Сегодня в рубрике квартира с нишами из кварцевого сланца. А дом – тот, что с куполом и легендарным кафе «Мядуха» на Кирова.
История квартиры
– Квартира находится в доме былой дворянки Ядвиги Костровицкой – родной сестры Эдварда Войниловича, который построил знаменитый Красный костел. Ядвига Костровицкая славилась своим коммерческим талантом и сетью доходных домов, и этот дом как раз из таких. Построили в начале XX века в стиле модерн.
Раньше на первом этаже в доме было управление Либаво-Роменской железной дороги, а перед началом Первой мировой войны весь второй этаж был отведен под курсы медсестер.
Дом был доходным, то есть для сдачи в аренду, и в нем жило много ученых людей, из-за того, что рядом был университетский городок. Поэтому его прозвали домом красной профессуры. Красной – из-за того, что построен он из красного кирпича. Здесь, кстати, и теперь живет много интересных личностей, но без их позволения не стану перечислять.
Моя мама родилась в доме напротив на проспекте и ее семья очень дружила с Риммой Яковлевной – предыдущей хозяйкой этой квартиры. Так вот Римма Яковлевна не хотела никому оставлять квартиру, кроме моей мамы – так и получилось, что мама потом ее купила.
ПРО РЕМОНТ
Дом 1911 года позволял разгуляться в плане ремонта. Мы с мамой все делали в квартире сами и нам сразу захотелось показать великолепный обжиг красного кирпича, из которого построен дом. Поэтому в спальне мы сделали нишу в стене. Стены, кстати, в квартире очень толстые – соседи не слышат нас, а мы их.
Мама была архитектором и вообще очень любила забудовы в стиле модерн – это полностью ее тема. Она в соавторстве с еще тремя прекрасными женщинами в 80-х годах издала четырехтомник «Памятники архитектуры Беларуси». Они очень над ним трудились, написали все популярным языком, но эти книги все равно мало кто знает.
Так вот, домов в стиле модерн в Минске – по пальцам пересчитать. А в этом доме особенно обескураживает стеклянный купол в подъезде – излюбленное место киношников. В один год как не выйдешь, то «Каменскую» снимают, то еще какой сериал. Или просто люди с камерой ходят – говорят много света хорошего там.
В квартире мы отодрали невероятный слой обоев и решили просто покрасить все белым, чтобы глаза не уставали от ярких красок. А вот шкафы в черный покрасили уже под веяниями моды.
Особого внимания заслуживает лампа в зале – ее мы решили сплавить строительным феном, а так как это кусок пластика – получилась шляпа в стиле Элеоноры Езерской.
Про картину
Картину в зале нарисовала я, она можно сказать документальная. Нарисовала я ее в знаменитом одно время санатории «Юность» на Минском море. Тогда как раз зацвела вода: такой замечательный изумрудный цвет, красивые красные от белорусского солнца люди, которые пытались поплавать. Невозможно было это не нарисовать.
Про разрисованные двери и холодильник
Вообще, я художница, но двери, например, разрисованы не поэтому. Просто в нулевые, когда все было выдохнули после девяностых, опять захотелось задержать дыхание, потому что шли туда, где что-то показалось – а там тупик.
Поэтому и рисовалось на всем – на плите, которую не сохранили, на дверях, на холодильнике. А на шкафу была трехстворчатая композиция по названию одноименной песни группы «Хуун-Хуур-Ту» – «60 коней в моем сердце». Это полотно мы позже вынесли в подъезд, а оттуда его забрали неизвестные люди.
Про потолки
Нельзя обойти стороной потолки – их высота 3,70 метра. В доме с такими потолками мысль устремляется вверх, развивается и не сразу натыкается на препятствие, а только спустя отметку 3,70 и поэтому успевает больше, чем под стандартными 2,80.
Здесь вообще все немного перекроено. Квартиры, очевидно, в советское уже время разрезались в неожиданных местах – этим продиктована интересная планировка.
Про стол на кухне
Стол в нашей семье – это очень сакральный и объединяющий людей предмет. Мы все обсуждаем и решаем за столом. Поэтому и столешница на кухне получилась такая многозначительная. Мозаика на нем в основном из белого кирпича, хоть украсить как-то белый кирпич трудно. Со штукатуркой было бы проще, но на нее не всегда хватает сил и средств.
Для отделочного материала ниш в квартире мы взяли кварцевый сланец, всякие археологические скляночки и ракушки с моря. Мама с ее архитектурным опытом видела не ниши, а гроты и пещерки в этих дебрях толстой стены.
Вообще, мы с мамой, как натуры творческие, использовали для украшения квартиры все – битый кирпич, смальту, крошку мрамора, кварцевый сланец. Все в дело – и мир живет в цветах.
Про «Мядуху»
А еще на углу дома есть легендарное место – кафе «Мядуха». Это был такой питейный капкан, в тиски которого попадался путник, невинно вышедший из дома. А бессменная директорша позволяла мне выставлять у них мои неоформленные триптихи – к изумлению или ужасу завсегдатаев заведения.
Про соседей
Колодезный формат двора сталкивает обитателей дома, вернее их акустическую составляющую, весьма по-питерски или по-берлински. И хорошо, если ты разучиваешь сонату Бетховена, а если шлягер из приснопамятной «Мядухи»? Поэтому у нас частенько появлялся участковый, вызываемый соседом на соседа. Но решал вопросы он всегда мирным путем – и вновь воцарялась тишина, звенящая за толстыми стенами.
Мне всегда нравилась такая акустика, она как бы показывает, что вы не просто безымянные соседи, а что у тебя есть лицо и у твоих соседей есть лицо, пусть оно и не всегда тебе нравится.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.
Поэтому столько внимания деталям и так мало общих планов? Всё так плохо, да?
Очень приятная почти не испорченная кВ
Деревянный пол всегда крут
Белые стены всегда круты
Детали странные, но это хозяйский дух
Интересно можно ли положить подобный пол в обычную кВ без поднятия его на лаги?
Столько слов про купол в подъезде, а фото так и не показали. Жаль!
мне страшно и удивительно,что это дело рук архитектора! прям сапожник без сапог.
Или это для тех, кто переживает, что, мол, пора бы ремонт сделать, а потом раз — статья на ситидожике про то, как живут архитекторы да хужожники. И все, и ремонт уже не так нужен.
Я всегда считал, что основная проблема у нас - это отсутствие визуального примера и это дурацкое выражение - что вкус либо есть, либо нет. Если искать пример, смотреть другие интерьеры - можно создать свое пространство со вкусом, пусть это будет немного вторично, но гармония и красота будет. Соблюдение золотого сечения в интерьере - уже половина успеха. Да, шедевр не создашь - но повторишь. Пример этой квартиры очень разочаровывает - а квартира вызывает сочувствие.