«Перебегала из одного заведения на Зыбицкой в другой». Это – главная тусовщица Минска, и вы наверняка ее видели

«Перебегала из одного заведения на Зыбицкой в другой». Это – главная тусовщица Минска, и вы наверняка ее...
Вместе с МТС мы делаем рубрику «Натхняльнікі» об активных минчанах «золотого возраста». И нашу сегодняшнюю героиню видел каждый, кто хоть раз бывал на минских мероприятиях. Каждый день выбирается на выставки, спектакли, творческие встречи, презентации и, конечно, танцы – куда без них, когда всю жизнь проработала хореографом.

Вместе с МТС мы делаем рубрику «Натхняльнікі» об активных минчанах «золотого возраста». И нашу сегодняшнюю героиню видел каждый, кто хоть раз бывал на минских мероприятиях. Каждый день выбирается на выставки, спектакли, творческие встречи, презентации и, конечно, танцы – куда без них, когда всю жизнь проработала хореографом.

Как ходить на культурные тусовки каждый день, если ты давно на пенсии: «Перебегала из одного заведения на Зыбицкой в другой»

Мы встречаемся со спадарыней Аленой в Национальном музее, чтобы поговорить о жизни минской тусовщицы. Но перед интервью спадарыня не может не провести нас по своим любимым экспозициям – как профессиональный экскурсовод она рассказывает о работах художников и, кажется, знает тут каждый экспонат.

Перед картинами Шраги Царфина Алена Геннадьевна сокрушается:

– Плохо, что нет подсветки – тут по цветам видно, какие переживания были у художника в тот или иной период жизни. Даже время суток бывает важным. А под светом все эти краски раскрываются по-другому. Давайте я попрошу подсветить? Посмотрите, тут уточка плывет – какая красота, а этого не видно!

Перед экспозицией Язэпа Дроздовича, рассказывает:

– Он даже спроектировал космический корабль – гениально! Это же наш Леонардо Да Винчи!

Тут бы телескоп поставить или повесить вверху макет ракеты, чтобы полностью погрузиться в его мир и на других художников не отвлекаться. Чтобы зритель общался исключительно с Дроздовичем.

А вообще, я всех художников очень люблю.

– Давно тут были в последний раз?

– Да буквально на той неделе. У меня почти каждый день какие-то события – я так сама себя задействую: смотрю, что интересного есть в Минске, куда не пойдет ни наше телевидение, ни радио, выбираю мероприятие и иду.

Либо поддержать творчество человека, либо узнать что-то новое, либо просто пообщаться с людьми.

Езжу на фольклорные встречи, хожу на дударские фесты, посещаю исторические конференции в Академию наук – они сейчас очень прогрессивные, грунтоўные с точки зрения работы с первоисточниками, з гонарам к своему, белорусскому.

Люблю классическое искусство. Но уважаю и современное: классику я знаю хорошо из-за своего образования, но для меня очень важно знать и чем живет Беларусь сегодня.

Вот на днях, например, была в ОК16, где молодежь говорила о современном театре . Было очень холодно, но очень интересно – я чувствовала, что ребята говорят откровенно не только про позитивные моменты, но и про недостатки.

А еще недавно по дороге в музей Богдановича встретила поэтессу, которая пригласила меня на молодежную поэтическую тусовку. Все проходило в клубах на Зыбицкой – я перебегала из одного в другой, потому что и там, и там было очень здорово.

Молодежь, кстати, на меня реагирует отлично: многие знают, что я частый гость в таких местах, так что знакомятся и тут же меня куда-то зовут. После этих молодежных тусовок у меня открывается второе дыхание – я вижу, что в Минске происходит смена творческих поколений!

Она освоила соцсети и даже вела блог на CityDog.by: «Если раньше я всех этих технологий побаивалась, то сейчас мне жутко интересно»

– Где вы все эти мероприятия находите?

– На некоторые мне присылают приглашения как постоянному посетителю, что-то нахожу в фейсбуке сама. Раньше я не умела работать с компьютером и телефоном, так что было сложнее – а теперь столько информации в соцсетях!

Я ведь в технике еще не разбиралась, и когда свой блог у вас на CityDog.by вела. Помните такой?

– Да, кажется, это было в 2012-м.

