Вместе с Samsung мы делаем рубрику «Мінск 1067» о неизвестных и полузабытых историях людей, зданий и артефактов, связанных со столицей.
ВАЖНО: впервые этот текст был опубликован в 2017 году.
В июне 2017 года депутаты Минского городского совета приняли решение, что небольшой сквер за Красным костелом отныне будет называться в честь Эдварда Антония Леонарда Войниловича (1847–1928). Один из самых богатых и влиятельных минчан, он вошел в историю города в первую очередь как инициатор и спонсор строительства Красного костела. Потерявший сына Сымона и дочь Алену, а после революции 1917 года потерявший и свое родовое гнездо, он умер в польском городе Быдгощ, оставшись верным своей Родине, семье и Богу.
Откуда эти фотографии
В коллекции пользователя Museum Tomatorum на сайте польского виртуального музея myvimu.com мы нашли фотографии того самого родового гнезда Войниловичей, которого они лишились после прихода советской власти в Беларусь. Снимки эти были известны краеведам, однако в плохом качестве. Эти же фотографии позволяют рассмотреть сдержанную роскошь, в которой жили белорусские Войниловичи.
Дом, в котором жил один из самых богатых и влиятельных минчан
Деревня Савичи сейчас находится в Копыльском районе Минской области. Именно сюда из минской Слепянки перевезли маленького Эдварда его родители, шляхтичи Анна Ванькович и Адам Войнилович. Семье принадлежало около 5 тысяч десятин земли. Например, тут, в Савичах, разводили рыб, была винокурня (стены от нее каким-то чудом сохранились до наших дней), маслосырозавод.
В 1876 году Эдвард перестроил родовое гнездышко в скромный дворец, украшенный парком, прудами, голландскими ветряными мельницами и лабиринтом.
В своих воспоминаниях Эдвард Войнилович писал: «В самом парке стояла церковь, когда-то униатская, затем православная. Во время пасхальных резурекций колокольный звон дополняли залпы из орудий, которые стояли у нас в больших сенях дворца».
А это орудие осталось в слуцкой земле со времен Наполеона. Вот что про него писал Войнилович: «Во время выравнивания насыпей и ям было найдено четыре больших и одно небольшое орудия, отвезенные во двор полиции. Они вросли в землю, но мне удалось их откопать и установить перед домом в Савичах».
Кабинет главы рода Войниловичей
Убранство залов и кабинетов дворца в Савичах досталось Войниловичу от его деда Антония. Вот как пан Эдвард описывал 84-летнего главу семейства и его привычки:
«Он был главной личностью в доме, всем управлял, и все подчинялись его распорядку. Так как он утром поднимался поздно, завтрак должны были подать в 12:00, обед – в 17 часов, поскольку он привык к этому, живя в городе во время своей службы.
И если он опаздывал, то тростью, без которой он уже не мог ходить, придерживал стрелки часов, чтобы позже 12:00 не садиться за стол.
В его спальне к одной из стен было пристроено что-то похожее на коридорчик, отделенный поручнями, опираясь на которые дед ежедневно, громко считая ступеньки, несколько раз в день поднимался и опускался по ним вместо прогулки, так как целыми днями просиживал в своем архиве в соседней комнате, постоянно закрытой, в которую мы, испытывая огромное любопытство, впервые вошли после его смерти. Там была и библиотека из Пузово с большим количеством томов в кожаных и пергаментных переплетах».
Савичи в 1917–1920 гг.: катастрофа рода Войниловичей
После революции 1917 года Эдвард Войнилович понимал, что на родине его род ожидает полное истребление. Началось все с погромов панских имений, волна которых докатилась-таки и до Савичей.
Пан Эдвард ожидал катастрофы, но не думал, что она будет такой глобальной. Он надеялся, что не погибнет огромный семейный архив, который пережил московскую, шведскую и татарскую войны. Он был уверен, что крестьяне, к которым он относился с огромным уважением, не предадут его и не бросятся грабить дворец, разыскивая его семью, чтобы убить. Но все обернулось с точностью до наоборот.
