Минский стрит-арт, «бомбинг», «фупрематизм» дворников и новые объекты трансформации городского пространства в рассказах Димы Dream.
Наш герой уверял, что провести стрит-арт экскурсию по Минску невозможно: чтобы было что показывать, нужно готовиться всю ночь, иначе объкты успеют сломать или закрасить. Он оказался не прав. С одной ремаркой: все зависит от того, что рассказывать, а не что показывать.
Куйбышева, Пашкевича, Киселева.
Новый проект Димы Dream. Трансформация городского пространства - светофоры-мотиваторы.
Switcharoo по всему городу.
Очень хотелось найти новую форму, отойти от краски и спрея, трафаретов и постеров – делать что-то другое. Я думал: что можно сделать в городе? Немного видоизменить или дополнить то, что уже есть. Есть такое направление в стрит-арте – switcharoo – установка знаков в местах, где их не должно быть. Например, знак на пешеходном переходе «Смотри дальше собственного носа» трактовать можно двояко. Мне не нравится, что в подворотнях у нас писают-какают: нужно уважать город, в котором ты живешь. И в арках появились такие «запрещающие знаки».
То же и с надписями «Будзьце ўважлівымі»: почему бы не заменить на то, что мотивировало бы людей. И я начал подбирать слова. Это то, чего не хватает белорусам – «смеласці, рашучасці, шчырасці, свабоды». Мои наклейки немного отличаются по цвету. Так задумано: кажется, что все на месте, все нормально, а потом присмотришься – что-то не то.
"Варшава, Ватовице, Минск.
Недавно я ездил в Польшу. В Варшаве и Катовице сделал рекламные боксы и рекламные щиты. Это тоже своего рода внедрение текста в городское пространство. Я и в Минске дальше планирую поработать с рекламой – это такая игра с городом. Можно, конечно, сделать то, с чего поржут, но хочется чего-то достойного, над чем можно подумать.
На Западе рекламу ненавидят, ее вырезают, ее зарисовывают, уличные художники сражаются с ней. А у нас рекламы не так много, но она примитивна в плане дизайна, чем и раздражает.
"
Кроссовки из гипса - достопримечательности, которых уже нет.
Мой знакомый делает маски из гипса – отливал гипсовое лицо телекомпании «Вид». Он разрезал свой кроссовок, отлил его из гипса и наклеил возле красного двора. Этот кроссовок провисел четыре месяца и был своего рода достопримечательностью. Потом его разломали. А в парке Горького похожий кроссовок с надписье «Stop me» провисел четыре дня.
"
Согласованный с администрацией проект на ул. Шугаева.
Стена на ул. Шугаева – это согласованный с администрацией проект. Парень просто пошел и показал эскиз – в нем не нашли ничего плохого. Хотя… Стрит-арт вообще не предполагает каких-то согласований. Это твое внутреннее высказывание. У нас же обязательно нужно согласовать место, эскиз, тему и цвета. И на это нужны железные нервы: пройти много кабинетов, и чтобы тебе в итоге не посоветовали вступить в БРСМ, мол, там помогут точно.
"
"Фестивальная стена" на ул. Купревича.
Появляются в городе и другие легальные стены – во время фестивалей. Но фишка фестивалей в том, чтобы прийти, порисовать и «срубить» краски – спонсором ее пересылается очень много, и все, что остается, можно забрать.
Власть считает: если выделить стену, провести фестиваль, то никто больше не будет рисовать. А на самом деле, если говорить про граффити, то это захват города. Это соревнование – нарисовать свое альтер-эго везде, или кто более «обезбашенный» и нарисует в самом трудном месте. Эти люди выходят рисовать за адреналином. И выделенные стенки или мусорки бессмысленны. Городские власти просто не понимают природу граффити.
"
Парк Горького. Из серии Димы Dream "Выцінанка": до и после.
Стрит-арт художников или закрашивают, или оттесняют туда, где их никто не видит. А стрит-арт – это диалог, прямой контакт с горожанами, как правило, не подготовленными к уличным интервенциям.
В соседней Польше ничего не закрашивают. А зачем, ведь в эту же ночь придут рисовать снова. Зарисовка становится бессмысленной, и работы остаются. Там прямо на улицах можно наблюдать, как развивается граффити, как меняются стили.
У нас же краткая жизнь объекта уличного искусства фиксируется только посредством фотографии, и только в фотографиях и демонстрируется. Хотя это закрашивание, по-моему, стимулирует к более активной деятельности или толкает на новые этапы развития собственного творчества – делать так, чтобы никто не понимал. Другое дело, что у наших «художников» часто совершенно нет ответственности за то, что они пишут и делают. И у обычных людей складывается стереотип, что все плохо.