– Я не умела сама набирать текст, и мне помогала журналистка: я делилась впечатлениями, а она потом писала тексты по-современному. Я и не знала, что вас читает столько людей – мне пришел такой отклик!

А сама я освоила все это, только когда пошла учиться в школу документального кино – мне очень хотелось снимать. Но если ты делаешь фильм, то без компьютера никак. Мне в этом плане, конечно, было тяжеловато, потому что нужно было сразу освоить и нужные программы, и компьютер сам по себе.

Но я счастлива, что так получилось: если раньше всех этих технологий побаивалась, то сейчас во всем разбираюсь и сижу в фейсбуке и инстаграме. А если появляются какие-то новшества, то сразу иду на конференции или курсы – мне это жутко интересно.

На самом деле, спадарыня Алена не только постоянная посетительница, но и помощница организаторов некоторых мероприятий. Вместе со студенческим товариществом собирает фольклор по деревням, открывает архивы и записывает биографии творческих деятелей страны, ездит с песнями филоматов и филаретов по разным городам.

А еще помогает устраивать фестивали, которые делает арт-суполка имени Тадеуша Рейтена. В 2019 году в ОK16 водила экскурсии по инсталляциям «Міфалагемы тысячагоддзя» Алеся Родина и по выставке исторических инсталляций «Каласы пад сярпом» Змитра Юркевича.

– Проект с песнями филоматов и филаретов для меня особенный: я сама из-под Барановичей, и когда читаю про свои реки Мышанку и Щару, про которые с болью писал Ян Чечот из ссылки, я читаю о своей реке – и плачу вместе с автором. Потому что он и другие высланные патриоты мечтали хотя бы на мгновение попасть из ссылки в родную Беларусь.

Кстати, спустя много лет после переезда в Минск я ехала домой в электричке, и ко мне подошел мужчина с вопросом, а не из Барановичей ли я? Когда я ответила положительно, сказал: «А мы вас называли "мисс Мышанка"». Это потому что у меня фигура была хорошая, – смеется Алена Геннадьевна.

Как училась танцам и музыке: «Пока я репетировала, кавалеры ждали на лавочке до часу ночи»

За свою фигуру, как и за свою любовь к искусству, спадарыня благодарна танцам. С пяти лет она занималась ими в родном городе – и народными, и бальными. Училась у лучших на то время преподавателей – Анны Лихман, Анатолия Воробьева, Евгения Пузанова – и ездила с выступлениями в Минск и заграницу.

А параллельно с шести лет ходила в музыкальную школу на фортепиано.

– После школы, когда я поступила в музыкальное училище, для занятий мама нанимала нам домой голландца Иоганна Томаса де Клерка, которого все звали просто «Томасович».

Во время войны он заболел тифом в концлагере – его выходила Люся, девушка из Баранович. Он женился на ней и остался в Беларуси – потрясающий музыкант.

Томасович был другом нашей семьи и часто у нас бывал: помню, как мы играли с ним концерт ре-минор Моцарта на одном фортепиано в четыре руки. Голландец был за целый оркестр!

Мне нужно было заниматься на фортепиано по шесть часов в день, но соседи бы этого не выдержали. Поэтому рано утром я приходила в училище, занимала класс и играла там до девяти – а потом снова дома.

Так старалась, что переиграла руки, и мне посоветовали перевестись на теоретическое отделение.

Я боялась, потому что надо было научиться писать музыкальные диктанты – а этого я не умела. Но на первую зарплату брат купил мне катушечный магнитофон: я стала записывать мелодии и сама себе их диктовать.

А пока тренировалась, мои кавалеры сидели на улице и пели под гитару. Они могли ждать меня и до четырех утра – я выходила к ним ненадолго, и снова шла писать диктанты.

Тогда же моя педагог Людмила Стахно-Черноус посоветовала мне ездить в Минск в ленинскую библиотеку. Я садилась на электричку, приезжала в столицу и с упоением читала в зале искусств на Красноармейской.

А еще ездила на тайные лекции по искусству запрещенного тогда искусствоведа Кирилла Зелянина – каждая из них вызывала восторг, сопереживание и слезы. Ему бы памятник поставить – великий был человек: ученик, художник Сергей Варкин называл его «святым».

Как учила детей искусству: «Меня обижало, когда всех хотели подогнать под одну гребенку»

После училища спадарыня Алена собралась поступать в консерваторию: были и рекомендации, и напутствия педагогов – но не удалось.

