Люди, истории
CityDog.io

По ночам эта минчанка работала для американского MTV. А сейчас ее короткометражный фильм могут признать лучшим в Испании. Кто она?

По ночам эта минчанка работала для американского MTV. А сейчас ее короткометражный фильм могут признать ...
Неделю назад фильм «Урок», который сняла минчанка Алиса Селищева, номинировали на звание «Лучший короткометражный фильм Испании-2022». Свою операторскую карьеру девушка начала 10 лет назад со случайного знакомства в Нью-Йорке. Сейчас ее приглашают на многие кинофестивали, а сама она живет в Испании.

Неделю назад фильм «Урок», который сняла минчанка Алиса Селищева, номинировали на звание «Лучший короткометражный фильм Испании-2022». Свою операторскую карьеру девушка начала 10 лет назад со случайного знакомства в Нью-Йорке. Сейчас ее приглашают на многие кинофестивали, а сама она живет в Испании.

ВАЖНА: гэты тэкст можна чытаць (і слухаць!) на беларускай мове. Пераходзьце вось па гэтай спасылцы.

«Урок на пути больших фестивалей», «Беларуская режиссерка покоряет три европейских фестиваля», – пишут про Алису Селищеву журналы LaSiesta и Diariodemallorca, испанская радиостанция Cope сделала отдельный выпуск о нашей героине.

Как Алиса начала свою киношную карьеру на Манхэттене

Летом на последних курсах института туризма девушка отправилась покорять Нью-Йорк по программе Work and Travel. В Минске она изучала менеджмент, но душа всегда лежала к миру кино и видеосъемкам. Правда, девушка совсем не знала, как влиться в эту неизвестную для нее сферу. Все случилось как в фильме: Селищева работала официанткой в маленьком веганском кафе на Манхэттене, пока однажды у входа на свою работу не познакомилась с парнями.

– Они часто стояли у входа в мое кафе и курили. Мы виделись каждый день в одно и то же время, пока однажды не заговорили друг с другом. Оказалось, что в том же здании, где я работала, находился офис MTV. Слово за слово, я узнала, что они занимаются анимацией для телеканала, и напросилась к ним в гости, – рассказывает Алиса.

Случайное знакомство быстро переросло в крепкую дружбу. Почти ежедневно после закрытия смены Алиса поднималась на верхние этажи небоскреба, чтобы провести время с новыми знакомыми. Девушка с детства увлекалась кино и видеопроизводством, но не представляла, как работает этот мир изнутри.

Американские телевизионщики знакомили Алису со своими проектами, а она, в свою очередь, была их ассистенткой: помогала находить героев для сюжетов или настраивала свет и камеру.

– Было достаточно сложно физически, потому что приходилось совмещать две работы. Днем я была в кафе, а ночью – на съемочной площадке.

По словам девушки, косяков на работе первое время было много. Алиса многого не понимала, потому что никогда до этого не соприкасалась с серьезным кинопроизводством. Весь ее опыт в съемках сводился к записи и монтажу любительских видео с подружкой на старый телефон.

– Мне повезло, что меня сразу взял под опеку один из сотрудников MTV. Он потом рассказывал, что уже первой встрече, когда мы только стояли в курилке, понял: «В ней есть потенциал». Так он стал для меня наставником в мире видеопроизводства.

Американское знакомство получило свое продолжение в Беларуси. Наставник Алисы по MTV приезжал потом в родную страну девушки. Они вместе снимали коммерческие ролики – настолько девушка запомнилась американцу. Мужчина сам находил рекламные проекты здесь и звал девушку помогать.

Алиса всем тонкостям видео и монтажа обучилась сразу на съемочной площадке.

Так началась киношная жизнь Алисы. Она часто приходила в разные беларуские проекты, где нужны были помощники. Была ассистенткой, помогала снимать отдельные кадры и писать сценарии. Постепенно круг знакомств из этой сферы начал расширяться, и девушку начали приглашать на большие видеопроекты уже как отдельную специалистку.

– Чаще работало сарафанное радио: кому-то нужна была помощь в съемке видео, через знакомых узнавали про меня. Работу в одном из моих первых крупных проектов я получила от мужа моей знакомой, которому нужна была помощь в создании рекламы для своего бренда.

Чтобы снимать контент для этой компании, мне нужно было поехать в Шанхай и Лаос. Там мы три недели ездили по разным небольшим деревням и записывали видео. Было странно осознавать, что я попала в этот большой проект только потому, что какая-то моя знакомая за ужином случайно меня упомянула.

У Алисы в портфолио появились съемки для рекламной компании Seven Seas Roasting Company. Это американский бренд, который занимается поставкой кофе по всему миру.

Об экстремальных съемках: «Меня спросили, хочу ли я поехать снимать в пустыню. Я согласилась»

В начале карьеры, чтобы получить больше опыта, девушка часто соглашалась на авантюрные предложения. Через знакомого оператора, который работал на российском телевидении, Алиса попала на «Экстрим ТВ». Тому нужны были новые люди в команду, а девушка как раз хотела работать над масштабными проектами.

– Мы начали гонять по разным городам, снимая гонки и соревнования. Как-то вечером один из операторов предложил отправиться вместе с его командой в Дакар, снимать ралли. Мне всегда нравились приключения, поэтому я сразу согласилась.