«Почти сразу же заметил бегущих к парадному входу 12–15 вооруженных солдат. Я выбежал через ту боковую дверь, через которую недавно выпустил жену, и направился через парк в сторону дома в саду, за которым я все время наблюдал.
Прежде чем добежал до первых деревьев, которые должны были меня укрыть от грабителей в такую ясную ночь, я услышал шум, гам, выстрелы, рев толпы, ворвавшейся в дом. Начался грабеж, который затем прокатился по конюшне, каретному сараю и прекратился через пару часов. Все это время, позабыв даже о морозе, я простоял между двумя липами, не отводя глаз от места укрытия моей жены, слыша крики и грохот в доме.
Немного приутихло, я вышел из укрытия и увидел писаря, который предупредил меня о появлении новой партии солдафонов в сопровождении крестьянской братии из соседних Савичей. Крестьянам приказали искать владельца, который должен понести наказание. <…>
Количество отступающих войск (т.е. мародеров) увеличивалось, тянущиеся вереницей крестьянские телеги, вернее мои собственные телеги, захваченные дворовыми людьми, следовали туда и обратно с наворованным имуществом. Я видел перегоняемый скот и лошадей, видел ссорящихся и дерущихся за добычу грабителей. <…>
Ни одного столика, ни одного гвоздя в стене, ни одних дверец от печей не осталось. Многие двери и окна были выбиты, многие вывезены. Из-за того что канализационные трубы были вырваны, полы на верхнем этаже и потолки на первом были залиты водой. А что стало с архивом и библиотекой, насчитывающей свыше 5000 томов! Все изорвано, картины и портреты родоначальников порезаны на полосы или прострелены.
Я упросил саксов (кайзеровских солдат, которые захватили Савичи. – Ред.) не вешать арестованных при условии, что они и еще четыре самые неблагонадежные семьи на следующий день уедут со двора, что и было сделано. <…>
Больнее всего было то, что среди самых враждебно настроенных людей оказались те, у которых не только родители, но даже деды родились и провели всю жизнь во дворе на службе у моих предков, внуков которых я помогал воспитывать».
Почему крестьяне вели себя как дикари, задавался вопросом Эдвард Войнилович. Одной из главных причин он называет сознательное разжигание российскими властями национально-классовой борьбы в бывшей Речи Посполитой. Если помните, по мнению историков, по этой же причине в Беларуси потерпело поражение восстание Кастуся Калиновского.
Что с дворцом сейчас?
От него ничего не осталось – только старые благородные деревья напоминают краеведам о том, что в этом месте 400 лет жил род Войниловичей. А Эдвард Войнилович вернулся на родину лишь недавно: в 2006 году его прах перевезли из Польши в Минск. А его имя теперь носит сквер за храмом, который он построил в честь своих детей – Сымона и Алены.
Если вам нравится рубрика «Мінск 1067», делайте репост статьи и не забывайте про хэштеги #сваё, #SamsungBelarus, #Minsk1067. Дзякуй!
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Museum Tomatorum, CityDog.by, kresy.pl.
*ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910
время меняется, методы остаются
И да-да, конечно, Беларусь -- страна без истории и без интеллигенции.
Только вот всех кто из себя что-то представлял -- убили, а кого не успели убить, те спасались бегством. Страшно подумать, как бы мы жили, если бы нам не принесли цивилизацию (каждый может прочитать выше, что за цивилизация) наши восточные "братья". Думаю можно догадаться, как бы выглядели наши города если бы не было разрушено огромное количество исторических памятников, как бы выглядело государство, культура и общественно-политическая жизнь, если бы в Беларуси и дальше жили десятки тысяч таких "Войниловичей" хорошо воспитанных, с отличным образованием, с чувством вкуса, многовековой историей да ещё и патриотов своей земли.