"
У меня не случалось серьезных проблем с органами правопорядка. Нужно хорошо все продумывать. Иногда можно даже днем, когда ходят люди, что-то вешать. Например, одеться в спецодежду, чтобы тебя приняли за рабочего.
Улица Октябрьская несколько лет назад.
Это место было как будто создано для того, чтобы делать хорошие стенсилы. Появились все эти заведения и все перекрасили в один момент. Теперь трафареты можно увидеть только на фотках.
Улица Октябрьская.
Это проект Сергея Кирющенко, белорусского художника. У него была выставка в Галерее «Ў», а эта работа как дополнение к его выставке. Это рисовали художники по его эскизу, проект согласован со студией «Zнята».
Вторая работа – это работа студента Академии искусств Михася Мишука. Это страницы из книг, поверх которых сделан портрет. Хорошие работы.
Возле кафе NewTon.
Эти серые квадраты на стенах – фирменная белорусская фишка. Нигде больше их нет так много и разного цвета. Белорусские искусствоведы дали этим квадратикам термин «фупрематизм» (фундаментальный супрематизм).
Район студгородка БГУ, ул. Октябрьская. Постер Барбары Радзівіл дворники обкрашивают по контуру.
Мост через Сислочь, район студгородка БГУ, ул. Октябрьская. "Выбітныя сыны Беларусі": до и после.
Раньше тут были теги. Я все закрасил, приклеил постер и подписал – «Барбара Радзівіл». Уже через две недели по бокам все расписали тегами. Через пару месяцев пришел дворник и закрасил теги по контуру, а постер оставил.
Очень хотелось напомнить белорусам, что, кроме русской попсы, у нас есть своя самобытная культура.
Многие стрит-артисты заимствуют общие темы, уже заезженные модные фишки. Но когда ты делаешь что-то с белорусским контекстом, когда вплетаешь традиции, культуру, историю – это по-любому будет новым.
Октябрьская улица.
Я познакомился с техникой «выцінанкі» – это что-то фантастичное. Мне показалось, что мастера «выцінанкі» замкнуты в своем кругу, и про их творчество мало кто знает. Уличное среда – хорошее место для репрезентации такого направления искусства.
«Лайн пис» под мостом возле Тракторного завода.
Тут вдоль железной дороги на Масюковщине долгое время был «зал славы» - место, где рисовать «законно» и где райтеры прежде всего рисуют качественно. Такие места часто посещают райтеры со всего мира. Но потом всё закрасли и обнесли забором. Но тут по-прежнему появляются граффитчики. Наверное, каждый граффитчик на одном и том же месте уже нарисовал по три шрифта - так часто эту стену перекрашивают.
Комсомольское озеро, район Дворца детей и молодежи.
Кто нарисовал этого Супер Марио – я не знаю. Мне понравилось, что кто-то подметил, как эта плитка похожа на пиксели.
Стена на стадионе БГУ. Ищите птичку.
Однажды мы тут гуляли, когда дворники пришли закрашивать стену. Пришли, посмотрели и говорят – вот это закрасим, а это красиво - на потом оставим.
Минск сейчас напоминает такой город-маршрут, когда из точки А можно попасть в точку Б, с работы – на работу, и нет за что зацепиться. Мне не хватает в городе жизни, он просто стерильный.
Минчанам нужно понимать, что дом и город не заканчивается на их квартире. Нужно не пассивно наблюдать, а самим принимать участие в создании своего города мечты.
Сейчас продвигают такой термин – Город 2.0. Это альтернативный город, который активно развивают люди вне зависимости от финансово-бюрократической машины и традиционных законов, по которым действует власть. Город 2.0 – это люди, которые своими поступками делают город.
Фото Максима Васько и из архива героя.
А ситидог - хорошие!
Спасибо за статью! Если будет еще что-то более-менее глобальное появляться из легального - информируйте. А то ведь чаще всего не в самых посещаемых местах появляется, трудно отследить.
В общем ребятам респект за красивые граффити, постеры и все остальное. В том числе и тем, кто придумывает объемные арт-объекты (которых тоже мизер в Минске) типа "коридора вечности".
Полностью согласна с автором : "Другое дело, что у наших «художников» часто совершенно нет ответственности за то, что они пишут и делают. И у обычных людей складывается стереотип, что все плохо".
Если взялся за "кисть" , будь добр, неси идею, а НЕ ПАЧКАЙ стены, остановки, подъезды итд. бессмысленной мазнёй !!
Жестковато,может, высказалась , но меня реально бесят каракули на лице города!!
З.Ы. Очень нравится идея изображения исторических личностей Беларуси! Барбара Радзiвiл, Васiль Цяпiнскi ..шикарно просто!! Может хоть так их узнают :) :) :)
Спасибо за статью!!