Мы поговорили с тремя минчанами, которые делали электронные проекты о городе: как звучит Минск и с какой музыкой он сочетается?
Недавно вышел трек о Минске, которым Nick Cherny решил поздравить CityDog.by с третьим днем рождения. С гордостью демонстрируем такой приятный подарок, а еще рассказываем о музыкальных проектах и их создателях, которые тоже пользуются звуками города в своей работе.
NICK CHERNY
композитор, в прошлом участник проекта Shuma
– В треке очень сложно выделить какие-то минские звуки – они сильно видоизменены или нарезаны на слишком короткие кусочки?
– Не то чтобы там прямо можно было узнать какие-то звуки города, просто у Минска есть пульсация, я ее услышал на улице Октябрьской. Там, где заводы: наверное, это не звук работающих станков, а оборудование, которое перегоняет бутылки. Как-то оно звенит с определенным ритмом. Понятно, что нельзя уловить конкретную музыку, это скорее звуки города, которые у тебя в голове вызывают какую-то музыку.
Вот я уловил пульсацию, записал улицу. Постарался воссоздать свои ощущения и вставил определенные звуки, которые записывал: звук улицы, разговоры в кафе. В самой ударке использовал звуки заводов, подкладывал их под основной сольный барабан. За счет этого он получился «жирнее».
– Какой Минск для тебя?
– Минск довольно монотонный – это не какие-то маленькие субкультуры, которые во дворах пытаются сделать город европейским и приятным, а в целом – четкая, размеренная, упорядоченная жизнь, которая идет годами. Люди ездят на работу, а по выходным – на дачу. Такая микросхема. И музыка города обязательно электронная, меланхоличная.
– Посоветуешь другие городские музыкальные проекты?
– Вообще, многие занимаются звуками городов, но часто это превращается в избитую электронику, где просто шум города, сверху играет пианинко и какая-нибудь ударка. Из хорошего: есть такой проект, видеоинсталляции Transforma,– они записывают разные городские звуки. Apparat делает музыку, а другие участники – сумасшедшую инсталляцию. Они сейчас едут в тур, будут в Москве, Киеве, Варшаве. Это не совсем о городах, скорее о смешивании звуков и образов, которые вокруг нас. Еще есть проект Matmos, они написали песню «Брачные игры котов» – коты мяукали, их записали, нарезали и сделали мотив. Сумасшедшее звучание!
– Какое еще место в городе может стать таким же прекрасно движовым, как улица Октябрьская? Где бы ты хотел вторую Октябрьскую?
– Заводов у нас много, хорошо бы, чтобы они одолжили своих очень занятых площадей ради такого дела. И у парка Челюскинцев могло бы появиться что-то похожее, есть отличный завод недалеко от Романовской Слободы на Немиге. Мне бы хотелось, чтоб более движовым (но не с клубами, а с кафешками) стал старый город. Тот, что сейчас сделали частично зеркальным. Я думаю, там надо, кроме турецкого, сделать что-то и для альтернативной молодежи. Вообще, хочется, чтобы повсюду была фиеста, чтобы у деятелей культуры было много работы. И праздник на каждой улице.
АНТОН СОРОКИН
художник, один из создателей проекта «Біт Менску»
– «Біт Менску» – это довольно жестокое аудио. Минск – он такой, жестокий? Или какой вообще?
– В проекте три части, у каждой свои цели и соответственное настроение. Как у каждого – своя оптика, свой Минск, свое восприятие города и происходящих в нем событий. Кто-то слушает только часть с «Победой», потому что она более удобоваримая. Но в целом меня радует тот факт, что больше всего прослушиваний на данный момент у самой «тяжелослушабельной» части про площадь – она самая важная для нас.