А тем, которые тут причмокивают от того, что же им дал русский царизм и коммунизм, я бы сказал: пожалуйста, ребята, наслаждайтесь, если вы действительно реальные люди и живёте в Беларуси. Выйдите на улицу и наслаждайтесь страшными городами, без нормальной архитектуры, без истории, без какой бы то ни было жизни (культурной, общественной, политической). Которые управляются даже хуже, чем в период магдебургского права, сотни лет назад. Откройте глаза и наслаждайтесь тем, как выглядят беларуские школы, больницы, университеты, гос. учреждения и вся окружающая действительность в одной из самых нищих (или сейчас уже даже самой нищей) стран Европы, изолированной от цивилизованного мира (ВТО, ЕС, Совет Европы и т.д. и т.п.). Наслаждайтесь последней страной Европы которая имеет визовый режим с ЕС (скажите, зато можно без визы поехать в братский Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, можно в Сибирь бездорожную). Наслаждайтесь общением в гос. органах, созерцанием своих сограждан, полулюдей-полурабов, и не забудьте ещё и ещё раз поблагодарить российскую, советскую и российско-советскую власть за всё это замечательной наследие а ещё за фабрики, заводы (надеюсь вы сами работаете на этих современных, безопасных, прибыльных и чистых заводах), дороги... ну и так далее, вы и сами знаете. Главное из страны никогда в жизни не выезжать (что очень просто сделать в условиях Беларуси), чтобы не возникло жесточайшей фрустрации и шока.
Предлагаю прочесть учебник по истории Эстонии (восточные "братья" since 1710) - и ещё раз подумать на тему почему у нас Лукашенка президент и мужики непісьменныя (осторожно, возможны фрустрации от осознания собственной сопричастности ввиду отсутствия причинно-следственных связей от царя-гороха и невозможности перекинуть вину на Других).
Так вот, то же самое с Эстонией. Если кто-то мало-мальски интересуется этой страной, он может сразу с вами согласиться и для него мой комментарий автоматически потеряет смысл и вес. Но если бы вы действительно читали историю Эстонии, вы бы знали, что с 12 века Эстония была колонией Дании потом Швеции потом Германии и только потом России (названия гос. образований условные). Т.е. 500 лет в составе продвинутых (политически, культурно, технически) стран, против 200 лет в России. Это притом, что дворяне в Эстонии как были по происхождению датчанами, шведами и немцами (прошу заметить, с соответствующим образованием, культурой и религией) так, по большому счёту и остались на своих местах во времена Российской Империи (а империя эта, как ни крути, шла вперёд в своём развитии, только когда черпала из западной цивилизации). И тут, как раз, кроется причина успеха современной Эстонии. Т.е. вся заслуга современных эстонцев в том, что им повезло жить на определённой территории, с геополитической точки зрения. Та же история и с Финляндией. И это не попытка принизить чьи-то достижения или ещё что-то, это просто факт. Доказывается это очень просто: нужно посмотреть на карту, на другие родственные финно-угорские народы, которые живут по соседству с Эстонией и Финляндией, но на территории России и назвать успешные и развитые государства созданные этими народами. Да, действительно: их нет. Они не смогли их создать. Более того, численность этих народов сократилась в разы, а некоторые вообще исчезли с лица земли. Теперь можете рассказать про огромные различия в строении мозга у финнов, эстонцев и других финно-угорских народов.
А чем отличается Беларусь от стран соседей? Тем, что беларусы -- единственный крупный этнос в нашем регионе, который был полностью изолирован от цивилизации после разделов Речи Посполитой (я имею в виду ту прогрессивную среду в Пруссии и Австро-Венгрии, которая способствовала формированию современных наций). Думаю никто не будет спорить что российская империя, была наиболее отсталой (в разных аспектах) из трёх государств, которые поделили между собой Речь Посполитую.
Грубо говоря, республики Эстония и Латвия появились благодаря влиянию шведских, немецких дворян и университетов ими основанных. Литва, благодаря влиянию литовцев живущих в восточной Пруссии, Польша благодаря либеральной политике Австро-Венгрии в отношении нац. меньшинств, хорошо образованным и состоятельным полякам из Пруссии; западная Украина то же самое (кстати изменения которые сейчас происходят в Украине, консолидация и завершение формирования нации, имеет свои корни именно в политике Австро-Венгерских властей, когда, например, на территории западной Украины был запрещён русский язык на протяжении 40-50 (если не ошибаюсь) и поощрялось развитие национальной культуры и т.д. Я уверен что если бы Украина полностью находилась в то время в пределах Российской Империи, ситуация сейчас была бы очень сильна похожа на ситуацию в Беларуси).
