Что?! Прокуратура Беларуси признала стихи из сборника классика беларуской литературы Дунина-Марцинкевича «экстремистскими». Памятник поэту стоит в самом центре Минска

Что?! Прокуратура Беларуси признала стихи из сборника классика беларуской литературы Дунина-Марцинкевича...
В четверг, 17 августа, Генпрокуратура признала «экстремистскими материалами» два стихотворения классика беларуской литературы Винцента Дунина-Марцинкевича, а также предисловие к сборнику его произведений. Кажется, дна действительно не существует...

В четверг, 17 августа, Генпрокуратура признала «экстремистскими материалами» два стихотворения классика беларуской литературы Винцента Дунина-Марцинкевича, а также предисловие к сборнику его произведений. Кажется, дна действительно не существует...

Памятник классику беларуской литературы, а заодно автору «экстремистских» в царской России и в современной Республике Беларусь произведений Винценту Дунину-Марцинкевичу (справа) стоит в самом центре Минска. До сих пор стоит?

Стихотворения возможного авторства Дунина-Марцинкевича силовики признали «экстремистскими»

«По заявлению прокуратуры города Минска информационная продукция в виде предисловия Язепа Янушкевіча к книге, а также тексты произведений “Плывуць вятры”, “Гутарка старога дзеда”, приписываемые В. Дунину-Марцинкевичу и включенные в заключительную часть под названием DUBIA, книги из серии “Беларускі кнігазбор” Выбраныя творы/Вінцэнт Дунін-Марцінкевіч признана экстремистскими материалами», – говорится в сообщении официального аккаунта генпрокуратуры в соцсетях.

Но это же бред! Как стихотворения классика и одного из начинателей современной беларуской литературы могут быть признаны «экстремистскими»?

Мы не знаем. Как не знаем, почему предисловие к этой книге, написанное уважаемым еще со времен БССР литературоведом Язепом Янушкевичем, тоже вдруг стало «экстремистским».

Кстати, литературоведы действительно не до конца уверены, что «Плывуць вятры» и «Гутарку старога дзеда» написал именно Винцент Дунин-Марцинкевич. Но во-первых, в современной Беларуси, где, как известно, иногда не до законов, вряд ли кто-то будет разбираться в литературоведческих тонкостях. Поэтому фактически весь этот сборник классика становится «экстремистским».

Во-вторых, внесением в «Беларускі кнігазбор» составители частично признали авторство стихов за Дуниным-Марцинкевичем.

В-третьих, сам факт признания даже анонимных стихов, которые вот уже столетие вписаны в хрестоматии беларуской литературы, экстремистскими, – это новый этап борьбы государства со всем национальным.

Вполне возможно, что силовикам не понравилось, что стихи эти были выпущены во время восстания Кастуся Калиновского, они призывают к борьбе против Российской империи и сейчас читаются как пророческие: «Ці то так судзіў Бог з намі гінуць век пад маскалямі?»

 

Та самая книга, некоторые части которой признаны «экстремистскими». То есть де-юре ничего делать со всей книгой не нужно: ну, только экстремистские страницы не читать или просто их вырвать – и делов-то! Но опыт показывает, что уже сегодня книга исчезнет из всех библиотек страны как «экстремистская». Был классик – и хоп! – не стало классика.

Эти стихи уже 150 лет вызывают недовольство у адептов «русского мира»: сначала у русских имперских силовиков, а сейчас у беларуских

В 1852 году Марцинкевич написал первое известное театральное произведение на беларускай мове – комическую оперу «Сялянка», а его «Пінскую шляхту» не знает разве что двоечник. Но если пьесы Марцинкевича никто особо не трогал, то его гражданская лирика русским – а теперь и официальным беларуским – властям очень не нравилась.

Вы будете смеяться, но во время восстания Кастуся Калиновского 1863-1864 годов царские власти обвинили Дунина-Марцинкевича в распространении «вредных для правительства» произведений. Полиция приписывала ему авторство той самой «Гутаркі старога дзеда», которую запретили и в современной Беларуси.

Хоть участие в восстании Дунина-Марцинкевича, как и авторство этих стихотворений, не было доказано, его арестовали. Он сидел в Пищаловском замке (то есть на Володарке), выпустили его в 1865 году, и находился спадар Винцент под полицейским надзором до самой смерти в 1884 году.

Что примечательно, в формально независимой БССР к этим произведениям никто претензий не имел, их изучали в школах и университетах. Но времена-то изменились!..

Кстати, вам для справки

Решением суда Центрального района г. Минска от 18 октября 2022 года 40-страничная книга того самого Иосифа Бродского на беларускай мове «Балада пра маленькi буксiр» тоже внесена в список «экстремистских материалов». А еще удостоенный многих международных премий роман Ольгерда Бахаревича «Сабакі Эўропы». А еще в «экстремистский» список попала книга «Айчына: Маляўнiчая гiсторыя» беларуского историка Владимира Орлова – по ней историю нашей страны учит уже второе поколение беларуских детей.

 

Перепечатка материалов CityDog.io возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

#Беларусь
поделиться