Если вы все еще не собрались, считайте, что этот обзор – главный толчок к тому, чтобы сходить на ежегодный фестиваль короткометражек. Приличных короткометражек.
ЧТО ТАКОЕ THE MANHATTAN SHORT FILM FESTIVAL
В 1998 году первый The Manhattan Short Film Festival состоялся прямо на Манхэттене: директор фестиваля Николас Мэйсон показал подборку короткометражек на борту грузовика. Уже на следующий год фестиваль переместился в Union Square Park, где open air проходит и по сей день. Николас приглашает в официальное жюри продюсеров, режиссеров и знаменитых актеров, которые из полутысячи фильмов отбирают с десяток хороших короткометражек. После их показывают по всему миру в одно и то же время, и зрители из разных стран голосуют за лучшую.
КАК ФЕСТИВАЛЬ СТАЛ ПОПУЛЯРНЫМ
В 2001 году фестиваль должен был состояться 23 сентября, но 11 сентября произошел теракт, и Union Square Park превратился в пресс-центр для сотен журналистов. Николас решил отменить фест. Но мэрия города настояла на проведении.
Мэйсон вспоминает: «Мы попали в центр внимания мировой прессы, и наш open air показали по телеканалам во многих странах. Именно после этого начался стремительный рост фестиваля и зрительского интереса к нему. В 2001 году мы получили киноленты из 20 стран, а на следующий – из более чем 40».
ПРОГРАММА ЭТОГО ГОДА (ВНИМАНИЕ, ЕСТЬ СПОЙЛЕРЫ)
«Тоннель» (Tunnelen)
Андре Овредал, Норвегия, 12:35
Синопсис: семья возвращается в перенаселенный город будущего из путешествия и застревает в дорожной пробке, причиной которой оказывается загадочный тоннель.
Что важно: фильм снят по мотивам рассказа Элис Глэйзер, хотя в нем мир выглядит не так гнетуще, как в фильме. «Мне показалось, что тут нужен более экстремальный визуальный образ, чтобы показать, почему, собственно, существует этот тоннель, чтобы зритель сразу почувствовал, почему нечто подобное может существовать», – рассказывает режиссер. Со своей стороны отметим, что и сценография, и драматургия фильма великолепны.
«Карусель» (Carousel)
Кэл Вебер, Великобритания, 06:00
Синопсис: когда взрослому мужчине хочется одарить подростка мудростью прописных истин, ему стоит помнить, что реакция может быть неожиданной.
Что важно: как-то нам в комментариях написали, что у Манхэттенского фестиваля есть один большой минус – некоторые фильмы ты просто не успеваешь осмыслить. Кажется, с «Каруселью» дела могут обстоять именно так. Поэтому вам для справки: в фильме всего двое героев, роли которых исполняют знаменитый Юэн Бремнер («На игле», «Черный ястреб», «Перл Харбор», «На игле 2») и его дочь Хармони Роуз Бренмер. Значит, конфликт поколений потенциально мог быть и на съемочной площадке.
На «Берлинале», на Эдинбургском фестивале и на фесте в Оберхаузене эта шестиминутка завоевала главные призы.
«Бравист»
Эвелина Барсегян, Россия, 18:25
Синопсис: Андрей каждый вечер надевает смокинг и кричит «браво» в театрах – за деньги он заведет зал на любом спектакле. Эта «работа» превращает его в законченного циника, пока он не встречает женщину, которая преданно любит театр и не стыдится слез.
Что важно: несмотря на отличную идею (сценарий фильма вошел в топ-5 на питчинге Shorts HD на Каннском кинофестивале в 2015 году), фильм кажется плоским, неестественным и каким-то пластмассовым. Тем более удивительно: Игоря Сергеева номинируют на приз «Лучший исполнитель главной роли», хотя он как будто в насмешку иногда играет так, что, подобно его герою, хочется встать со словами «боже, какая пошлость» и уйти.
«Сломленные» (Kaputt)
режиссеры и аниматоры Фолькер Шлехт, Александр Лаль, Германия, 07:00
Синопсис: документальная анимация о событиях в женской тюрьме Хохенек, которая находилась в ГДР. Это была самая крупная тюрьма в стране, где в том числе держали политзаключенных.
