«Четыре года назад я понял, что электронная версия всегда быстрее, доступнее и комфортнее», – говорит Александр Найденов, главный редактор, ведущий радио «Юнистар». Сегодня мы покажем вам его электронную библиотеку.
Александр Найденов родился в Осиповичах. В детстве он мучился, перечитав всю детскую библиотеку в школе: его никак не хотели пускать во взрослый отдел. Но вскоре страсть к книгам отбил физико-математический класс, «где ко всем гуманитарным дисциплинам относились как к предметам второго или даже третьего сорта». После 11 классов Александр выбрал журфак и снова погрузился в серьезную литературу.
– А в школе и вправду все было так плохо с литературой?
– Да, часто приходил преподаватель и говорил: «Открываем книжки и читаем что-нибудь». Естественно, ни о каком чтении речи тогда не шло. Хотя, на мой взгляд, школьная литература – это уникальная возможность научить людей думать и правильно излагать свои мысли, а не заучивать какие-то отрывки и пересказывать сюжет с двухсотой страницы.
Поэтому, когда я поступал на журфак, для меня было большой трудностью складывать слова в предложения. Но во время учебы среда стала подстегивать, и я начал читать больше белорусской литературы, нежели русской: от Змитера Вишнева и Адама Глобуса до Василя Быкова и Максима Горецкого – все то, что не успел в школе. А сейчас из белорусских авторов читаю Альгерда Бахаревича.
– Какая первая книга из детства вам приходит на ум?
– Это либо «Незнайка в Солнечном городе» Николая Носова, либо «Карлик Нос» Вильгельма Гауфа. Причем на днях с супругой как раз вспомнили о последней. Наверное, потому что эта книга была каким-то погружением в иной мир, что для детской литературы самое главное: раздвинуть границы реальности и переместить туда читателя. Позже это прекрасно получилось сделать у Джоан Роулинг.
А прямо сейчас я перечитываю книгу Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле» – правда, не знаю, можно ли назвать этот роман детским, и тем не менее погружение в мир, который вполне можно назвать сказочным, там происходит.
Александр давно увлекается документальным кино, поэтому наш герой любит читать еще и книги о драматургии.
– Мне кажется, что книга «История на миллион долларов» Роберта Макки – лучшее, что написано по драматургии. Она в очень доступной и понятной форме рассказывает, как сконструировать хорошую историю, причем не только для кино, а еще как эту историю превратить в фильм. Эта книга будет интересна не только сценаристам или писателям, а даже простым зрителям. Я и своих коллег заставил прочитать ее, а один из них даже умудрился купить, – улыбается Александр.
– А вы читаете книги только в электронном варианте?
– Четыре года назад я понял, что электронная версия всегда быстрее, доступнее и комфортнее. Ведь почти вся наша жизнь теперь состоит из электронных текстов, электронной почты, ленты «Фейсбука» и т.д. Хотя недавно я испытал полушоковое состояние, когда зашел в книжный магазин на проспекте и взял в руки обычную книгу. Это было настоящее откровение, как будто что-то подменили в этом мире, настолько я привык к электронке.
Александр хвастается своим недавним приобретением из книжного магазина: «Беларусь на старых паштоўках». В книге есть уникальная подборка фотографий начала 20-го века: «Такого в электронной версии точно не найти».
– Похожий вариант из моей небольшой домашней библиотеки – это энциклопедия по искусству 20-го века с шикарными иллюстрациями. Эту энциклопедию я люблю периодически перелистывать. Хотя основная библиотека все же хранится у меня в планшете.
– Какие литературные жанры вас привлекают больше?
– Сложно сказать, но совершенно точно меня мало интересует фантастика и фэнтези. Хотя недавно я прочитал книгу своего коллеги по радио Виталия Радченко «Авессалом». Он издал ее благодаря краудфандингу. Но читал я ее в электронном виде, еще не отредактированную. Действия в книге разворачиваются в современном Минске и одновременно в старинном Полоцке, где происходит глобальная битва сил добра и зла. Так что это был мой первый опыт не свойственного мне жанра. И мне понравилось.
Хоть Александр и не очень верит в знаки Зодиака, но говорит, что желание делать все и сразу – характерная черта Близнецов, и его в том числе. Он читает одновременно несколько книг: какие-то прочитаны на 70%, какие-то всего на 6%.
– Причем обычно я не насилую себя, – делится радиоведущий, – если книга мне не заходит – я ее не читаю. Некоторым книгам я даю не один и даже не два шанса. Например, белорусский автор Саша Филипенко – его книги я так и не осилил.
Такая же история случилась с книгой В.Г. Зебальда «Аустерлиц», причем я понимаю, что написана она хорошо, но после двух серьезных попыток решил: не мое. В этом случае я лучше Льва Толстого почитаю.
– Любитель русской классики…
– Не то чтобы. Например, последние книги, которые произвели на меня впечатление и стали безоговорочно любимыми, – «Поправки» Джонатана Франзена и «Полубрат» Ларса Соби Кристенсена. Благо у меня очень плохая память, я постоянно забываю сюжеты фильмов и книг, а особенно концовки. Поэтому жду не дождусь, когда позабуду основной сюжет, чтобы опять их перечитать, – улыбается Александр.
