«Разбирать это с точки зрения дизайна язык не поворачивается», – что думают минские дизайнеры о вывеске на входе новой станции метро?
Что случилось
Четыре новые станции минского метро – это будет «зеленая ветка» – планировалось открыть 3 июля. Но что-то пошло не так – теперь «Кавальскую Слабаду», «Вакзальную», «Плошчу Францішка Багушэвіча» и «Юбілейную плошчу» предполагают открыть в августе (интересно, когда?).
Уже сейчас метростроевцы и их коллеги благоустраивают наземные входы и выходы на станции (а вот тут можно посмотреть, как все выглядит под землей). Наш фотограф прогуливался в районе площади Франтишка Богушевича, подошел к одному из входов – и обомлел, увидев на козырьке вот такую надпись.
Мы проверили входы на других новых станциях – вроде бы там вывески еще не повесили. CityDog.by решил узнать у минских дизайнеров, что не так с этой вывеской.
«Я бы хотел выслушать автора этой вывески»
Алексей Коваль
дизайнер
– Критиковать работу другого дизайнера – дело очень неблагодарное. Никогда не знаешь, какое было задание и какие были ограничения. При этом самая лучшая по степени конструктивности критика, которую мне доводилось выслушивать в свой адрес, – это несколько вопросов о том, почему принято решение делать именно так. Пожалуй, я тоже задам несколько вопросов авторам входной группы.
Первый вопрос: почему буква «М» значительно отличается от той, что приведена на официальном сайте Минского метрополитена? Оригинальная буква практически равномерно напряжена, в ней есть и энергетика электротранспорта, и отсылка к тоннелям, и сила, и спокойствие, и стрелка вниз. Очень удачный знак, отмеченный в том числе в книгах о шрифтовом дизайне. Слабые диагональные штрихи разбивают горизонтальное движение оригинального знака и оставляют очень много вопросов.
Второй вопрос: зачем над буквой «М» находится «телефонная трубка»? Возможно, это отсылка к дополнительному функционалу? Пока он не считывается.
Теперь о титульной надписи – это явная отсылка к типографике на первых станциях минского метро. Но впечатление очень сильно отличается от прообраза. Возможно, все дело в замене гранита и мрамора на винил и пластик.
Но мои вопросы будут к типографике – на первых станциях метро ее делали мэтры белорусского дизайна. Например, Павел Семченко – каллиграф, типограф, профессор. За каждым решением в его работах и работах его коллег – глубина и понимание, каждому решению есть обоснование. Я не призываю бездумно копировать уже созданное, а применять обоснованный подход к дизайну с учетом актуальных требований.
Вопрос третий: почему выбрана схема с низкой контрастностью? Наверное, зеленый фоновый цвет – это отсылка к цвету линии? А как будет выглядеть вход на станцию пересадки на синюю линию, на красную? Такой фон не только низкофункционален с точки зрения навигации, но и ухудшает контрастность надписи, по которой предлагается ориентироваться.
Вопрос четвертый: чем обусловлен выбор шрифта Times New Roman Bold? Этот шрифт разработан для газет: беглое чтение больших плотно набранных массивов текста. Этот шрифт точно не имеет какой-либо стилистической связи с Минском или Беларусью. Почему не выбраны шрифты, разработанные для систем навигации? Например, буква «Ш» выглядит едва различимой в таком исполнении.
Вопрос пятый: какими инструментами пользовались специалисты, крепившие буквы? Для меня не совсем понятно, как получилось МЕТР-АПАЛІТЭН и СТ-АНЦЫЯ. Да и в целом к типографике входной группы большие вопросы: она не взаимодействует ни с одной линией фасада спуска в метро. Ее размер случаен?
Вопрос шестой: почему вся надпись набрана заглавными буквами? Это ухудшает различимость знаков на расстоянии (строчные знаки за счет выносов вверх и вниз повышают скорость считывания информации). Отсылка к классицизму или ампиру на фасаде из пластика выглядит инородно на уровне материалов и линий.