Изначально хотели делать своего рода коллектор, который бы постоянно расширялся, это должно было вылиться в интерактивную карту, где нашлось бы место и лифту педа, и зданию КГБ. Но поняли, что так можем никогда не закончить: решили оставить те точки, которые были наиболее значимыми, волнующими, болезненными для нас. Тема коллективной памяти и городского пространства по-прежнему актуальна, как для меня, так и для Леши (прим.ред.: Алексей Наумчик - фотограф, который работал над визуальной частью проекта). Возможно, когда-то мы еще вернемся к этому проекту в несколько другом формате.
– Какие звуки можно услышать только в Минске и ни в каком другом городе? Чем Минск особенный?
– Каждый звук – особенный, потому что он помещен в какой-то контекст. Поэтому то, как мы слышим город, опять-таки зависит от нашей оптики. Тут скорее интересно то, что в переходе на «Купалаўскай» можно услышать не шум топающих ног, а собственный страх, и страх коллективного тела, и голос судьи, который зачитывает приговор Коновалову и Ковалеву, и много чего еще. Соответственно, шум топающих ног в переходе в метро Минска – совершенно особенный. И так далее.
– Какая музыка сочетается с Минском?
– Опять-таки вопрос не совсем о музыке как таковой. Например, то, что играло из палатки «Азарэнне», отлично сочеталось с тем, что происходило вокруг нее во время Дня города. Это был лучший из возможных саундтреков. Я не иронизирую. Так же и со всем остальным.
– Посоветуешь какие-нибудь музыкальные проекты о других городах?
– В первую очередь, aporee.org – это не проект о каком-то городе, а филд-рекординг, карта мира в целом. Отдельно для фанатов Лондона – soundsurvey.org.uk. Если говорить именно о художественных проектах, то из последнего, что мне запомнилось, – кампания, посвященная годовщине падения Берлинской стены.
ДМИТРИЙ ЛАДЗЕС (Aortha)
экспериментальный музыкант, основатель лейбла HAZE Netlabel
– Судя по вашему альбому, Минск довольно мрачный…
– По поводу мрачности альбома, тут сказалась стилистика лейбла – в основном мы издаем экспериментальную и «шумную» музыку, нойз. Мне кажется, Минск разный – это можно проиллюстрировать общением с дизайнером обложки: на каждый город есть свой цвет – в квадрате в правом нижнем угле. Он меня уверял, что Минск такой легкий, голубой, воздушный. А я говорил, что серый, приземленно-мрачноватый. Долго спорили и в итоге пришли к среднему цвету. Для кого-то Минск – это Троицкое предместье, для кого-то – промзона. Минск разный.
– Участники сами выбирали места для аудио? Есть какая-то география альбома?
– Мы сделали около 10 записей города в разных точках – на Немиге, возле «Макдональдса», на проспекте, во дворике. И предоставили записи участникам – каждый выбирал тот звук, который ему понравился. В минской сборке все участники – белорусы: Viktar Siamashka, Evgeni Rogozin, JazzDeGround, ZM99, Generation Skweee, Buben, Knyaz Myshkin, Epicheskie Babushkiny Griby, Aortha, Roomdark, Esli Sejchas, Wёska Project, Arciom Kavaleŭski, Spit it Out.
– Какие звуки можно услышать только в Минске и ни в каком другом городе? Чем Минск особенный?
– Минск в звуковом плане с каждым годом все больше и больше стирается, становится обычным европейским городом. Раньше Минск выделялся цоканьем каблуков, потому что было очень много девушек, которые ходят днем на каблуках, что было особенно заметно в таких гулких местах, как подземный переход. Сейчас эти звуки встречаются редко, уже не так бросаются в уши. Звук города становится среднестатистическим.
– Какие можете порекомендовать проекты о других городах?
– Есть очень классные проекты, где звукоинженеры делают карты своих городов: звуки интегрируются на Google maps или Street maps, ты кликаешь на какой-то дворик или улицу и слышишь звук этого дворика, улицы или парка. Есть несколько американских городов, Амстердам… Можно просто загуглить «sound maps» и найти много интересного.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: архив героев, thetrentonline.com.