Основная часть электронной библиотеки Александра Найденова – художественная литература, хотя главный редактор признается, что старается разнообразить ее нон-фикшном: Оливер Сакс «Человек, который принял жену за шляпу» и Стивен Протеро «Восемь религий, которые правят миром». Эти книги за последнее время стали для него важными.
– Мне нравится читать о религии, хотя я убежденный атеист. Религия – это отражение того, что есть человек на самом деле. В моем понимании религия – целиком и полностью плод человеческого воображения. С учетом того, как меняется религия, появляется повод поговорить о человеке. Поэтому я читал Библию, а совсем недавно перечитал Коран.
Эта тема не просто мне интересна. В споре я привык владеть информацией лучше, чем оппонент. Из последнего, например, ситуация с сирийскими беженцами – спор идет об исламе, но люди, говоря об этом, мало представляют себе, что это за религия. И мне это не нравится.
– Книга, которая перевернула мое сознание? Джон Кутзее «Бесчестье», Джон Фаулз «Коллекционер». К таким книгам я отношусь бережно и удаляю не сразу. Такая же история у меня с фильмами, которые хранятся на специально отведенной флэшке, которая мне дорога.
А вот из классики я храню «Анну Каренину» Льва Толстого, которую перечитал от корки до корки только несколько месяцев назад. Но не удаляю, чтобы иногда просто открыть и прочитать отрывок.
– Как вы обычно выбираете следующую книгу, вам кто-то советует?
– Да, очень люблю, когда мне советуют книги, причем люди, не связанные с литературой, и мнению которых я доверяю. Полностью доверяю литературному вкусу российского кинокритика Антона Долина. Всегда жду его рецензий на фильмы, поэтому начал обращать внимание на то, что он пишет о книгах. А в последнее время много смотрю лекции Дмитрия Быкова. И даже когда остаюсь со своей двухмесячной дочкой, беру ее на руки и укачиваю под эти самые лекции. Из последнего мы с ней слушали о Есенине и Маяковском. Не удивлюсь, если через годы в ней будут проявляться литературные отголоски, – смеется Александр.
– А что вам ближе – поэзия или проза?
– Думаю, и то, и другое. И оригинальным я тут не буду: любимый поэт – Иосиф Бродский. Даже в школе у меня была одна хулиганская выходка. У нас было какое-то задание по современной литературе, и я пошел в библиотеку, чтобы написать реферат. Случайно мне на глаза попался сборник стихов Бродского, о котором я и написал в своей работе. После благополучно написанного реферата нам предложили выучить стихотворение современного автора. Чтобы лишний раз не ходить в библиотеку, я, недолго думая, написал свое в похожей стилистике – на тот момент мне показалось это очень остроумным. Мы с друзьями заучили его наизусть и продекламировали преподавателю, за что и получили пятерки.
После этой истории стихотворение было утеряно, но, по словам Александра, поэт Иосиф Бродский вошел в его жизнь навсегда, а сборник стихов находится на видном месте домашней библиотеки. Как раз рядом со сборником Бориса Пастернака, стихи которого наш герой знает наизусть.
– Какие книги вы читаете прямо сейчас?
– «Легенду об Улиншпигеле» Шарля де Костера – эту книгу я, конечно, должен был прочитать еще в студенческие годы, так как у нас были замечательные преподаватели по всем литературам, но почему-то она прошла мимо меня. Начал читать «Канаду» Ричарда Форда, «Англия, Англия» Джулиана Барнса – это один из любимых писателей, Даниила Хармса – читаю для разрядки, по настроению. Нравятся лекции Андрея Тарковского. И из нон-фикшна Джона Стейнбека «Русский дневник». Стейнбек ездил в Россию после Второй мировой войны и документировал все, что видел, поэтому безумно интересно читать, какой смог увидеть разрушенную Россию американец. Есть еще одна замечательная книга русского автора Василия Авченко «Кристалл в прозрачной оправе». Авченко пишет о родном городе Владивостоке и о рыбалке: как ходит камбала и где живет минтай. На первый взгляд, по такому рассказу я бы точно читать не стал, – смеется Александр, – но это настолько хорошо и увлекательно написано, что оторваться невозможно.
– И не так давно я поддался всеобщему влиянию и прочитал Донну Тартт, «Щегол». Помню, что дочитывал ее в три часа ночи: ругался, но читал, потому что по-другому не мог.
С рождением дочери у молодого папы теперь еще меньше времени на чтение, поэтому Александру пришлось полюбить всевозможные переезды и общественный транспорт.
– Только так можно уделить книге хотя бы несколько минут. А еще я счастлив, что моя жена из тех людей, с которыми можно обсуждать литературу. Она частенько советует мне хорошие книги, которые я до последнего не читаю, а потом они оказываются в моем личном топе.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by, belarusianheroes.com, bel.sputnik.by, nlb.by, libdyatlovo.grodno.by.
ЧУП «Лабс Паблисити Груп», УНП 191760213