Аня – художница, Настя – поэтесса, и вместе они снимают квартиру, в которой всегда творческая атмосфера.
Комната Ани
Первой в квартиру два года назад въехала Аня, через год тут же поселилась Настя. В целом у квартиры богатая история. Здесь жили основательница общественной организации «Ее права», директорка и председательница правления «Фиальты», одно время этим занималась и Аня. Как она шутит, постепенно из общественного направления квартира перешла в творческое.
– Я сюда переехала к девочке, с которой мы вместе работали. Когда я приходила к ней в гости еще до ремонта, думала: «О-о-ой…» Но после ремонта все стало выглядеть неплохо, и я поняла, что это пространство можно наполнить нужной энергией, – рассказывает Аня. – Вообще, проблем с поиском жилья у меня никогда не возникало: квартиры всегда находятся быстро. До этого я жила в однокомнатной квартире и переехала только потому, что захотелось пожить с кем-то.
В этой комнате от предыдущей хозяйки остались шторы, тахта и шкаф. Все остальное я привезла с собой. Раньше я жила в комнате поменьше, но перед Настиным переездом мы поменялись. Там мне физически не хватало места для работы. Хотя, когда ты впадаешь в нужное состояние, просто перестаешь замечать окружающий мир.
Сейчас Аня не только рисует сама, но и учит этому детей и взрослых. Кстати, ощущать себя художницей, по собственному признанию, она начала не так давно – всего два года назад, после окончания университета, где девушка училась на дизайнера.
– Как будто снялись внутренние ограничения. Не нужно больше делать по правилам, можно делать как чувствуешь. И пошли совсем другого рода картины. Не просто потому, что я умею рисовать, а потому что готова честно о себе рассказывать.
Вообще, как мне кажется, рисование – это история о том, что ты чувствуешь в конкретный момент. Стили к этому не имеют никакого отношения. Я пишу и предметное масло, и абстракции, и графику.
Чтобы не пропустить вдохновение, Аня всегда носит с собой скетчбуки, рисунки из которых потом переносит на открытки. Их главное преимущество в том, что с ними легко расставаться. Чего не скажешь о картинах.
– Я готова расстаться с работой, только если человек будет любить ее так же, как и я, – смеется Аня. – На самом деле просто нужно время. Это как с любой из вещей: ты попользовался ей, понимаешь, что она классная, но ты уже насытился, и поэтому будет здорово, если она будет давать эмоции кому-нибудь еще. Так что я могу расстаться практически со всем.
Кроме картины, которая висит над кроватью. Она для меня много значит, потому что я еще сама не разгадала заложенный в нее смысл. Мне кажется, что она похожа на миф о путешествии в подземное царство. Но все детали я объяснить не могу и ловлю кайф из-за того, что она неочевидна для меня.
Еще одна значимая для меня картина – работа моей ученицы. Ей 13 лет. Она рисовала на уроке, где нужно было показать сильное чувство, которое с тобой происходит. Когда она только начала рисовать, я подумала, что готова купить работу за любые деньги. В конце она объяснила, что картина о том состоянии, когда ты лежишь с другим человеком ложечками и тебе ничего не страшно. Картину, кстати, она мне подарила.
Это моя работа, она еще в процессе – ирония на тему эмоджи в Facebook. История о том, что перед смертью все меркнет.
Акварели мне очень нравятся, потому что в них хорошее настроение: много надежды, романтики и теплоты.
Вообще мне хочется, чтобы то, на что я постоянно смотрю, было красивым, смешным или трогательным. Это важно. Например, цветы меня очень радуют – мои мини-тропики. Один из них путешествует со мной по разным квартирам уже шесть лет, мой дружище. Так приятно наблюдать, как кто-то растет рядом с тобой.
На мое отношение к окружающему пространству сильно повлияла одна моя знакомая, с которой мы вместе жили несколько месяцев. Она всегда говорила, что нужно окружать себя только теми вещами, которые тебе очень нравятся. Если они оставляют тебя равнодушными, лучше отдать их кому-нибудь другому.
