то специальных площадок.
В Европе в некоторых больших городах можно играть без лицензии, но вообще, насколько я знаю, ее довольно легко получить – нужно заплатить какой-то небольшой взнос, и тебе просто дают разрешение. Еще здесь, в Германии, запрещено играть музыку с усилителями, только живой звук, чтобы не мешать жителям.
У меня есть друг, который периодически играет здесь на улицах: в хороший день он за полчаса зарабатывал тридцать евро. То есть если простоять целый день, то можно заработать нормальные деньги. В Беларуси тоже, мне кажется, если постараться и придумать что-то уникальное, можно этим и на жизнь зарабатывать.
Конечно, есть факт того, что для некоторых инструментов игра на улице – не самый лучший вариант. С деревянными духовыми инструментами нельзя вот так просто выйти и играть на улицах: дерево может треснуть, и инструмент может испортиться. Проще всего людям, которые играют на медных духовых инструментах, – они постоянно играют на улицах, и никаких проблем нет.
АЛЕКСАНДРА
скрипачка
– Я родилась в творческой семье, моя мама скрипачка, отец работает в театре, поэтому с самого детства я была погружена в атмосферу классической музыки и сама захотела пойти в музыкальную школу. Родители не настаивали.
К уличным музыкантам у меня неоднозначное отношение. Я знаю ребят, которые устраивают великолепные шоу. Они дарят прохожим хорошее настроение, вокруг них собирается толпа людей, которые могут послушать академическую или джазовую музыку в качественном и, главное, профессиональном исполнении, при этом совершенно бесплатно – здесь уже решать зрителю, сколько денег кидать в футляр и кидать ли вообще. Я сама, являясь профессиональным музыкантом с консерваторским образованием, никогда не прохожу мимо уличных музыкантов, которые делают свое дело на высоком уровне, и всегда поддерживаю их материально – не из солидарности, а потому что отношусь к их исполнению как к походу на концерт, а за билеты на концерты нужно платить.
С другой стороны, бывают уличные музыканты, которые не вызывают никаких чувств, кроме жалости. Как правило, они прячутся по переходам с расстроенными гитарами, в грязной одежде, и, проходя мимо них, я понимаю, что все заработанные деньги они спустят на выпивку. Такие музыканты ничем не отличаются от обычных попрошаек. И я прохожу мимо, да еще и музыку в наушниках делаю погромче.
У меня был опыт игры на улице, но я подходила к таким «выступлениям» не менее ответственно, чем к более традиционным концертам. У нас с коллегой есть дуэт, две скрипки. Играем под «минус». Репертуар – от Вивальди до Пьяццоллы. Прежде чем играть на улице, мы репетировали, потому что не можем позволить себе «халтурить». Те, кто думают, что игра на улице, – это легкие деньги, глубоко заблуждаются. Это тяжелый физический труд, да и морально устаешь не меньше – ты артист, люди останавливаются, слушают тебя, тебе нужно быть в приподнятом настроении и заряжать им своих слушателей. Я играла на улице в начале студенчества, потому что сложно было устроиться на работу в силу возраста и большой загруженности на учебе. Но сейчас я уже не занимаюсь подобными вещами, так как имею постоянную работу по специальности, ради которой я почти двадцать лет ежедневно занималась на скрипке, и я довольна своей работой.
Профессиональным музыкантам можно играть в переходе, но, если это является твоим единственным видом работы – это печально. Разве ради этого человек кладет всю свою жизнь на ежедневные многочасовые занятия на своем инструменте, получает высшее образование? Плюс от постоянной игры в переходе страдает все твое профессиональное существо – от гула и шума засоряется твой слух, на погодные условия чутко реагирует инструмент и, как я уже говорила, физически это совсем не просто – попробуйте постоять часов шесть, да еще и играя на скрипке, пританцовывая и улыбаясь прохожим. Возможно, такой заработок идеален для студентов, но нельзя довольствоваться таким образом жизни. Каждый уважающий себя музыкант хочет построить сольную карьеру или сесть в оркестр (академический, джазовый, при театре, эстрадный – не важно).
Обретая такую работу, ты понимаешь, что все твои усилия не напрасны. Ты получаешь возможность играть прекрасную музыку в замечательных концертных залах, работать в большом коллективе, где все становятся твоей второй семьей, ездить с гастролями по всему миру, знакомиться с блестящими исполнителями и дирижерами, участвовать в куче интересных проектов. Ты развиваешься с каждым днем, чувствуешь вдохновение и желание совершенствоваться в своем деле, потому что область музыки неисчерпаема.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: архив героев, unsplash.org.