Через месяц девушка колесила в автодоме по пустыне Сенегала, снимая знаменитых гонщиков. Работать было сложно: на улице невыносимая жара, везде песок, от которого невозможно спрятаться, съемки днем и ночью монтаж.

Каждый день команда проезжала по тысяче километров. Ночевали либо в машине, либо в палатках на улице. Съемки велись из специального кара, который привозили на стоянки. Уже оттуда записывали самые яркие моменты ралли.

– Было смешно, когда местные жители путали пресс-машину, из которой мы снимали все, с настоящими участниками гонок. Они думали, что, раз авто оклеено наклейками, значит мы тоже знаменитые водители. Каждый раз, когда мы приезжали в новое место, нас сразу же окружали и просили сфотографироваться, – вспоминает Алиса. – У меня с напарником даже была игра: мы соревновались, кто оставит больше автографов местным жителям.

На память от этой работы у девушки остались фотографии, воспоминания об украденных тапках где-то на пляже в Чили и любовь к испанскому. На съемках в пустыне постоянно приходилось общаться с другими членами разных команд на этом языке, и уже после поездки Алиса поняла, насколько она к нему привыкла. Так и возникла идея переехать в Испанию.

Чем беларуская киноидустрия отличается от зарубежной: «Парень вымазал свое лицо настоящей кровью»

По словам Алисы, в Беларуси много тех, кто готов работать просто «за идею».

– На съемках беларуского фильма «Патруль 113» нужно было снять одну сцену с избиением человека на улице. Кадр был небольшим, массовку набирали буквально с улицы, визажиста тоже в тот день не приглашали. Парень, который играл жертву, работал бесплатно и очень хотел выделиться. Ходил за мной целый день, спрашивал, когда его начнут гримировать и наряжать, – делится операторка.

В тот момент, когда настойчивый молодой человек понял, что ему не светит ни грим, ни крупные планы в кадре, он решил отметиться иначе. На съемочной площадке дежурила машина скорой помощи. Парень подошел к медикам и попросил взять у него кровь, чтобы нанести на свое лицо. Врачи согласились помочь с самодельным «макияжем», взяли из руки парня кровь, которую тот потом нанес на свое лицо.

– Мы с режиссером были в ужасе от такой инициативы. Сцену с его избиением по итогу из финальной версии фильма вырезали. Зато нигде в других странах я больше не видела такой самоотдачи на съемках, – отмечает Алиса.

От фильма «Патруль 113», «криминальной истории в романтических тонах», снятой по заказу и фактически по сценарию беларуского МВД, критики были явно не в восторге. Возможно, в том числе и поэтому про опыт участия в отечественных фильмах Алиса вспоминает не очень охотно. Работа за границей оставила намного больше ярких воспоминаний и впечатлений.

Например, в Испании, в отличие от Беларуси, даже студенту, стоящему перед камерой с «хлопушкой», нужно платить. При этом там очень хорошо развита система кинофондов. По словам Алисы, у фильмов, снятых на испанском языке, даже если на них не выделяют никакого гранта, есть разные скидки на участие в фестивалях. Именно поэтому работу, созданную в Испании, гораздо легче продвигать.

О переезде в Испанию и о номинации на лучший короткометражный фильм

Несколько лет назад Алиса, устав от холодной Беларуси, решила переехать в Испанию и заняться своей карьерой уже в этой стране.

– После многих путешествий я поняла, что ненавижу холод и серую погоду. Решила переехать, как только появится такая возможность. Перебралась в Испанию, начала брать тут коммерческие съемки и проекты, параллельно продолжая работать в Беларуси.

Иногда выходило так, что снимала материал Алиса в Минске, а потом монтировала его в самолете на Майорку. Так, короткометражный фильм «Урок» Алиса снимала и в Беларуси с местными актерами, и в Испании. Получился международный проект, который сразу заметили на фестивалях. На прошлой неделе «Урок» попал в топ работ, номинированных на звание «Лучший короткометражный фильм Испании-2022». Результаты объявят в сентябре на фестивале Love & Hope International Film Festival, который пройдет в Барселоне.

Идею для сюжета Алисе подсказала ее подруга, которая во время локдауна постоянно выдумывала необычные игры для маленькой девочки. Короткометражка описывает историю одинокой матери, которая вынуждена каждый день придумывать новые развлечения своей маленькой дочке.

Искренний и смешной рассказ откликнулся в Испании очень тепло из-за ковидных ограничений, которые затронули испанцев: тут не работали детские сады, поэтому родители вынуждены были искать необычные способы занять чем-то своих детей.

– Любой фильм живет два года, потом он становится не таким свежим и актуальным. «Урок» вышел в 2021 году как реакция на окружающие события. Пока еще его добавляют на фестивали, но я понимаю, что уже сейчас нужен новый материал.

Девушка уже готовит следующую короткометражку. Новый фильм называется Easy. Это более серьезная история о фальшивом мире социальных сетей. Снимали все снова, как и предыдущий фильм, сразу в двух странах: Испании и Беларуси.

 

Перепечатка материалов CityDog.io возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: личный архив героини.

поделиться
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ

Редакция: editor@citydog.io
Афиша: cd.afisha@gmail.com
Реклама: manager@citydog.io

Перепечатка материалов CityDog возможна только с письменного разрешения редакции.
Подробности здесь.

Нашли ошибку? Ctrl+Enter