В Минске начинается один из лучших местных фестивалей – «Лiстапад». Программа в этом году такая большая, что CityDog.by выбрал 9 лучших фильмов, на которые идти – обязательно.
«В тумане» | «Я тебя не люблю» | «У нас есть папа» | ||
|
| |||
реж. Сергей Лозница 2 ноября, Малый зал Дворца Республики (20:00, церемония открытия, 50 000 – 110 000 руб.), кинотеатр «Октябрь» (21:00, 30 000 руб.). 7 ноября, «Дом кино» (18:30, 20 000 руб.). Фильм открытия. Вторая игровая работа уроженца Баранович, каннского лауреата Лозницы, по повести Василя Быкова. Больше всего завораживает даже не традиционная быковская экзистенциальная удавка, стягивающаяся весь фильм у зрителя на шее, а простое осознание, что «В тумане» – это такой, в общем, типичный «Партизанфильм», всего-то сделанный с душой и талантом. Снятая тем же оператором, что и важнейшие фильмы румынской волны, поставленная опытным документалистом, порядком всем надоевшая история вдруг срабатывает, как уже давно не срабатывала. | реж. Павел Костомаров и Александр Расторгуев 3 ноября, кинотеатр «Центральный» (21:00, 30 000 руб.). Продолжение фильма, как ни странно, «Я тебя люблю» тех же режиссеров: странное, на стыке документалистики и игрового кино высказывание о границах между реальностью и искусством. Выглядит все довольно шокирующе: кассирша Вика снимает на пленку свои метания между двумя не очень привлекательными мужчинами и свои на этот счет размышления. Камеру Вике дали сами режиссеры и попросили снять про себя художественное кино – она и сняла. Костомаров – обладатель берлинского «Серебряного медведя», а Расторгуев просто один из лучших постсоветских документалистов. Так что немудрено, что в их руках набор формальных ограничений во второй раз превратился в отличный фильм. | реж. Нанни Моретти 3 ноября, «Дом кино» (21:00, 20 000 руб.). Итальянский Вуди Аллен, Моретти дважды получал призы в Канне за крайне серьезные, даже слезоточивые фильмы. На этом противоречии строится и его прошлогодний «У нас есть папа»: комедия о католическом кардинале, который, когда его избрали папой, перенервничал и сбежал из Ватикана. Сам Моретти играет комического психоаналитика для папы, своей жизнью озабоченного существенно больше, чем высокопоставленным пациентом. Тот в какой-то момент заставляет облаченных в рясы священников играть в волейбол. Вот примерно так весь фильм и выглядит. |
«Однажды в Анатолии» | «Грозовой перевал» | «За холмами» | ||
| ||||
Реж. Нури Бильге Джейлан 4 ноября, Малый зал Дворца Республики (15:30, 30 000 руб.). Режиссер Джейлан не уезжает с европейских фестивалей без призов, но ценят его там за не самые очевидные для турка достоинства. Его медленные, будто пристально вглядывающиеся в персонажей фильмы здорово контрастируют с подразумеваемой витальностью страны. «Однажды в Анатолии» доводит эту антитезу совсем до гротеска: раздумчивый и живописный фильм снабжен детективной интригой и рассказывает о сложных человеческих судьбах. Большое во всех смыслах кино. | Реж. Андреа Арнольд 4 ноября, Малый зал Дворца Республики (18:30, 30 000 руб.). 6 ноября, кинотеатр «Пионер» (21:00, 20 000 руб.). Прошлогодняя экранизация романа Эмили Бронте всеми силами открещивается от определения «очередная». Режиссер Арнольд превратила пыльную классику в прямой репортаж из запасников мировой культуры: ручная камера облетает туманные пейзажи Йоркширшины как будто в первый раз, артисты словно не знали свои роли назубок. Получился беспроигрышный расклад: на фильм в равной степени стоит идти и любителям степенной литературы, и интересующимся британским соцреализмом. | Реж. Кристиан Мунджу 5 ноября, кинотеатр «Центральный» (21:00, 30 000 руб.). Первый за пять лет полнометражный фильм автора «4 месяцев, 3 недель и 2 дней». В центре снова две женские судьбы: одна из воспитанниц детского дома оказывается в монастыре, вторая уговаривает уехать за границу. Получившуюся историю все посмотревшие называют антиклерикальной, а Мунджу путается в показаниях – то ли действительно против попов снимал, то ли просто про любовь. Впрочем, для людей, хоть раз попавших под обаяние румынского кино, таких разъяснений и не требуется: два с половиной часа видеть на экране живой и полнокровный мир само по себе в радость. |
«Отчаяние. (Путешествие в свет)» | «Любовь» | «Лиссабонские тайны» | ||
| ||||
реж. Райнер Вернер Фассбиндер 7 ноября, Малый зал Дворца Республики (18:30, 40 000 руб.). Самый удивительный фильм фестиваля. И самый дорогой, стоивший примерно как остальные его картины, вместе взятые, фильм Фассбиндера по роману Набокова. В свое время его не заметили, а в прошлом году отреставрировали и показали в Канне уже в статусе классического. Каким-то совершенно волшебным образом точно повторяющий тягучую, построенную на миражах и отражениях структуру книги, фильм еще и довесил ее своими фантомами: играющий главную роль выдающийся англичанин Дир Богарт здорово похож на самого Набокова. | реж. Михаэль Ханеке 9 ноября, Малый зал Дворца Республики (20:00, 70 000 – 80 000 руб.), кинотеатр «Центральный» (21:00, 30 000 руб.). За последние пару лет австриец Ханеке из просто живого классика стал натурально интеллектуальной суперзвездой. Его последний фильм «Любовь» принес ему уже вторую «Пальмовую ветвь». «Любовь» – рассказ о пожилой паре, пытающейся сохранить тепло отношений даже вопреки постепенно перестающим работать телам. Сам Ханеке всячески отрицает, что на старости стал смягчаться, но все фильм видевшие в один голос утверждают: фильмов нежнее на свете мало. | реж. Рауль Руис 10 ноября, кинотеатр «Центральный» (18:30 – первая часть, 21:30 – вторая, билет на каждую – 30 000 руб.). В прошлом году умерший чилиец Руис – один из редких образцов режиссера очевидно большого и заслуженного, но при этом в массовом зрительском обиходе совсем не популярного. Покинувший родину еще во времена Пиночета, Руис стал своим для французов: тамошние синефилы почитали его равным Годару. «Лиссабонские тайны» – редчайшая возможность для минчан увидеть Руиса на большом экране, и сразу – возможность избыточная: фильм длится четыре часа. Если французские критики что-то понимают в кино, то эти четыре часа того стоят. |
Расписание всей программы «Лiстапада» – тут. |