Вопрос седьмой: как эта вывеска помогает людям с инвалидностью? Это обязательное условие современных систем навигации. Как учтены потребности людей с нарушением цветового восприятия (дальтонизмом), людей со сложностями различения буквенных знаков (дислексией), людей с ослабленным зрением?
Я бы хотел выслушать автора. Но мне кажется, что уже слишком много случайностей, а автора мы не услышим: каждый из приложивших руку будет пенять на «обстоятельства» и «ну вы же понимаете».
В Минске есть вопросы не только к дизайну станций: тут минчанин предложил новый дизайн адресных табличек – скорее покажите их Мингорисполкому!
«В минском метро нет нормальной графики, айдентики и системы навигации»
Виталий Дегтярев
дизайнер
– Об этой вывеске и сказать нечего. Это какой-то протокольный трэшак, как будто взяли старый документ в «Ворде», открыли и просто заново напечатали.
Из дизайна здесь только цвет, который обозначает принадлежность к третьей линии метро. Ну, зеленый и зеленый, сам по себе цвет ничего не значит – есть синяя, красная, есть зеленая ветка. А то, что он стал фоном этой вывески, – вот это дизайнерское решение. Хотя тут нет никакой эстетики.
Поэтому с эстетической точки зрения эту вывеску вообще не надо оценивать. Здесь нужно думать о том, как переделать всю систему табличек: у минского метро нет четкой и какой-то унифицированной системы навигации. А просто обсуждать шрифты, межстрочное расстояние здесь нет смысла, потому что это просто ужас и разбирать это с точки зрения дизайна язык не поворачивается.
Обратите внимание на первую ветку, «Маскоўскую»: по деталям и типографике надписи там идеальны, и они хотя бы были вписаны в архитектурные решения. А здесь просто дешевая вывеска, никаким образом с этим входом не связанная ни по стилю, ни по форме.
И вообще здесь нет ничего нового: на станции «Малінаўка» точно такая же вывеска – и по шрифтам, и по форме. Наверное, с первой ветки этот вордовский файлик и стал гулять.
Но при этом они начали оформлять все входы в метро по-разному, и поэтому вопрос: как унифицировать эти таблички на входе в метро? Поэтому здесь все так криво и смотрится: есть отдельно табличка, а вход на этой станции в виде арки, и никто не задумывался, как это будет в итоге смотреться. То есть просто такой протокольный бюрократический подход.
Чтобы сделать все это нормально, надо разбирать всю систему, анализировать, что есть хорошего, и с нуля делать систему навигации: иконки, указатели, типографику, подбирать шрифты, цвета и так далее. Потому что эта вывеска – только продолжение того, как внутри организована система навигации, и проблему надо решать в комплексе.
Это просто еще один повод снова задуматься о том, почему в минском метро нет нормальной графики, айдентики и системы навигации.
«Можно попробовать переделать вывеску – вот так»
Владимир Бугай
дизайнер, автор проекта «Переверстал»
– Эта вывеска ярко демонстрирует низкую культуру набора в нашей стране.
1. Классический прием дилетанта – набирать все слова прописными: якобы буквы большие – значит, заметнее и читабельнее. На деле набранные прописными слова читаются хуже, потому что снижается контраст между буквами.
Если в строчных есть верхние и нижние выносные элементы, которые позволяют быстро считывать букву, то прописные превращаются в ряд однородных прямоугольных форм, которые сложно быстро считывать.
2. Если набора прописными не избежать, то в таких случаях нужно делать дополнительную разрядку между буквами.
3. Также тут нарушено правило «внутреннего и внешнего»: интерлиньяж должен быть меньше по размеру, чем поля формата, в котором он стоит. Поля не могут быть равны межсловному пробелу. В данной вывеске поле как бы вообще отсутствует – строки прилипли к краям макета.
4. Можно было выбрать шрифт посовременнее и получше, нежели Times New Roman.
Можно попробовать переделать вывеску – вот так.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: Павал Хадзінскі для CityDog.by.