Эти минчане бросили два успешных бизнеса, придумали необычное устройство и организовали выставку в Нацмузее, которую можно трогать руками

Эти минчане бросили два успешных бизнеса, придумали необычное устройство и организовали выставку в Нацму...
Вместе с Samsung Galaxy Z Fold3 мы делаем рубрику «Мечтатели» – о людях, которые однажды бросили себе вызов и кардинально изменили жизнь.

Вместе с Samsung Galaxy Z Fold3 мы делаем рубрику «Мечтатели» – о людях, которые однажды бросили себе вызов и кардинально изменили жизнь.

Однажды Сергей очень сильно опоздал на свадьбу лучшего друга – говорит, надо было доить коз: «В загсе мы были от начала до конца; потом все гости поехали в ресторан, а мы – снова домой. Подоили коз и вернулись», – смеются парень и его жена Ирина, вспоминая события трехлетней давности.

Семья Бондаровичей всегда занималась только тем, что им было интересно и делало их счастливыми. Поэтому сначала они закрыли прибыльное диджитал-агентство, а затем оставили бизнес по производству козьего сыра. И оно того стоило.

Как семья закрыла успешное диджитал-агентство: «Если не развиваться, начнешь деградировать»

Сергей увлекся программированием, когда был студентом. Учился на факультете маркетинга, а в свободное время писал код, делал программы. Свой первый сайт разработал, чтобы «прогуливать пары». Это было «зеркало», куда попадали родители студентов, когда заглядывали в специальную программу контроля за посещаемостью.

Какое-то время Сергей совмещал программирование с работой маркетологом. Клиентов ему находила Ирина, которая тогда продавала рекламу. Когда у Сергея и Ирины родился ребенок, решили, что выгоднее погрузиться в создание сайтов с головой.

В студии у Ирины и Сергея.

За 6 лет работы их семейный бизнес превратился в крепкое диджитал-агентство из 15 человек. Компания заняла свою нишу на рынке, работала стабильно, поток клиентов не прекращался. А Сергей с Ириной стали скучать.

– Сначала было очень интересно: мы каждый день решали новые задачи. Но со временем работа превратилась в рутину. Компания вышла на плато: возможностей для роста на рынке больше не было. Чтобы развиваться дальше, нужны были кардинальные изменения. А если не развиваться, рано или поздно начнешь деградировать.

Стало понятно: пока компания не пришла в упадок, нужно либо переходить к решительным действиям, либо закрываться. Выбрали второе.

Как отказались от сырного бизнеса – и вдруг узнали, что их сын необычный

Чем заниматься дальше, Бондаровичи не знали. Решили взять паузу, подумать. Но эта пауза далась куда сложнее, чем ожидалось. Когда все дела по закрытию агентства завершили, Ирину стало «накрывать».

– Шесть лет своей жизни ты куда-то шла, а потом все бросила. Я загрустила-загрустила.

Ирина подумала, что станет легче, если переключиться на что-то кардинально новое. Однажды подошла к Сергею со словами: «Давай заведем коз! Сыр будем делать!» Сергей улыбнулся и ответил: «А давай».

Страничка в инстаграме Сергея и Ирины, посвященная козам и сырам.

Скоро к ним на участок приехали две козы, и Бондаровичи погрузились в сыроделие. Купили профессиональный курс по изготовлению двадцати видов сыров, обзавелись необходимым инвентарем.

– Это было очень интересно. Мы постоянно экспериментировали, что-то придумывали. А козы какие смешные! Все это зарядило нас новыми эмоциями, вывело из внутренней ямы.

Хобби начало набирать обороты: осваивали рецепт за рецептом, завели страницу в Instagram, появились первые клиенты, их сырами стали интересоваться рестораны.

– Козы требовали постоянного внимания. Три раза в день их нужно было доить, а значит, из дома надолго не выйдешь. Про отпуск даже не думали. Можно попросить соседку покормить собаку, но не подоить же коз! – смеются ребята.

Через восемь месяцев Сергей и Ирина снова стали перед выбором: либо масштабироваться, либо все сворачивать и продавать коз. Если продолжать, нужно купить больше животных, доильное оборудование, построить помещение для сыроварни, нанять людей, чтобы была возможность выезжать из дома. Были уверены, что все это быстро окупится.

– Свернуть такой бизнес куда сложнее, чем диджитал-агентство. Этим делом нужно гореть, и нужно быть готовыми заниматься им в ближайшие 10–20 лет. Мы к этому были не готовы.