Что важно: одна из самых мощных работ на фестивале. В одном из интервью на вопрос, почему именно анимационная документалистика, Фолькер Шлехт признался, что ключевой идеей фильма стала фраза одной из героинь: в тюрьме для нее все вокруг было серым и во всем не хватало цвета. «Это перекликалось с моими собственными воспоминаниями о жизни в Восточной Германии, особенно о службе в армии – унылый вид и постоянное ощущение того, что во всем не хватает красоты».
Премьера фильма состоялась на «Берлинале».
«Элла получит повышение?» (Ella Gets a Promotion?)
Ричард Диаз и Майк Пузатери, США, 09:00
Синопсис: талантливая и преданная компании сотрудница наконец-то получает заслуженное повышение. Но у новой должности есть и обратная сторона.
Что важно: на этом фильме минская публика обычно оживляется – интернациональная, а от того узнаваемая тема «жизнь в офисе» понятна любому зрителю.
«Держись!» (Hold Оn)
Шарлотта Скотт-Уилсон, Нидерланды, 20:00
Синопсис: у молодой одаренной виолончелистки развивается страх сцены после того, как во время ответственного выступления у ее инструмента рвется струна.
Что важно: хочется провести параллель с «Одержимостью» (тем более что последний фильм тоже вырос из короткометражки). Но тут история немного другая: «Страх сцены – это проблема, с которой я сталкивалась сама. Мне захотелось исследовать это чувство и найти способ преодолеть его. Помимо этого я вдохновлялась рассказами классических музыкантов, у которых страх сцены перерос в серьезное психическое расстройство, – рассказывает Шарлотта Скотт. – Исследования показали, что 30% музыкантов успокаивают нервы бета-блокаторами. Это то, о чем все знают, но никто не говорит. Я хочу, чтобы мой фильм стал ударом по этой системе».
Актриса Чарли Чан Дагелет – претендент в номинации «Лучший исполнитель главной роли» и, хочется верить, фаворит.
«Сверхурочная работа» (Overtime)
Крейг Д. Фостер, Австралия, 09:00
Синопсис: добросовестный менеджер финансовой компании не может отказаться от сверхурочной работы, хотя знает, что после наступления темноты ему не стоит там оставаться.
Что важно: забавный фильм про обычного вервольфа, который вынужден терпеть прихоти своего начальника.
«Горилла» (Gorilla)
Тибо Пинсар, Франция, 14:05
Синопсис: 1952 год, Голливуд. Генри Корсо снимается в костюме гориллы в приключенческих фильмах. Что же ему предпринять, чтобы звезда фильма воспылала любовью к огромной обезьяне?
Что важно: посмотреть интро от режиссера картины, чтобы понять весь смысл фильма.
«Я – карандаш» (Je Suis Un Crayon)
Джо Д'Aрси, Австралия, 05:40
Синопсис: свобода самовыражения – вот главная тема этого анимационного фильма, на который авторов вдохновили марши протеста во Франции в январе 2015 года после теракта в редакции «Шарли Эбдо».
Что важно: понятен идеологический шаг при отборе этой анимации в конкурс, но совершенно неочевидны профессиональные причины попадания «Карандаша», похожего на дипломную работу восторженного аниматора, в шорт-лист.
«Последнее путешествие загадочного Пола В.Р» (Le Dernier Voyage De L’enigmatique Paul W.R.)
Ромэн Киро, Франция, 12:35
Синопсис: лучший астронавт Земли, который должен спасти мир, исчезает в летающей машине накануне полета.
Что важно: удивительно красивая работа режиссера, который хочет пересадить французский кинематограф из телеги социальной комедии в летающий «Ситроен» научной фантастики. Те, кто любят Брэдбери и/или Экзюпери, найдут фильм «своим». Остальным же не может не понравиться сюжет, актеры и общая эстетика короткометражки.
Премьера фильма прошла в апреле на фестивале «Трайбека», на фестивале в Торонто фильм получил заслуженный Гран-при, а на Берлинском фестивале короткометражного кино признан лучшим научно-фантастическим фильмом 2016 года.
Где и когда посмотреть фильмы в Минске?
В ДК Железнодорожников (это на Чкалова): 28-29 сентября в 20:00, 1-2 октября в 16:30. Билет стоит 7 рублей.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.