У меня в тот период была огромная шкатулка с украшениями еще с подросткового возраста, все подряд. Она меня посадила и говорит: давай перебирать. В итоге осталась совсем маленькая коробочка, на что знакомая сказала: теперь ты понимаешь, какая ты женщина? И для меня это был урок на всю жизнь. Убирать лишнее и окружать себя вещами, которые ты действительно любишь.
Комната Насти
– Когда я начала искать квартиру, написала, наверное, 20 своим знакомым, которые, по моему мнению, были в разных тусовках. И одна девочка сказала, что ее подруга сдает комнату. Так мы познакомилась с Аней.
Комната была абсолютно пустой. С собой я привезла кровать, основание которой использую вместо шкафа, а на матрасе сплю. Хочу быть ближе к земле (смеется). Фортепиано, конечно, тоже переехало со мной.
Зеркало я купила у какого-то дедули на «Куфаре», мне понравилась форма. Приехала за ним в дикие гаражи. У нас есть несколько гаражных комплексов – такие многоэтажные советские паркинги. Я даже не подозревала об их существовании. Полку тоже купила у чувака в интернете. Картина от Ани. Она спросила, хочу ли я ее оставить, и я с радостью согласилась.
Для меня в интерьере важно, чтобы было светло и удобно. За то время, что я здесь живу, переставляла мебель, наверное, раз десять. Постоянно ищу суперидеальное расположение, чтобы было максимально удобно. Сейчас мне кажется, что это лучший вариант. Правда, я так думаю каждый раз (улыбается).
Настя работает менеджером в винном баре Svobody, 4 и пишет стихи. У нее свой паблик «Вконтакте», она выкладывает их в Facebook и периодически выступает на тематических мероприятиях типа «Эшафот» и «Плохие/хорошие стихи».
– Пока у этого нет другой реализации. Не могу найти идеальную форму для себя. Я не совсем музыкант, хотя и научилась играть на фортепиано. Тексты музыкальные, и стихи различаются, и я пока не знаю, как трансформировать одно в другое и нужно ли мне это вообще.
Я думала о сольном вечере, но мне кажется, что это не слишком интересный формат. Не хватает экшена. Артист должен развлекать публику, а не просто показывать себя. Мы сейчас с другом снимаем видео. Может быть, это то, что нужно.
А еще вместе с Аней мы пытались сделать сборники. Она написала три картины для иллюстрации, я отобрала стихи, но работа стала. Потому что у нас обеих поменялось настроение, и мы не смогли работать с прошлым материалом. Кажется, что это уже не о тебе.
На самом деле вся поэзия перекочевала в музыку. Поэтические вечера проходят, но их формат очень странный и это интересно маленькому кругу людей. Даже сами поэты в Минске плохо знакомы друг с другом. Но, мне кажется, это временное явление: поэзия была всегда.
Мне нравится, как в Минске пишу стихи я и Андрей Шкиленок. Все. Если говорить о современных музыкантах, то круто делают Олег ЛСП, 4 Позиции Бруно, Хаски.
Что касается квартиры, то обстановка девушку полностью устраивает, но в ближайшее время она планирует сменить место жительства – хочет попробовать пожить одна.
Кухня
– Она еще мокрая. Я совсем недавно ее нарисовала, – Аня показывает картину с обнаженной девушкой, которая почему-то оказалась на кухне.
– Просто по цвету хорошо сюда вписывается. Ну, и такая легкая провокация. На всякий случай я поинтересовалась у Насти, не против ли она голой женщины на кухне.
На самом деле у нас очень мало говорят об эмоциях и сексуальности. Даже в Академии во время уроков нас просто учат изображать тело пропорционально. Я же стремлюсь к тому, чтобы через рисование приходило принятие тела, раскрепощение и понимание, что это все просто и естественно.
На моих картинах часто появляется и Настя. Я ее рисовала, когда мы только начали жить вместе. Но сейчас это было бы совсем по-другому.
– А нарисуешь? – соседки договариваются о новой совместной работе.
– Многие думают, что у нас дома постоянно собирается творческая тусовка. На самом деле мы устраиваем вечеринки, но только для двоих, – смеются. – Бывает, пойдем вечером попить чаю, а потом разговариваем до трех часов ночи об искусстве. Настя рассказывает о поэзии, мы слушаем рэп и обсуждаем: как же красиво! А еще чаще всего первыми показываем друг другу картины и стихи.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.