Ребята продали коз, и процесс по поиску своего дела снова стал на паузу. Как раз в этот период Сергей и Ирина обнаружили, что их старший сын – синестет. Это особенность восприятия мира, при которой люди «чувствуют» цвета: их нейронные сети затрагивают цветовое восприятие.

Например, такому ребенку кажется, что буквы разноцветные, с цветом ассоциируются даже имена и дни недели.

– Мы рассказывали ему что-то про историю и произнесли имя великого князя: Гедимин. А он говорит: «А-а-а, как котлета». Ассоциация нам показалась странной, а сын пояснил: «Котлета коричневая, и Гедимин коричневый».

Ощущение цвета у сына возникало не только на слова и буквы, но и на звуки. Например, школьный звонок для него синий.

– И вот эта связь – между звуком и цветом – показалась мне очень интересной. Я подумал, что с помощью техники можно перевести цвет в музыку. Решил сделать такое устройство, – рассказывает Сергей.

Он никогда не забрасывал программирование: по-прежнему в свободное время копался в коде, «писал программки». За новую идею ухватился с азартом – так появилось устройство «Ліхтар».

Открываешь приложение, прикладываешь к разным цветам специальный датчик, в телефоне звучит разная музыка: «Получилось забавно».

Это видео снято на Samsung Galaxy Z Fold3.
Так работает устройство «Ліхтар», которое изобрел Сергей.

Но у Сергея включился внутренний маркетолог. Он стал искать, какую проблему можно решить через это приложение, какую потребность удовлетворить. И понял, что с его помощью можно расширить мир незрячих людей. Не просто дать им возможность услышать фразу «это зеленый цвет», а прочувствовать этот цвет через музыку, понять его.

– И как-то будит меня муж посреди ночи: «Мы будем учить незрячих людей рисовать!» – рассказывает Ирина.

Как стали учить рисованию незрячих подростков: «Это современное искусство»

Скоро Сергей нашел композитора Ольгу Миненкову, которая написала музыку для каждого цвета. Опирались на исследования ученых и знания маркетинга. Например, красный цвет должна передавать интенсивная мелодия.

Когда все было готово, возникла следующая задача: найти незрячих людей. Знакомые посоветовали обратиться в специализированную школу №188, где учатся дети с нарушением зрения.

– Приходим к директору и говорим: «Здравствуйте, мы хотим учить ваших детей рисовать». Директор так удивленно и осторожно спрашивает: «А вы знаете, в какую школу пришли? Они у нас не видят». Мы в ответ радостно: «Именно поэтому мы к вам и пришли!» – и показываем ей изобретение.

Директор согласилась попробовать реализовать идею, если дети захотят. Они не захотели. Группа подростков набралась только со второй попытки.

Сергей и Ирина не переживали, что не смогут обучить школьников. Знаний в живописи было достаточно: Сергей окончил художественную школу, писал картины, работал с веб-дизайном. Ирина много читала об искусстве и цветах. Беспокоило другое:

– Переживали, что будем чувствовать жалость. До этого мы никогда не общались с людьми с какими-то особенностями. Но ничего подобного. Эмоционально мы вообще не почувствовали разницы. Наоборот, ребята оказались настолько позитивными, искренними, добрыми! Мы буквально в них влюбились! – с большим теплом рассказывает Ирина.

Большинство подростков про цвета не знали ровным счетом ничего – для них они не существовали. Сергей и Ирина долго рассказывали о цветах через ассоциации: запахи, эмоции.

Например, зеленый – это запах травы, хвои и мяты. А больше всего школьникам полюбилась негативная ассоциация с зеленым: «слизь и сопли». Устройство «Ліхтар» же позволяло услышать и прочувствовать звук.

– У нас нет цели объяснить незрячему человеку, как зрячий видит цвет. Это невозможно. Представьте пятое измерение. Сколько бы вам ни рассказывали, вы не сможете: у вас нет этого органа чувств. Так и они не могут представить цвет.

Наша задача – чтобы незрячие люди выработали свое видение каждого цвета, отношение к нему, могли через цвет выражать свои эмоции. Это бы обогатило их мир.

Но через несколько месяцев Сергей и Ирина поняли, что незрячие люди сами могут обогатить мир.

На фото – Анастасия, которая занимается во взрослой группе, начинает новую работу.

Картина Влада Корнева «Забота».

Чтобы начинающим художникам было легче ориентироваться на холсте, Сергей придумал надевать на холсты сетку. Представлял так: по клеточкам намного проще нарисовать любую геометрическую фигуру, соблюдать пропорции.

