Вместе с «Мобильной библиотекой МТС» выбрали самые интересные романы, в которых Минск – не только место жительства, но и один из героев.
МОИСЕЙ КУЛЬБАК, «ЗЕЛМЕНЯНЕ»
Вообще странно, что Моисей Кульбак так мало известен белорусской аудитории. Часто его сравнивают с Шолом-Алейхемом – прежде всего из-за того, с какой любовью и юмором он описывает быт минских евреев после Октябрьской революции. Иногда – и небезосновательно – его сравнивают с Вуди Алленом: как и у американца, у нашего литвака отменное и очень специфическое чувство юмора.
Считается, что «Зелменяне» – лучшее прозаическое произведение Кульбака: это коротенькие истории о нескольких годах жизни большущей еврейской семьи, чей предок, ребе Зелмеле, оставил Менску не только своеобразное потомство, но и дом, двор, стиль жизни, традиции и т.д.
Кульбак смеется, глумится, горюет над героями, которые уже явно не вписываются в жизнь постреволюционной (задорной неофитской, но все еще милой местечковой) столицы БССР. Веселый и очень добрый роман о жизни в 1920-х годах.
УЛАДЗІМІР НЯКЛЯЕЎ, «АЎТАМАТ З ГАЗІРОЎКАЙ З СІРОПАМ І БЕЗ»
Сталин умер, в Москве вовсю идет оттепель, а в Минске на главной площади все еще стоит многометровый памятник-истукан в честь «отца народов». У его ног прогуливаются молодые парни и девушки, уже и еще не совсем коренные минчане, которые понимают, что где-то есть другая жизнь, не скованная вечным официозом. Жизнь, где «других» (в нашем случае стиляг) не избивают и не затаскивают в опорняк на улице Ленина из-за того, что у них длинные волосы или «несоветская» одежда. Жизнь, где можно слушать любую музыку, читать любую литературу, разговаривать на любые темы, любить всех и каждого.
Роман Некляева во многом автобиографичен, многие герои на самом деле жили (а некоторые и сейчас живут) в Минске тех времен. Кроме того, автор вписывает в драматургию произведения и реальных исторических персонажей: Ли Харви Освальда и Никиту Хрущева, Владимира Короткевича и Кима Хадеева, Андрея Миронова и Бориса Луценко.
ВИКТОР МАРТИНОВИЧ, «ОЗЕРО РАДОСТИ»
Конечно, логичнее в этом списке смотрелись бы «минские» романы Мартиновича «Мова» или «Паранойя», которые постоянно переводят и восторженно описывают критики многих стран. Роман «Озеро радости» еще не так обласкан рецензентами и наградами, но за этим дело тоже не станет.
Минчанка Яся (в аннотации к изданию ее почему-то называют «новой Скарлетт О’Хара») – нелюбимая дочь минского олигарха, которая пытается осознать себя. В разных ипостясях, в разных географических точках, на фоне разных бэкграундов, в разных настроениях – она все равно остается маленькой девочкой, брошенной всеми и подавленной, но не раздавленной обстоятельствами.
Если отодвинуть на третий план весь этот пафос, то в сухом остатке «Озеро Радости» – достаточно четко переданная история о минчанах середины 2010-х годов. Об их страхах, сомнениях, исканиях. То есть именно такими нас с вами будут представлять наши дети и внуки.
Стоимость в Мобильной библиотеке МТС: бесплатно, если прочесть книгу за 3 дня.
САША ФИЛИПЕНКО, «БЫВШИЙ СЫН»
Если честно, мы поначалу настороженно относились к этому роману – уж слишком похабной показалась аннотация: «Классика жанра. Химически чистый продукт! <…> Обаятельный и талантливый ведущий телеканала “Дождь” дарит своим первым читателям редкую возможность…».
Сама история тоже кажется квазидраматичной: в 1999 году главный герой Франциск попадает в ту самую давку на Немиге, потом лежит в многолетней коме, потом просыпается и пытается встроиться в новую жизнь Минска, потом – взрыв в метро 2011 года. Неудивительно, что в каком-то минском издании рукопись Филипенко развернули со словами «роман не актуален»: для минчан он и впрямь может показаться всего лишь очередным описанием 20-летней истории города и страны. Да, очень драматичной истории – но сколько ж можно?..
Если вы не попали в эту ловушку первых впечатлений, то поймете: Саша Филипенко затронул одну из самых неосмысленных тем минского бессознательного. В городе, который в 1970–2010-м переживает демографический бум, когда у родителей не хватает времени на собственных детей, за воспитание берутся дедушки и бабушки. Какими они нас сделали, как они повлияли на наше «я»? Наверное, именно трагедия взаимоотношения старой и молодой, но одинаково одиноких душ в большом Минске – это и есть главная причина, по которой нужно прочитать «Бывшего сына».
Стоимость в Мобильной библиотеке МТС: бесплатно, если прочесть книгу за 3 дня.
АЛЬГЕРД БАХАРЭВІЧ, «ШАБАНЫ»
«Куда бы я ни поехал, куда бы ни полетел, Шабаны встречались мне по всему континенту. В Берлине, в Праге, во Львове и в Париже», – Альгерд написал эти строчки еще в 2012 году в Гамбурге, где в те времена жил и писал книги. А задолго до того – точнее, до 19 лет – он жил в самом известном минском районе, который успел полюбить и возненавидеть. И которому посвятил роман.
«Шабаны» состоят из двух частей. Первая – это размышления писателя о феномене микрорайона, которые дополняются воспоминаниями. Вторая – уже история: у молодой женщины Софии пропал муж по фамилии Симоненко…
«Шабаны» уже поставили ведущие белорусские театры – что большая редкость и удача для нового произведения.
Критики вменяют Бахаревичу, что ему удалось описать минскую реальность, но не удалось раскрыть ее по-новому: «Все вроде бы точно, но в какой-то степени безжизненно или заканчивается всего лишь деконструкцией привычного “мира”, а не его сборкой заново».
Но это, скорее, не про проблему автора, а про неумение (нежелание?) рецензента увидеть в «Шабанах» новые смыслы.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.
ЧУП “Лабс Паблисити Груп”, УНП 191760213