Конечно не всё так просто, существовало куча других факторов, например полонизация шляхты в ВКЛ (и последующий мощнейший brain drain, так сказать); относительная простота русификации из-за близости языков, алфавита, обрядов униатской церкви к обрядам православной церкви, по сравнению например с Польшей, Литвой, Латвией или Эстонией (совсем другие языки, латинский алфавит, религия, даже имена и фамилии).
И далее, тот факт, что Эстонии, Латвии, Польше и Литве удалось создать свои государства в начале 20 века (и продержаться 20 лет), оказал решающее влияние на абсолютно чёткий курс, который выбрали для себя эти страны после распада СССР и соц. блока. Результаты все могут увидеть собственными глазами.
Можно много писать на эту тему, но в общем, я надеюсь, что те, кому интересно и нужно будет, откроют что-то новое для себя даже в таком изложении.
Прошу заранее простить за возможные допущения или неточности в написанном и горячо рекомендую почитать Мирослава Гроха "Малые народы Европы" (не уверен что эта книга есть на русском); Тимоти Снайдера "Реконструкция наций", есть на русском и частично на беларуском. Можно даже излечиться от комплекса неполноценности, которым, к сожалению, страдают многие беларусы.
А с троллями или просто недалёкими людьми спорить как известно бесполезно и даже вредно :)
Теперь обещанное "дальше". Нахождение под управлением Датской короны (кстати, единственное, которое можно назвать колонией - см. признаки колоний), Тевтонского ордена (кстати, часть территории современной Эстонии входила в состав Речи Посполитой) и даже Шведского великодержавия не дало местному населению никаких политических, культурных и технологических ништяков (кстати, о чём-то геополитическом мы можем говорить исключительно по отношению к концу нового и началу новейшего времени) просто по сословному признаку. Количество эстов в знати и духовенстве колебалось в пределах статистической погрешности (около 2% в Датской Эстляндии, например). Влияние немецкоязычных немецкоязычных элит на местное население начнётся уже (!) под властью Российской империи. В это же время ВКЛ имело преимущественно местные (!) элиты, способные с горем-пополам хотя бы понять речь своих подданных. Даьее, культурные ништяки неграмотные эстонские крестьяне начали получать только в 18 веке через деятельность протестантских священников (Библия на старом эстонском распространялась с 1739 года, тогда как на изводе - с 1525), благодаря чему к концу 18 века грамотой владел каждый второй житель территории современной Эстонии. На территорию современной Беларуси Просвещение пришло на два с гаком века раньше, но после успеха контрреформации (середина-конец 17 века, то есть, задолго до установления власти Российской империи) простамоўнае третье сословие вернулось к почти поголовной неграмотности, а первые два сословия перешли на польский, латынь и церковно-славянский. Если ко моменту учреждения министерства народного просвещения эстонской грамотой владел каждый второй, то беларуской - никто, поэтому в целом провальное внедрение общего образования в Российской империи к концу 19 века оставило территорию современной Беларуси в плане грамотности на уровне средней температуры по окраине больницы, тогда как на территории Эстонии грамотность охватила без малого всё население. Таким образом развитие и продвижение культуры на территории Беларуси связано скорее с провалом русификации, а не с ней (язык не имеет никакого отношения к распространению культуры, финский национализм начался на шведском, про испаноязычные государства-нации в америках я вообще молчу; литературной мовы не существовало в природе), хотя конечно закрытие Виленского университета (латынь и польский, позже - русский язык преподавания) внесло свою лепту в плане мобильности населения и удаления расстояния до центра (что не помешало народовольцам запилить Гомон прямо в Петербурге в конце века). Так что здесь негативное влияние РИ на распространение культуры можно рассматривать только в двух ключах: она провалила русификацию, тогда как Варшавское герцогство удачно полонизировало само себя, и она не имело доброго намерения дать беларуской территории