– Я такой радостный прихожу на занятие, даю сетки и предлагают нарисовать квадрат. И они начинают рисовать. Семь из восьми квадратов вообще не имеют ничего общего с квадратами. И все разные. Линии уходят в разные стороны, у кого-то они вообще не смыкаются.

Выяснилось, что ребята не представляют плоское пространство, не мыслят в формате 2D: весь мир у них объемный. Потому рисовали не передние грани куба, а любые.

– И тут я понял: это совершенно новый взгляд на мир. Такой, который еще никто не показывал. Образно говоря, это и есть то пятое измерение, которое обычным людям недоступно. А это уже современное искусство – оно как раз ищет новый, нестандартный взгляд на вещи.

Чтобы незрячие люди без помощи могли смешивать краски в нужных пропорциях, Сергей установил дозаторы.

Сергей и Ирина поняли, что картины их учеников достойны того, чтобы выставляться в галереях. Через три месяца после начала занятий у них уже была первая выставка во Дворце искусств.

– Это случилось вдруг. Незнакомая девушка написала: «Чем вам помочь?» Я ответила, что хотим выставку. И она связала нас с нужными людьми, которым очень понравилась идея.

Во время выставки ребята наблюдали за реакцией зрителей, много общались с художниками и знатоками современного искусства.

(Слева направо) Ирина, Сергей и Анастасия в зале Национального художественного музея, где есть постоянная экспозиция работ незрячих художников.

– И мы окончательно поняли, что у нас не «развивашки для подростков», а серьезный проект. Это искусство, благодаря которому незрячие люди могут не только ярче почувствовать мир зрячих людей, но и показать кусочек своего внутреннего мира остальным.

Зачем они открыли студию: «Потому что это нужно»

Весь учебный год Сергей и Ирина проводили в школе занятия. Но в конце весны поняли, что им этого мало, они хотят заниматься этим еще и еще, а значит, нужно открывать студию. Сюда можно было бы пригласить и взрослых людей.

Это фото снято на Samsung Galaxy Z Fold3.
В студии.

Помещение искали несколько месяцев, в июле открылись. На вопрос «не переживали, что проект будет убыточным?» Ирина вздохнула и рассказала историю Ольги.

Женщина потеряла зрение из-за отслойки сетчатки год назад. Целыми днями она сидела дома «как в шкафу», наедине с тяжелыми мыслями о своей беде. Но после того как пришла в студию, полностью изменилась: сейчас у нее море идей, появились цели, планы.

– Студия ее вытянула, понимаете! Когда ты видишь такие истории, ты не думаешь про риски, не просчитываешь «сможем ли мы работать». Просто принимаешь решение это делать. Потому что это нужно!

Это видео снято на Samsung Galaxy Z Fold3
«Раньше незрячие люди могли только слушать про картины. А сейчас у них появилась возможность самим познакомиться с ними – в наших картинах разная фактура, есть объем, их можно трогать. Незрячие люди стали приходить в музей».

– Мы видим, как меняются жизни людей, – добавляет Сергей. – Пусть нескольких, пусть немножко, но меняются. В такой ситуации либо ты делаешь и надеешься на лучшее, либо не надеешься и просто сворачиваешься.

Картины незрячих художников в Национальном художественном музее.

Стратегию Сергей и Ирина меняют по ходу. Сначала рассчитывали, что смогут найти крупную компанию, которая поможет оплатить им аренду и расходники. Написали много писем, но ответа не добились. Этот вариант не сработал, план изменили – решили выходить на самоокупаемость.

Для этого нужно выходить на разные престижные площадки, устраивать выставки, заявлять о себе. И продавать картины. Чтобы окупить аренду, нужно продавать 15 картин в месяц. Пока получается продавать две-три.

Недавно стали создавать картины-миниатюры. Стоят они дешево, зато их можно делать в больших количествах и заказать по почте в любую точку мира.

Миниатюра «Ноябрь», «БелоникаАрт». Художники студии создают миниатюры по 12 сюжетам. Один месяц – один сюжет.

Сергей и Ирина не тревожатся и уверены, что добьются самоокупаемости. Главное – благодаря их проекту о незрячих людях стали писать, говорить, их заметили в обществе.

– Мы не делаем ничего глобального. Если ты закрываешь хотя бы маленький кусочек какой-то проблемы, это уже хорошо. А если таких людей много, проблем в мире, в стране, в городе, в вашем дворе станет гораздо меньше.

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото и видео: Андрей Кот для CityDog.by.

ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910

поделиться