И она пошла в минский музпед. Там выучилась на хорового дирижера: «Мой учитель говорил, что, если при дирижировании в твоих взмахах нет чувства и сопереживания – это хлусня, – вспоминает она.

По фортепиано я училась у декана Януша Мацевич, одного из самых интеллигентных, выкшталцоных людей страны. Он не пропускал не одного фальшивого звука. Я мечтаю сделать концерт в память о нем».

А после выпуска устроилась в гимназию – и теперь сама стала учить детей искусству.

– Сначала я была учителем пения и фортепиано. А потом стала работать педагогом ритмики: преподавала танцы, занималась с детьми импровизациями, ставила спектакли, которые ездили по стране и заграницу.

Я и сама многому научилась у своих учеников – это замечательные талантливые ребята: певец дядя Ваня, команда КВН «ЧП». И меня обижало, когда учителя говорили умным детям «уж больно ты много знаешь!»

С таким подходом надо давно распроститься, – когда всех хотят подогнать под одну гребенку. Я работала и с отличниками, и с детьми из сложных семей – и все они были разными и хорошими, просто к каждому нужно было найти ключ.

В гимназиях, лицеях я проработала до пенсии, а параллельно несколько лет была хореографом в колледже искусств Ахремчика, куда меня пригласили. Я и сейчас встречаю в городе своих учеников – художников, музыкантов, скульпторов – и мы всегда рады друг друга видеть.

 

О том, как научилась открывать каждую страну через культуру: «Все шли по магазинам – а я в музей»

– Вы всегда столько внимания уделяли именно нашему искусству?

– С родителями мы много путешествовали. Они некоторое время жили в Украине и в Латвии, поэтому мама приучала нас любить и уважать культуры разных стран. Покупала словари, помогала учить украинский и латышский фольклор.

Мама всегда интересовалась искусством: с самого рождения показывала мне открытки из разных музеев мира и даже приходила ко мне в первый класс читать лекцию о художниках.

Помню, как-то в Риге я маленькой девочкой гуляла по выставке и так познакомилась с художницей, которая привела к себе домой, достала свои картины, вытерла с них пыль и начала рассказывать о своем творчестве – тогда я поняла, какое счастье открывать город и страну через людей и культуру. У родителей были деньги, поэтому я ездила много – и везде придерживалась этого правила.

Помню, в молодости поехала в Венгрию: наша группа пошла по магазинам, а мы вместе с Ириной Левиной, дочерью архитектора Левина, отправилась в Будапештский музей.

Мне нравится видеть самобытную культуру каждой страны, поэтому я так люблю узнавать больше про нашу.

Я воспитывалась в СССР и толком не знала, какая у Беларуси богатая история. Не знала, что у нас был театр на воде, иезуитский коллегиум в Полоцке, а в деревне Лучай, возле Постав, была геодезическая обсерватория, которую в XVIII веке организовала Эльжбета Огинская-Пузыня.

Все это – часть нашей истории. Поэтому мне не нравится, когда Беларусь называют лапотной и думают, что тут все началось только после революции.

Помню, в студенчестве моих друзей из политеха, которые приехали из деревень и говорили на белорусском, обзывали «плугами» и высмеивали.

Нас тогда не учили, что нужно отстаивать свою культуру, свой язык – а сейчас я постоянно говорю на мове. И каждый день включаю радио «Культура» и «Сталіца»: могу с самого утра, могу и до трех ночи – слушаю все, что идет на белорусском.

Я хочу узнавать о нашей культуре больше, ездить по деревенькам и смотреть на наши традиционные обряды, собирать фольклор и показывать это наше богатство.

Нам надо ездить по Беларуси, пока фольклор живой. У нас в этом смысле богатая страна. А богатство надо сохранять всеми силами.

Ведь мы только начинаем понимать свою идентичность и учимся ее ценить. Поэтому я репортажи с самых интересных мероприятий выкладываю в фейсбук: чтобы люди знали про нашу талантливую молодежь, про ученых, чтобы помнили о наших белорусских ценностях.

 

Знаете активных минчан «золотого возраста»? Напишите нам (это очень просто). А мы напишем про них!

 

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Вика Мехович для CityDog.by; личный архив героини.

УП «Проспектпресс», УНП 101520868

поделиться