ВКЛ возможность беларусифицировать самое себя (книгоношей здесь не рассматриваем потому что в Эстонии их тоже не имело место быть). В итоге почти всем эстонцам доступны Крестьянский еженедельник, работы Общества учёных Эстонии и грамматика Ааренса уже в первой половине 19 века, тогда как Мужицкая правда и Пинская шляхта доступны лишь небольшому количеству беларусов во второй, беларуские фольклористика и лингвистика появляются ещё позже и на русском языке. Далее, отставание беларуских территорий от Эстонии в плане национализма полностью ликвидируется (парам-пам-пам!) при большевиках: ликбез к 1926 дал более половины грамотных беларусов на беларуском языке, закидывание западной Беларуси газетами и листовками (на мове) после Майского переворота поддерживало распространение мовы и идею "беларуского рисорджименто" после сворачивания польского межвоенного литвинизма (он, кстати, тоже свою лепту внёс), беларуская граматика, и, несмотря на отсутствие независимости (но наличие государства), нравится вам или нет, но беларуский национализм появился и работал именно в границах БССР, в первые полвека с гаком лет после третьего раздела Речи Посполитой никаких предпосылок к его зарождению не существовало на тот момент и без политики императорского двора. Далее, национальная интеллигенция в Эстонии попала под сталинские репрессии уже в 1940 (всего через пару лет после казней по БНЦ), и продолжала попадать вплоть до 50-х годов включительно, далее, точно так же попала под советизацию (советский гражданин Хрущева) да ещё и получила большие в процентном соотношении депортации и массовую миграцию из РСФСР. Теперь вернитесь к началу абзаца - и ответьте на поставленный вопрос.
В свою очередь горячо порекомендую вам добавить к прочитанному "Социальные предпосылки национального возрождения в Европе" и "Возникновение националистических движений" того же Гроха, а так же "Нации и национализм после 1780 года" Хобсбаума, "Нации и национализм" Геллнера, "Воображаемые сообщества" Андерсона, "Национализм и государство" Брейлли, а также "Этническая история Беларуси" Терешковича. Также рекомендую ознакомиться с основами медиевистики - можно начать с Ле Гоффа, например. Бо вектор есть, а знаний не хватает.
На пассажи про "кругом враги и тролль-спецназ Костика Рыкова" я отвечать, с вашего позволения, не стану.
Про восточных "братьев" я тут не вижу причины спорить (по крайней мере беларус с беларусом точно не должен спорить по этому поводу). Беларусизация в раннем БССР происходила не благодаря красным, а исключительно благодаря беларусам и их деятельности ещё до захвата власти большевиками. Тем более, что после того как беларусизация перестала быть удобной, без каких-либо колебаний началось практически полное физическое уничтожение беларуской интеллигенции и сопутствующих учреждений (и не только интеллигенции, а всех кто имел свое собственное мнение на свою судьбу и хоть что-то из себя представлял, т.е. лучших представителей народа). Естественно, никакого права голоса беларусы в этом вопросе не имели. Моя позиция тверда и однозначна: нет и не может быть оправдания варварству наших горячо любимых соседей по отношению к нам. Как беларус может оправдывать свое собственное уничтожение, уничтожение своего наследия и исторической памяти? Нет оправдания спланированному и целенаправленному уничтожению исторических памятников, интеллигенции, культуры и языка. Тем более, что этот процесс с успехом продолжается и по сей день. Только мы его уже давно не замечаем и не осознаём, потому что мы (как и наши родители и их родители) уже родились и живем в этой среде всю жизнь. Понять можно, только побывав за границей (желательно западной) и увидев, как на самом деле выглядит и функционирует национальное государство. Какое отношение имеет то, что происходило 100 лет назад к нам и окружающей действительности? Самое непосредственное. По своей сути расклад почти никак не поменялся и положение беларуса сейчас, до боли припоминает положение беларуса 100 лет назад. Только тсссссс... Никто не должен об этом думать и этого осознавать.
Выражаю надежду на то, что вы используете свои знания во благо Беларуси. Желаю удачи.